Устройство электроснабжения транспортных средств переменного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЬОХ СРЕДСТВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА/ содержащее рельсовые цепи, содержащие дроссель-трансформаторы , обмотки которых подключены к рельсам и имеют средние выводы , и реле сигнализации, контактную сеть, подключаемую к тяговой подстанции, состоящую из несущего троса, контактного провода и усиливающего провода, экранирую1 ий провод , с которым связаны опоры контактной сети, отличающеес я тем, что, с целью снижения электромагнитного влияния контактной сети на смежные линии и повышения электробезопасности , оно снабжено переключателями переменного тока на симисторах , включенными между экранирующим проводом и средними выводами дроссель-трансформаторов, блоi ком управления, элементом ИЛИ, датчиками напряжения экранирующего про (О С вода, датчиками тока питания рельсовой цепи и датчиками срабатывания реле сигнализации,причем цепи управления переключателей переменного тока соединены с датчиками через блок управления и элемент ИЛИ. 00 4 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (12) 3(51) В 60 М 3/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н) 3849
Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВЪ (54) (57) УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОСНАВЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА, содержащее рельсовые цепи, содержащие дроссель-трансФорматоры, обмотки которых подклю(21) 3525337/27-11 (22) 21.12.82 (46) 07.04.84. Вюл. )) 13 (72) Б.И.Косарев, Г.Н.Косолапов, Е.И.Коннова, A.È.Kóøíèð, А;В.Фролов, С.Д.Сокодов, Л.A.×åðíîóñoâ и Т.П. Добровольскис (71) Всесоюзный ордена Трудового
Красного Знамени научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта и Московский ордена
Ленина и ордена Трудового Красного
Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (53) 621.316 761.2:621.332(088.()) ,(56) 1. Авторское свидетельство СССР
)) 670475 кл. В 60 М 3/02, 1972 (прототип) . чены к рельсам и имеют средние выводы, и реле сигнализации, . контактную сеть, подключаемую к тяговой подстанции, состоящую из несущего троса, контактного провода и усиливаю(его провода, экранирующий провод, с которым связаны опоры контактной сети, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения электромагнитного влияния контактной сети на смежные линии и повышения электробезопасности, оно снабжено переключателями переменного тока на симисторах, включен. ыми между экранирующим проводом и средними выводами дроссель-трансформаторов, блоком управления, элементом ИЛИ, датчиками напряжения экранирующего провода, датчиками тока питания рель. совой цепи и датчиками срабатывания реле сигнализации, причем цепи управления переключателей переменного тока соединены с датчиками через блок уп- Я равления и элемент ИПИ.
1084158
Изобретение относится к устройствам для электроснабжения электроподвижного состава .электрических железных дорог переменного тока, в ,частности к устройствам для.тягового электроснабжения, обладающим малым электрическим .и магнитным влиянием на продольные .линии связи s систему централизованной блокировки.
Известно устройство для электроснабжения транспортных средств пере- 10 менного тока, содержащее рельсовые цепи, содержащие дроссель-трансформаторы, обмотки которых подключены к рельсам и имеют средние выводы, и реле сигнализации, контактную сеть 15 подключенную к тяговой подстанции, состоящую из несущего троса, контактного провода и усиливающего провода, экранирующий провод, с которым связаны опоры контактной се- 20 ти (1) .
Однако известное устройство недостаточно снижает электромагнитное влияние контактной сети на линии сигнализации, централизации 25 и блокировки (СЦБ) и линии связи, металлические коммуникации и не обеспечивает условий повышенной электробезопасности.
Целью изобретения является снижение электромагнитного влияния контактной сети на смежные линии, металлические коммуникации и повыщенке электробезопасности.
Укаэанная цель достигается тем, что устройство для электроснабже" ния транспортных средств перемен- ного тока, содержащее рельсовые цепи содержащие дроссель-трансформаторы, обмотки которых подключены к рельсам и имеют средние выво- 40 ды, и реле сигнализации, контактную сеть, подключаемую к тяговой подстанции, состоящую из несущего троса, контактного провода и усиливающего провода, экранирующий 45 провод, с которым связаны опоры контактной сети, снабжено переключателями переменного тока симисторах,. включенными между экранирующим проводом и, средними выводами 50 дроссель-трансформаторов, блоком управления, элементом ИЛЙ, датчиками напряжения экранирующего провода, датчиками тока питания рельсовой цепи и датчиками срабатывания реле 55 сигнализации, причем цепи управления переключателей переменного тока . соединены с датчиками через блок. управления и элемент ИЛИ.
На фиг.l изображена электрическая 60 схема предлагаемого устройства.; на фиг.2 — блок-схема управления работой переключателя переменного тока, например симистором, выполняющим роль заземлителя. 65
Тяговые подстанции 1 обеспечивают питание электроподвижного состава
2 по трехпроводной контактной сети 3, состоящей иэ несущего троса, контактного и усиливающего проводов (отдельно не показаны) . Ток электровоза, протекая по трехпроводной контактной.сети и далее на тяговую подстанцию, замыкается по рельсовым цепям 4, содержащим дроссель-трансформаторы 5, переключатели переменного тока, выполненные на симисторах 6.
Для питания рельсовйх цепей на питающем конце блок-участка находится источник питания 8. На приемном конце находится реле сигйализации 9.
Включение симистора б осуществляется через блок управления 10 и элемент логики ИЛИ 11, либо при появлении на экранирующем проводе напряжения, обусловленного нарушением изоляции контактной сети (датчик на пряжения 12), либо.от датчика тока
13, установленного в цепи источника питания рельсовых сетей, либо от датчика 14 срабатывания реле сигнализации.
Устройство работает следующим образом.
В нормальном режиме работы системы электроснабжения ток нагрузки электровоза 2 проходит от трансформаторов тяговых подстанций l.по контактной сети 3 и рельсовой цепи 4.
При перемещении слева направо элект роподвижного состава 2, потребляющего ток, с блок-участка С на блокучасток А ток источника питания 8 рельсовой цепи возрастает (в 6-10 раэ) эа счет шунтирования обмотки дроссель-трансформатора 5. Датчик тока 13 источника питания 8 срабатывает и через элемент ИЛИ 11, и.блок управления 10, формирующий импульс управления, открывает ближайший к электровозу симистор б, соединяющий экранирующий провод 7 (точка a ) со средним выводом дроссель-трансформатора 5.
Вследствие этого ток нагрузки электроподвижного состава, протекающий по рельсовой цепи 4, перераспределяется в экранирующий,провод.7 через ближайший дроссельтрансформатор 5 и симистор б в цеI пиа -a . .При перемещении электровоза с блок-участка A на блок-участок В, ранее открытый, симистор б цепи а - 0 остается открытым. Сигнал на его открытие поступает теперь уже от датчика 14 срабатывания реле сигнализации 9, поскольку оно обесточивается. Симистор б в цепи
b-Ь срабатывает от датчика тока 13 аналогично тому, как это имело место в предыдущем случае. При перемещении электровоза с блок-участка В
10841 58
Составитель Е.Белов
Редактор С.Тймохина Техред Л.Иикеш Корректор В.Синицкая
Заказ 1878/12 Тираж 657. Поцписное
ВНИИПИ Государстзенного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-.35, Раушская наб, д. 4/5
Филиал ППЛ Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 на блок-участок С симистор 6 в цепи
6- и закрывается вследствие отсутствия сигналов от датчиков 12, l3 и 14, а снмистор . 6 в цепи
Ь- Ь остается открытьм. Как и в предыдущем случае, сигнал на его открытие поступает от датчика
14 срабатывания реле сигнализации.
При перемещении электровоза с блокучастка С на следующий блок-участок А по описанной причине осуществ,ляется закрытие симистора в цепи ,Ь-Ъ, и далее на участке между металлическими перемычками процесс открытия и закрытия эаэемлителей повторяется.
В случае нарушения изоляции контактной сети напряжение на экра . нирующем проводе возрастает; Срабатывает датчик напряжения 12, после чего открываются ближайшие к месту к.з. заземлители. Тем самым происходит соединение через симисторы экранирующего провода с нулевыми . точками путевых дроссель-трансформаторов. Если при отсутствии снмистора максимальное значение напряжения-на дополнительном проводе определялось падением напряжения на длине дополнительного провода, равном
l 5 длины блок-участка, то во втором случае оно определяется сопротивлением провода, длина которого сос-.. тавляет. 0,5 длйны блок-участка.
Таким образом, в предлагаемом устройстве тягового электроснабжения ближайшие к нагрузке дроссель1О трансформаторы рельсовой цепи при движении электровоза автоматически соединяются с экранирующим проводом.
3а счет этого при нормальной работе систем электроснабжения большая
15 часть (50-60%) тока нагрузки электроподвижного состава проходит по экранирующему проводу, расположенному вблизи от проводов. контактной подвески. Тем самым осуществляется уменьшение электромагнитного влияния тяговой сети. A соединение экранирукщего провода при нарушении изоляции контактной сети с рельсовой цепью снижает напряжение на конструкциях опор контактной сети, повышая электробезопасность обслуживающего персонала.