Ротационный гидравлический демпфер линейных колебаний
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. РОТАЦИОННЫЙ ГИДРАВЛИ. ЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР ЛИНЕЙНЫХ КОЛЕБАНИЙ по авт. св. № 697762, отличающийся тем, что, с целью улучшения характеристики демпфирования и увеличения долговечности , он снабжен установленной между дисками и внутренней поверхностью корпуса упругой втулкой, в которой выполнены продольные пазы. 2. Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса его сборки , упругая втулка вьтолнена разъемной в радиальном направлении, а сопряженные поверхности корпуса и втулки - конусными .
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1084507
3m F 16 F 9/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 697762 (21) 3528118/25-28 (22) 24.12.82 (46) 07.04,84. Бюл. № 13 (72) В. А. Жолобов (71) Производственное объединение «Ворошиловградский тепловозостроительный завод им. Октябрьской революции» (53) 621-567.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 697762, кл. F 16 F9/12, 1977 (прототип). (54) (57) 1. РОТАЦИОННЫЙ ГИДРАВЛИ-.
ЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР ЛИНЕЙНЫХ КОЛЕБАНИЙ по авт. св. № 697762, отличающийся тем, что, с целью улучшения характеристики демпфирования и увеличения долговечности, он снабжен установленной между дисками и внутренней поверхностью корпуса упругой втулкой, в которой выполнены продольные пазы.
2. Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса его соорки, упругая втулка выполнена разъемной в радиальном направлении, а сопряженные поверхности корпуса и втулки — конусными.
1084507
55
Изобретение относится к вибрационной технике, а именно к устройствам для устранения колебаний транспортных машин.
По основному авт. св. № 697?62 известен гидравлический демпфер ротационного, (вращательного) типа, предназначенный для ограничения амплитуд линейных (в направлении одной координаты) колебаний объекта и содержащий герметичный корпус, заполненный вязкой рабочей жидкостью, ротор, установленный в корпусе с возможностью поворота, и чередующиеся диски, одни из которых прикреплены жестко к ротору, а другие оснащены по наружному диаметру лопастями. Лопасти размещаются с зазором в продольных пазах, выполненных на внутренней цилиндрической поверхности корпуса(43.
Увеличение параметра сопротивления известного демпфера (а значит, и развиваемого им момента сил вязкого трения) при низких тем пературах является вредным с точки зрения ухудшения динамических качеств экипажей. Увеличение коэффициента динамики рессорного подвеса отрицательно влияет на работоспособность и долговечность как самих гасящих устройств, так и подрессорных частей и пути, по которому движется экипаж. Кроме того, обеспечение прочностных свойств демпфера при повышенных нагрузках требует увеличения материалоемкости этих узлов или применения более дорогостоящих конструкционных материалов.
Цель изобретения — улучшение характеристики демпфирования и увеличение долговечности демпфера.
Указанная цель достигается тем, что ротационный гидравлический демпфер линейных колебаний снабжен установленной между дисками и внутренней поверхностью корпуса упругой втулкой, в которой выполнены продольные пазы.
С целью упрощения процесса сборки демпфера упругая втулка выполнена разьемной в радиальном направлении, а сопряженные поверхности корпуса и втулки конусными.
Такое конструктивное решение обеспечивает улучшение характеристики демпфирования предлагаемого устройства и увеличение его долговечности вследствие ограничения величины момента сил вязкого трения, например, в области низких температур окружающей среды.
На фиг. 1 изображен предлагаемый демпфер, общий вид с частичным разрезом; иа фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.
Демпфер содержит герметичный заполненный вязкой рабочей жидкостью, например силиконовой, корпус 1, закрытый по торцам крышками 2 и 3. В корпусе 1 на подшипниках 4 расположен ротор 5, на котором перпендикулярно его оси зак5
2 реплены диски 6, расстояние между которыми фиксируется кольцами 7.
Во внутренней полости корпуса 1 установлена с возможностью поворота (без фиксации в тангенциальном направлении) втулка 8 из упругого материала, разрезанная вдоль ее образующей (сквозной паз 9) и сопряженная с корпусом 1 с предварительным диаметральным поджатием. Поджатие обеспечивается исполнением сопряженных поверхностей корпуса 1 и втулки 8, например, по одной из посадок с гарантированным натягом. На внутренней поверхности втулки 8 выполнены пазы 10, параллельные ее оси.
Кольцевые уплотнений 11 и прямолинейное уплотнение 12 (воль всего паза 9) препятствуют проникновению рабочей жидкости к сопряженным поверхностям корпу- са 1 и втулки 8.
В кольцевых полостях между дисками 6 размещены диски 13, на периферии которых выполнены лопасти 14, установленные с зазорами 15 в пазах 10 втулки 8.
В центральной полости демпфера расположен термокомпенсатор 16.
Сборку втулки 8 с корпусом 1 можно проводить в следующем порядке. Втулку, имеющую в свободном состоянии наружный диаметр больший внутреннего диаметра кор. пуса, с помощью приспособления (например, охватывающей цанги), занимающего часть длины втулки, сжимают (при этом уменьшается ширина паза 9) до размеров отверстия корпуса и вводят свободной час. тью в корпус. Приспособление снимают и втулку допрессовывают осевым нажатием.
Исполнение указанных сопряженных поверхностей корпуса и втулки согласованно-конусными позволяет проводить сборку без использования описанного приспособления.
Демпфер работает следующим образом.
При воздействии через передаточный (например, кривошипно-шатунный) механизм демпфируемого объекта (не показан), совершающего возвратно-поступательное движение, на вал ротора 5, последний приходит в возвратно-поступательное движение относительно корпуса 1.
При малых колебаниях все диски вращаются вместе с ротором, сопротивление демпфера невелико и определяется сопротивлением лопастей 14, перемещающихся в пазах 10. При больших колебаниях диски
6 проскальзывают относительно дисков 13, при этом возникают силы вязкого трения в зазорах между дисками и сопротивление дем пфера возрастает.
При достижении моментом сил вязкого трения величины момента сил фрикционного трения в паре корпус-втулка последняя вместе с ротором и дисками начинает проворачиваться. Таким образом, максимальный развиваемый демпфером момент
1084507 а ю Д а т го
Составитель С. Таратухин
Редактор А. Огар Техред И. Верес Корректор А. Ференц
Заказ 1960/29 Тираж 913 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4.3 не может превосходить указанного момента сил сухого трения. Последний определяется величиной необходимого демпфирования в рессорном подвешивании транспортной машины и обеспечивается степенью запрессовки втулки в корпус. 1
Использование изобретения позволяет снизить нагруженность элементов рессорных подвесок, подрессоренных масс транспортных машин и пути, а следовательно, увеличить их долговечность (в частности, в области низких температур) . Точное знание верхних значений эксплуатационных нагру1вок на демпфер позволяет избежать при проектировании завышенных коэффициентов запаса прочности, . что обеспечивает снижение материалоемкости этого узла.