Лопасть рабочего колеса гидромашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЛОПАСТЬ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ГИДРОМАШИНЫ, содержащая перо, периферийная торцовая кромка которого с рабочей стороны выполнена по дуге окружности , отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем снижения интенсивности кавитационной эрозии, торцовая кромка выполнена по дуге окружности и с тыльной стороны, причем радиусы дуг окружностей составляют 0,15-0,25 толшины периферийного торцового сечения пера. (Л со 4; CD 05

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1094976 з(р F 03 В 3/12 F 04 D 29/24

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3489160/25-06 (22) 02.09.82 (46) 30.05.84. Бюл. № 20 (72) Л. И. Сапожникова, Б. А. Шарапов, А.А. Янковский и Н. И. Пылаев (53) 621.224 (088.8) (56) 1. Шальнев К. К. Влияние формы. торцовой кромки, лопасти на кавитацию и работу гидротурбины, Труды ВИГМ, вып.

ХХ1, Машгиз, М., 1958, с. 57, Фиг. 1.

2. Шальнев К. К. Влияние формы торцовой кромки лопасти на кавитацию и работу гидротурбины. Труды ВИГМ, вып. ХХ1, Машгиз, М., 1958, с. 64, фиг. 7. (54) (57) ЛОПАСТЬ РАБОЧЕГО КОЛЕСА

ГИДРОМАШИНЫ, содержащая перо, периферийная торцовая кромка которого с рабочей стороны выполнена по дуге окружности, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем снижения интенсивности кавитационной эрозии, торцовая кромка выполнена по дуге окружности и с тыльной-стороны, причем радиусы дуг окружностей составляют 0,15-0,25 толшины периферийного торцового сечения пера.

1094976

Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в рабочих колесах осевых и диагональных гидромашин.

Известна лопасть рабочего колеса гидромашины, содержащая перо, на периферийной торцовой кромке которого с целью снижения интенсивности кавитационной эрозии лопасти укреплена пластина, выступающая в сторону тыльной поверхности лопасти (1). 10

Недостатком такой лопасти является ее сложность при изготовлении.

Наиболее близкой к изобретению является лопасть рабочего колеса гидромашины, содержащая перо, периферийная торцовая кромка которого с целью снижения интенсивности кавитационной эрозии элементов проточной части выполнена с рабочей стороны лопасти по дуге окружности радиусом, составляющим 0,5 толщины периферийного торцового сечения пера (2). 20

Недостатком известной лопасти является незначительное влияние на уменьшение . интенсивности. кавитационной эрозии тыльной поверхности пера.

Цель изобретения — повышение надежности гидромашины путем снижения интен25 сивности кавитационной эрозии элементов проточной части.

Указанная цель достигается тем, что в лопасти рабочего колеса гидромашины, содержащей перо с торцовой периферийной З0 кромкой, выполненной по дуге окружности с рабочей стороны, тоцовая кромка выполнена по дуге окружности и с тыльной стороны, причем радиусы дуг окружностей составляют 0,15- 0,25 толщины периферийного торцового сечения пера. 35

На фиг. 1 представлена лопасть, вид со стороны периферийной торцовой кромки: на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — график зависимости относительной интенсивности кавитационной эрозии 1/1 на участке камеры рабочего колеса за лопастью от величины радиуса дуг окружностей сопряжения периферийной торцовой кромки с рабочей и тыльной поверхностями пера.

Лопасть содержит перо 1, периферийная торцовая кромка 2 которого с рабочей и тыльной сторон 3 и 4 соответственно выполнена по дугам окружностей радиусом r, составляющим 0,15-0.25 толщины h периферийного торцового сечения лера. Место выполнения дуг окружностей и диапазон величин радиусов дуг окружностей определены на основании экспериментальных исследований модели лопасти на эрозионном стенде методом нанесения легкоразрушаемых лаковых покрытий, причем (фиг. 3) при

r<0,15 h интенсивность кавитационной эрозии существенно увеличивается, а в диапазоне значений величин r от 0,15 h до 0,25 h интенсивность кавитацнонной эрозии практически постоянна, увеличение r в bыiш е e 0©,25 h нецелесообразно, так как это приводит к дополнительным трудозатратам при изготовлении лопасти и увеличению прачек воды через зазор между периферийной торцовой кромкой пара лопасти и стенками камеры рабочего колеса гидромашины,с соответственным уменьшением КПД гидромашины.

Использование предлагаемой лопасти позволяет повысить надежность гидромашины за счет значительного уменьшения интенсивности кавитационной эрозии элементов проточной части (пера лопастии на поверхности периферийной торцовой кромки и тыльной поверхности, стенок камеры рабочего колеса), тем самым снизив ежегодные затраты на ремонт и сократив время простоя гидромашины в ремонте.

1094976 т6тих

1,0

0.8

0,7

Ий

0,5й /01k О.Zfz стиг.3

Редактор Н. Бобкова

Заказ 3561/20

Составитель М. Классон

Техред И. Верес Корректор Л. Тяско

Тираж 465 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и оз крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4