Устройство для управления коробкой передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее расположенные в корпусе рычаг, размещенный по оси в П-образной опоре, установленной на осях в корпусе и подпружиненной в плоскости, перпендикулярной оси качания, и сигнальный упор включения передачи заднего хода, о тличающееся тем, что, с цепью повышения удобства управления, сигнальный упор выполнен в виде промежуточного элемента, подпружиненного в осевом направлении для взаимодействия с П-образной опорой, поверхность которой в месте контакта с промежуточным элементом выполнена ступенчатой дпя создания дополнительного усилия при включении передачи заднего хода.

ае и}) СОО3 СОВЕТСКИХ

РЕСПУВЛИН

3}б}}В 60 К 20/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

И AOTOPCHOMV ИВИДЕТЕЛЬСУИУ (21) 3501783/27-11 (22) 15. 10.82 (46) 07. 06. 84. Бюл. N 21 (72) А.В. Романчук (71) Волжское объединение по производству легковых автомобилей (53) 629.113.585 (088.8) (56) 1. Патент CIA В 3665776, кл. 74-473, 1972. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ.

КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО .

СРЕДСТВА, содержащее расположенные в корпусе рычаг, размещенный по оси в П-образной опоре, установленной на осях в корпусе и подпружиненной в плоскости, перпендикулярной оси качания, и сигнальный упор включения передачи заднего хода, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удобства управления, сигнальный упор выполнен в виде промежуточного элемента, подпружиненного в осевом направлении для взаимодействия с П-образной опорой, поверхность которой в месте контакта с промежуточным элементом выполнена ступенчатой для создания дополнительного усилия при включении передачи заднего хода.

1 1096

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобильным механическим коробкам передач с ручным дистанционным приводом управления механизмом переключения передач.

Известно устройство для управления коробкой передач транспортного средства, содержащее расположенные в корпусе рычаг, размещенный на оси 10 в П-образной опоре, установленной на осях в корпусе и подпружиненной в плоскости, перпендикулярной оси

: ее качания, и сигнальный упор включения передачи заднего хода Г 11. !5

Недостатками этой конструкции являются отсутствие сброса усилия выбора задней передачи, нарастание

его в конечной фазе выбора, а также боковое смещение рычага из-за воэ- 20 действия пружины кручения при включенной передаче заднего хода в сторону соседней передачи, что вызывает неопределенность его положения..

Все это снижает удобство управления 25 переключением передач.

Цель изобретения — повышение удобства управления коробкой передач.

Указанная цель достигается тем,, что в устройстве для управления 30 коробкой передач транспортного средства, содержащем расположенные в корпусе рычаг, размещенный на оси в П-образной опоре, установленной на осях в корпусе и подпружиненной в плоскости, перпендикулярной оси ее качания, и сигнальный упор включения передачи заднего хода, сигнальный упор выполнен в виде промежуточного элемента, подпружиненного 40 в осевом направлении для взаимодействия с П-образной опорой, поверхность которой в месте контакта с промежуточным элементом выполнена ступенчатой для создания дополнительного усилия при включении передачи заднего хода.

На фиг.1 схематически представлено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг.2 — то же, вид сверху при выборе передачи заднего хода, на фиг.3. — то же, вид спереди при выборе, на фиг.4 — вариант выполне-! нения площадок взаимодействия упругого элемента с П-образной опорой; на. фиг.5 — сечение А-А на фиг.4; на

55 фиг.6 — вариант выполнения выступа на площадке, на фиг.7 — сечение Б-Б на фиг.6.

138 2

Устройство управления коробкой передач состоит из рычага 1, установленного на П-образной опоре 2 с возможностью вращения вокруг осей

3 и 4, закрепленных неподвижно в корпусе 5, при выборе передач и вокруг оси 6 при включении-выключении передач. Через шарнир 7 рычаг соединяется с тягой 8, которая связана с рычажной системой внутри коробки передач. Имеется пружина 9 кручения, установленная на оси 4, причем ветви 9 и 10 пружины упираются в выступ 1 I упорной пластины

12, жестко закрепленной на корпусе.

Опора 2 имеет вытянутый в направлении продольной оси стержня выступ

13 с загнутым концом 14, которым она контактирует с пружиной при выборе передач, при этом ветви пружины скользят в прорезях 15 и 16 пластины 12 до упора в края 17 и 18 при окончании выбора передач. Пружина

9 обеспечивает возврат рычага из положения выбора передач в нейтральное и четкость фиксации его там. На пластине имеется также отогнутый перпендикулярно ее горизонтальной части участок 19, в который ввинчивается сигнальный упор, состоящий из корпуса 20 и подпружиненного пружиной 21, установленной с преднатягом, шарика 22, промежуточный элемент, контактирующий с профильной площадкой 23 на выступе 13. Профильная площадка состоит из двух горизонтальных участков 24 и 25, постоянно контактирующих с шариком, и уступа 26, через который прохо- дит шарик при выборе заднего хода.

Гайка 27 служит для эаконтривания корпуса 20.

При выборе первой и второй передач рычаг поворачивается влево в направлении стрелки (фиг.1) при этом он вращается вместе с опорой

2 вокруг осей 3 и 4. Загнутый конец

14 отводит ветвь 9 пружины влево, закручивая ее, так как другой конец

10 в это время неподвижно упирается в выступ 1 1 (фиг.2, пунктир) . Горизонтальный участок 24 свободно, без усилия, скользит по шарику 22.

Корпус 20 заворачивается в участок

19 до соприкосновения шарика с участком 24, но без прижатия его к участку, чтобы исключить ненужное усилие преодолевания пружины 21 при выборе первой и второй передач.

10961

Заворачивание до касания шарика и участка 24 необходимо, чтобы устранить влияние зазоров и технологических допусков в соединении шарик-профильная площадка и сде" лать работу упругого элемента более стабильной. При выборе заднего хода стержень вместе с опорой вращается вправо в направлении стрелки (фиг.1).

Уступ 26,поджатый к шарику в иейтра- 10 ли, начинает перемещать его, преодолевая сопротивление пружины 21 (фиг.2). При этом в начальной фазе выбора задней передачи усилие резко нарастает, когда шарик проходит через уступ. Затем, в конечной фазе, когда шарик выходит на горизонтальный участок 25, усилие падает. Пружина 21 не оказывает противодействия рычагу в направлении, противо- ®0 положном выбору задней передачи и, тем самым, не влияет на боковое смещение рычага нри включенном заднем ходе. Это достигается благодаря установке .пружины перпендикулярно направлению выбора передач в плоскости оси качания опоры, а также благодаря вращению опоры 2 вокруг. своей оси качания только при выборе передач. При включении вращение стержня происходит только вокруг оси 6, опора при этом неподвижна (фиг.3). Установка рычага на П-образной опоре исключает влияние пружины

2 1 на стержень в направлении включения-выключения передач. Пружина 9

35 выполнена с минимальной жесткостью, необходимой для возврата рычага из положения выбора в нейтральное, и поэтому не оказывает такого влияния на боковое смещение, рычага, как если бы вместо нее преодолевалось сопротивление жесткой пружины дпя дополнительного усилия выбора заднего хода действующей в направле9

45 нии, противоположном направлению выбора задней передачи.

38 4

Разделение выбора передач переднего и заднего хода внутри коробки осуществляется известным способом, например подпружнниванием внутреннего рычага. 3а счет пружин внутренний рычаг удерживается в положении, соответствующем включению передних передач. Подпружинивание устраняет влияние зазоров и гибкости привода.

На фиг.4 представлен вариант выполнения профильной площадки непосредственно на вытянутом вдоль продольной оси стержня выступе 13 опоры 2.

На фиг.5 представлен вариант выполнения уступа 26. Уступ имеет два скоса 28 и 29 разной крутизны: более крутой, скос 29 обращен в сторону выбора задней передачи, менее крутой 28 находится с противоположной стороны и служит для более эффективного сброса усилия выбора заднего хода в конечной фазе после прохождения шариком скоса 29. Крутизна скоса 28 сделана такой, чтобы не препятствовать возврату рычага переключения в нейтраль под воздействием пружины 9.

Таким образом, исполнение П-образной опоры, подпружиненной в плоскости оси ее качения, поперечной направлению выбора передач, посредством упругого взаимодействия шарика со ступенчатой площадкой на

П-образной опоре, обеспечивает эффективное ощущение на рычаге переключения дополнительного усилия в начале выбора задней передачи, сброс этого усилия в конце выбора, что повышает четкость выбора заднего хода, исключает боковое воздействие на рычаг ynpyroro элемента и делает

его положение при включенной задней передаче более оптимальным. В результате повьиеается управление переключением передач.

1096138 гг

1096138

Й .25 23 2f

Составитель Н. Николаева

Техред И.Иетелева КорректоР Л.Шеньо

Редактор Л. Алексеенко

Заказ 3720/11

Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4