Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ |НАПРЯЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОЗА , содержащее блок задания тока возбуждения генератора, соединенный выходом с одним из входов блока управления возбуждением, датчик напряжения генератора, подключеннььч к одному из входов блока сравнения, выход которого .соединен с другим входЪм -блока управления возбуждением,и датчик боксования, отличаю щ е е с я тем, что, с целью повышения тяговых свойств, оно снабжено интегратором и блоком коррекции, вход которого подключен к датчику напряжения , а выход - к одному из входов интегратора, к другому входу которого подключен датчик боксования, а к выходу - другой вход блока сравнения.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (у) В 60 L 11/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

С.„, 1

Ь " .;. г: (21) 3409048/27-11

{22) 15. 03. 82 (46) 23.01.85. Бюл. 9 3 (72) Л.К. Филиппов, А.И. Борзов, Франтишек Газдра и Августин Улиарцзык (ЧССР) (71) Всесоюзный ордена Трудового

Красного Знамени научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (53) 629.424(088.8)

{56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 553136, кл. В 60 L 3/10, 1974 (прот. тип) . ;(54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ !

НАПРЯЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОЗА, содержащее блок задания тока возбуждения генератора, соединенный выходом с одним из входов блока управления возбуждением, датчик напряжения генератора, подключенный к одному из входов блока сравнения, выход которого соединен с другим входом блока управления возбуждением,и

1 датчик боксования, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения тяговых свойств, оно снабжено интегратором и блоком коррекции, вход которого подключен к датчику напряжения, а выход - к одному нз входов интегратора, к другому входу которого подключен датчик боксования, а к выходу - другой вход блока сравнения.

1096844

Изобретение относится к области транспорта, а точнее к устройствам регулирования напряжения тяговых генераторов тепловозов.

Известно устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза, содержащее блок задания тока возбуждения генератора, соединенный выходом с одним из входов блока управления возбуждением, дат- 1О чик напряжения генератора, подключенный к одному из входов блока сравнения, выход которого соединен с другим входом блока управления возбуждением, и датчик боксования (1 .; 15

Недостаток указанного устройства закпючается в том, что в режимах трогания и разгона поезда на площадке или в особенности на подъеме после вынужденной остановки поддержа- 20 ние постоянства напряжения тягового генератора по сигналу боксования затрудняет разгон поезда и вызывает резкий рост напряжения генератора

IIpH снятии сигнала, что может служить 25 причиной очередного срыва колесных ,пар в боксование, Кроме того, при одновременном срыве всех колесных пар.и работе средств обнаружения боксоьания в зоне нечувстительности устройство не обеспечивает ограничения роста напряжения генератора, что может служить причиной развития разносного боксования.

Целью изобретения является повышение тяговых свойств тепловоза.

Поставленная цель достигается тем, что устройство, содержащее блок задания тока возбуждения генератора, соециненный выходом с одним из вхо- ,цов блока управления возбуждением, датчик напряжения генера-ора, подключенный к одному из входов блока сравнения„ выход которого соединен с цругим входом блока управления возбу."щением, и датчик боксования, снабжено интегратором и блоком коррекции, вход которого подключен к датчику напряжения, а выход — к одному из входов интегратора к другому входу 50 которого подключен датчик боксования, а к выходу — другой вход блока сравнения.

На чертеже представлена блоксхеме устройства.

Устроиство содержит блок 1 задания тока возбуждения, выход которогс соединен с одним из входов блока 2 управления возбуждением тягового генератора. Датчик 3 напряжения генератора подключен к входам блока 4 коррекции и блока 5 сравнения, а датчик 6 боксования — к одному .из

I входов интегратора 7, другой вход которого соединен с выходом блока 4 коррекции, а выход подключен к другому входу блока 5 сравнения, соединен. ного своим выходом с другим входом блока 2 управления возбуждением.

Устройство работает следующим образом.

Блок 1 задания возбуждения служит для формирования сигнала, определяющего внешнюю характеристику тягового генератора постоянного тока или агрегата синхронный генератор — выпрямительная установка (для передачи переменно-постоянного или переменного тока}, В общем случае блок задания по сигналам соответствующих датчиков произв.одит формирование и сравнение сигналов уставок и обратных связей по току, напряжению, мощности и, если зто необходимо, по другим дополнительным параметрам.

Конструктивно блок задания может быть выполнен по одной из схем, применяемых на тепловозах.

Блок 2 управления возбуждением тягового генератора является согласующим звеном между блоком 1 задания и обмоткой возбуждения генератора и может содержать собственно блок управления и силовой управляемый выпрямитель или магнитный усилитель.

Датчик 3 напряжения служит для формирования сигнала, пропорционального напряжению тягового генератора, и может быть выполнен, например, в виде трансформатора постоянного напряжения.

Блок 6 боксования служит для формирования сигнала о боксовении одной или нескольких колесных пар тепловоза и может быть выполнен по одной из известных схем, в том числе с зависимостью выходного сигнала от интенсивности боксования, количества колесных пар, времени боксования и т.д.

Блок 4 коррекции служит для ввода в схему заданной величины нечувствительности к скорости нарастания напряжения тягового генератора.

Функционально блок 4 коррекции представляет собой сумматор.

1096844

Редактор О. Филиппова Техред С.Легеза Корректор О. Билак .

Тираж 650 " Подписное.

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 117/3

IHIII IIaTeHT г. ужгород у . IIpoeKTHaH4

Интегратор -7 предназначен-для формирования линейно изменяющегося во времени сигнала, задающего величину максимального темпа роста напряжения генератора при отсутствии сигнала о боксовании и умейьшении темпа по сигналу блока 6 боксования.

Блок сравнения 5 служит для сравнения мгновенной величины напряжения тягового генератора, задаваемой ин- 10 тегратором 7, с действительной величиной напряжения генератора, измеряемой датчиком 3. Сигнал рассогласования вводится в блок 2 управления возбуждением тягового генератора. 5

Функционально блок 5 сравнения представляет собой пропорционально-интегральный регулятор.

В режиме трогания и разгона поезда по мере повышения напряжения ге- ZO нератора изменяется выходной сигнал датчика 3 напряжения, на выходе блока 4 появляется скорректированный линейно зависимый от напряжения генератора сигнал. Интегратор 7 с это- 25

ro момента формирует линейно изменяющийся во времени сигнал, который является заданием величины напряжения тягового генератора в каждый момент времени. В блоке 5 сравнения щб этот сигнал сравнивается с выходным сигналом датчика 3 напряжения, т.е. с действительным мгновенным значением напряжения генератора.

При возникновении боксования всех колесных пар или нескольких, не обнаруженного блоком боксования (например, в зоне нечувствительности последнего), действие результирующего сигнала на выходе блока 5 сравнения обеспечивает изменение тока возбуждения тягового генератора по закону, ограничивающему темп роста напряжения. Это препятствует развитию боксования и во многих случаях способствует его прекращению без применения дополнительных мер (подача песка, понижение частоты вращения вала дизеля и т.п.).

Если по условиям сцепления, напри— мер при загрязненной поверхности рельсов, скорости скольжения боксующих колесных пар возрастают до величины, при которой на выходе блока боксования появляется сигнал, то действие этого сигнала в интеграторе

7 приводит к снижению темпа роста напряжения тягового генератора или

его стабилизации, а после восстановления сцепления — плавному его увеличению.

В режиме движения тепловоза с установившейся величиной напряжения генератора выходной сигнал интегратора 7 также стабилизируется.

Макет устройства по описанной блок-схеме был испытан в условиях

Экспериментального кольца ВНИИЖТ на тепловозах ЧМЭЗМ и 2ТЭ116. На основе опытных данных установлено, что использование предлагаемого устройства позволило снизить потери силы тяги в среднем на 10-157.