Система управления летательного аппарата

Реферат

 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая штурвал, снабженный датчиками положения, связанными с штурвалом через редуктор, интерцепторы, снабженные рулевыми машинками, отличающаяся тем, что, с целью парирования крена, возникающего в результате отказа одного из двигателей, при сохранении работоспособности системы в элеронном режиме после отказа двигателей, в нее введены блок сравнения режимов двигателей и датчики положения закрылков, связанные своими выходами соответственно с одним из двух вновь введенных логических элементов И, два управляемых ключа, управляющие входы каждого из которых связаны с соответствующим логическим элементом И, а также задатчик угла отклонения интерцептора, выходы которого через вновь введенные сумматоры связаны с соответствующими ключами, второй вход каждого из сумматоров связан с одним из датчиков положения штурвала, кроме того, выход каждого из датчиков положения штурвала через замыкающие контакты соответствующего ключа связан с соответствующей рулевой машинкой.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления и передачам для приведения в действие поверхностей управления, предкрылков и закрылков, тормозных щитков или интерцепторов, действующим автоматически. Известны автоматы компенсации отказа двигателей, которые вследствие большого быстродействия успевают отклонить руль направления и элероны в нужную сторону для парирования скольжения и возникающего крена. Эти системы содержат в автомате скольжения датчик, реагирующий на изменение угла скольжения, а в автомате компенсации отказа двигателя датчики, следящие за режимом работы двигателя, управляющие устройства, исполнительные механизмы, приводы руля направления и элеронов. Известна система управления летательного аппарата, содержащая штурвал, снабженный датчиками положения, связанными с штурвалом через редуктор, интерцепторы, снабженные рулевыми машинками. Недостатком этой системы является то, что она не обеспечивает работоспособности системы в элеронном режиме после отказа двигателей. Целью изобретения является парирование крена, возникающего в результате отказа одного из двигателей, при сохранении работоспособности системы в элеронном режиме после отказа двигателей. Поставленная цель достигается тем, что в систему управления летательного аппарата, содержащую штурвал, снабженный датчиками положения, связанными с штурвалом через редуктор, интерцепторы, снабженные рулевыми машинками, введены блок сравнения режимов двигателей и датчики положения закрылков, связанные своими выходами соответственно с одним из двух вновь введенных логических элементов И, два управляемых ключа, управляющие входы каждого из которых связаны с соответствующим логическим элементом И, а также задатчик угла отклонения интерцептора, выходы которого через вновь введенные сумматоры связаны с соответствующими ключами, второй вход каждого из сумматоров связан с одним из датчиков положения штурвала, кроме того, выход каждого из датчиков положения штурвала через замыкающие контакты соответствующего ключа связан с соответствующей рулевой машинкой. На чертеже представлена функциональная схема системы автоматического управления летательного аппарата. Система содержит штурвал 1, с которым через редуктор 2 кинематически связаны датчики положения 3, 4, 5 и 6, выходы датчиков 3 и 4 соединены соответственно с входами ключей 7 и 8, выходы датчиков 5 и 6 соединены соответственно с входами сумматоров 9 и 10, вторые входы которых соединены с выходами задатчика 11 угла отклонения интерцепторов, выходы сумматоров 9 и 10 соединены соответственно с входами ключей 7 и 8, выходы которых соединены с входами рулевых машинок 12 и 13, выходы датчика 14 положения закрылков и блока 15 сравнения режимов работы двигателей соединены с входами логических элементов И 16 и 17, выход логического элемента И 16 соединен с управляющим входом ключа 7, а выход логического элемента И 17 соединен с управляющим входом ключа 8, рулевые машинки 12 и 13 соединены соответственно с интерцепторами 18 и 19. Система управления летательного аппарата работает следующим образом. При работе системы в режиме интерцепторов-элеронов при повороте штурвала 1, например вправо вращение через редуктор 2 передается на датчик 3 положения штурвала (вращение на датчик 4 не передается), с которого сигнал через ключ 7 поступает на рулевую машинку 12, которая отрабатывает управляющий сигнал. При повороте штурвала влево вращение передается через редуктор 2 на датчик 4 положения штурвала (вращение на датчик 3 не передается), сигнал с которого через ключ 8 поступает на рулевую машинку 13, которая отрабатывает управляющий сигнал. Работа системы в режиме уменьшения крена, совмещенном с режимом интерцепторов-элеронов, происходит следующим образом. Сигнал с датчика 14 положения закрылков подается на вход элементов И 16 и 17. При отказе двигателя, например правого, сигнал с выхода блока 15 сравнения режимов работы двигателей поступит на второй вход логического элемента И 17, на выходе которого появится сигнал, по которому ключ 8 разомкнет контакты, соединяющие датчик 4 с рулевой машинкой 13, и подключит к входу рулевой машинки выход сумматора 10. Сигнал с задатчика 11 угла отклонения интерцепторов суммируется на сумматоре 10 с сигналом датчика 6 положения штурвала. Величина и полярность сигнала датчика 6 таковы, что при повороте штурвала влево сигнал на выходе сумматора 10 увеличивается, что приводит к дополнительному отклонению интерцептора 19. При повороте штурвала вправо сигнал на выходе сумматора 10 уменьшается, что приводит к уменьшению угла отклонения интерцептора 19. Интерцептор 19 на левом полукрыле (при отказе правого двигателя) продолжает работать в режиме интерцепторов-элеронов, но относительно нового нулевого положения, определяемого величиной сигнала с задатчика 11. Интерцептор 18 (при отказе правого двигателя) продолжает работать в режиме интерцепторов-элеронов. Работа системы при отказе левого двигателя аналогична, только при этом сигнал появится на втором выходе блока 15 сравнения режимов работы двигателей и на выходе логического элемента И 16. Использование предлагаемой системы упрощает технику пилотирования, повышает надежность летательного аппарата и безопасность полета, обеспечивает улучшение летно-технических характеристик летательного аппарата на наиболее сложных этапах полета (взлет и посадка) за счет парирования крена, возникающего в результате отказа одного из двигателей, при сохранении работоспособности системы в элеронном режиме.

Формула изобретения

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая штурвал, снабженный датчиками положения, связанными с штурвалом через редуктор, интерцепторы, снабженные рулевыми машинками, отличающаяся тем, что, с целью парирования крена, возникающего в результате отказа одного из двигателей, при сохранении работоспособности системы в элеронном режиме после отказа двигателей, в нее введены блок сравнения режимов двигателей и датчики положения закрылков, связанные своими выходами соответственно с одним из двух вновь введенных логических элементов И, два управляемых ключа, управляющие входы каждого из которых связаны с соответствующим логическим элементом И, а также задатчик угла отклонения интерцептора, выходы которого через вновь введенные сумматоры связаны с соответствующими ключами, второй вход каждого из сумматоров связан с одним из датчиков положения штурвала, кроме того, выход каждого из датчиков положения штурвала через замыкающие контакты соответствующего ключа связан с соответствующей рулевой машинкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000

Извещение опубликовано: 27.12.2000