Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ КОРОБ.КИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидронасос , связанный нагнетательной гидролинией через управляющий клапан изменения давления и через дроссель с гидравлическим распределителем, соединенным гидролиниями с гидроцилиндрами фрикционных элементов, переключающее устройство выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями, вы.ходы которых соединены с гидроцилиндрами фрикционных элементов, клапан подпитки, связанный с переключающи.м устройством и соединенный гидролиниями с нагнетательной гидролинйей между дросселем и гидрораспределителем, гидролинией с вторым дросселем между управляГющим клапаном и первым дросселем и с гидробаком , отличающаяся тем, что, с целью упрощения управления транспортным средством и повыщения долговечности фрикционных элементов, она снабжена распределительным клапаном, установленным в гидролинии между входом клапана переключающего устройства и клапаном подпитки и соединенным с гидроцилиндром фрикционных элементов высщей передачи, при-это и распредеелительный клапан выполнен с возможностью синхронного управления с клапаном изменения давления, a в гидролинии , соединяющей распределительный клапан с гидроцилиндром фрикционных (Л элементов высщей передачи, установлен дополнительный дроссель. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что золотники клапанов изменения давления и распределительного жестко связаны и расположень в общем корпусе. ;о 00 00 оо

7 А

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

0% (11) . ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3610607/27-11 (22) 24.06.83 (46) 23.06.84. Бюл. № 23 (72) Ю. Н. Прилуцкий, В. Г. Штонда и Н. А. Кравченко (71) Харьковский тракторный завод им. С. Орджон и кидзе (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 682397, кл. В 60 К 41/00, 1976 (прототип). (54) (57) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидронасос, связанный нагнетательной гидролинией через управляющий клапан изменения давления и через дроссель с гидравлическим распределителем, соединенным гидролиниями с гидроцилиндрами фрикционных элементов, переключающее устройство выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями, выходы которых соединены с гидроцилиндрами фрикционных элементов, клапан подпитки, связанный с переключающим устройством и соединенный гидролиниями с нагнетательной гидролинией между дросселем и гидрораспределителем, гидролинией с вторым дросселем между управляющим клапаном и первым дросселем и с гидробаком, отличающаяся тем, что, с целью упрощения управления транспортным средством и повышения долговечности фрикционных элементов, она снабжена распределительным клапаном, установленным в гидролинии между входом клапана переключающего устройства и клапаном подпитки и соединенным с гидроцилиндром фрикционных элементов высшей передачи, при этом распредеелительный клапан выполнен с возможностью синхронного управления с клапаном изменения давления, а в гидролинии, соединяющей распределительный клапан с гидроцнлиндром фрикционных элементов высшей передачи, установлен дополнительный дроссель.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что золотники клапанов изменения давления и распределительного жестко связаны и расположены в общем корпусе.

1098837

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым коробкам передач, обеспечивающим разгон и переключение на ходу при помощи гидравлически управляемых фрикционных элементов.

Известна гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства, содержащая гидронасос, связанный нагнетательной гидролинией через управляющий клапан изменения давления и через дроссель с гидравлическим распределителем, соединенным гидролиниями с гидроцилиндрами фрикционных элементов, переключающее устройство, выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями, выходы которых соединены с гидроцилидрами фрикционных элементов клапан подпитки, связанный с переключающим устройством и гидролиниями — с нагнетальной гидролинией между дросселем и гидрораспределителем, гидролинией — со вторым дросселем между управляющим клапаном и первым дросселем и с гидробаком .

Известная гидравлическая система удовлетворяет требованиям безразрывного переключения передач и обеспечивает трогание и разгон машины на двух передачах (1).

Недостаток известной системы заключается в том, что, управляя транспортным средством, водитель должен производить сложные манипуляции при трогании, придерживаясь строгой последовательности их выполнения, так как в случае нарушения этой последовательности, вторая передача не включается и вся мощность пойдет через фрикцион первой передачи, что снижает его долговечность. Кроме того, эта система не обеспечивает одновременного включения фрикционов первой и второй передач (за счет разных сечений дросселей) и работа их при разном давлении приводит к появлению излишней работы буксования и выходу из строя дисков фрикционных муфт, что снижает их долговечность.

Целью изобретения является упрощение управления транспортным средством и повышение долговечности фрикционных элементов.

Указанная цель достигается тем, что гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства, содержащая гидронасос, связанный нагнетательной гидролинией через управляющий клапан изменения давления и через дроссель с гидравлическим распределителем, соединенным гидролиниями с гидроцилиндрами фрикционных элементов, переключающее устройство, выполненное в виде клапанов с плавающими поршнями, выходы которых соединены с гидроцилиндрами фрикционных элементов, клапан подпитки, связанный с переклю5

55 чающим устройством и соединенный гидролиниями с нагнетательной гидролинией между дросселем и гидрораспределителем, гидролинией с вторым дросселем меежду управляющим клапаном и первым дросселем и с гидробаком. снабжена распределительным клапаном, установленным в гидролинии между входом клапана переключающего устройства и клапаном подпитки и соединенным с гидроцилиндром фрикционных элементов высшей передачи, при этом распределительный клапан выполнен с возможностью синхронного управления с клапаном изменения давления, а в гидролинии, соединяющей распределительный клапан с гидроцилиндром фрикционных элементов высшей передачи, установлен дополнительный дроссель.

Кроме того, золотники клапанов изменения давления и распределительного жестко связаны и расположены в общем корпусе.

На фиг. 1 дана схема гидросистемы в установившемся режиме первой передачи; на фиг. 2 — схема гидросистемы в момент трогания на первой и второй передачах.

Гидравлическая система содержит гидронасос 1, связанный нагнетательной гидромагистралью 2 через клапан 3 изменения давления с гидрораспределителем 4 (с руччым управлением), соединенным с гидроцилиндрами фрикционных элементов первой, второй, третьей и четвертой передач (не показаны) соответственно при помощи каналов 5 — 8, выполненных в валу 9 и соединенных гидролиниями 10 — 13 с плавающими поршнями 14 — 16. Система содержит также клапан 17 подпитки выключаемой передачи, который включает в себя цилиндрический золотник 18 и шариковый клапан

19 и который при помощи гидролиний 20 и 21 соединен с участком нагнетательной гидромагистрали, расположенным между гидрораспределителем 4 и клапаном 3 изменения давления, а при помощи гидролинии 22 — с переключающим устройством

23 через распределительный двухпозиционный клапан 24, соединенный при помощи гидролинии 25 и канала 6 с гидроцилиндром фрикционных элементов второй передачи. Золотники клапанов 3 и 24 жестко связаны между собой, образуя единый золотник, расположены в общем корпусе 26 и соединены с управляемой педалью 27. В гидролиниях 21 и 25 и в нагнетательной магистрали между местами соединений с гидролиниями 20 и 21 установлены дроссели

28 — 30. Гидравлическая. система снабжена перепускным клапаном 31, соединенным с нагнетательным патрубком гидронасоса 1, и гидробаком 32.

В установившемся режиме включенной, например, первой передачи (фиг. 1) гидронасосом 1 в нагнетательной гидромагистрали 2, канале 5 и гидролинии 10 создается

1098837 давление; определяемое регулировкой клапана 31. Под действием этого давления поршни 14 и 16 смещены в крайнее левое положение и канал 5 первой передачи соединяется с гидролинией 22. Золотник 18 клапана 17 подпитки смещен вправо и разобщает гидролинии 21 и 22. При переключении передач гидрораспределитель 4 переводится в положение подачи масла во включаемую передачу, например вторую. При этом единый золотник клапанов 3 и 24, как и ранее, находится в крайнем левом положении. В начале заполнения гидроцилиндра включаемой передачи давление за дросселем 30 резко падает, вследствие чего золотник 18 перемещается влево и сообщает гидролинии 21 и 22, соединив тем самым переключающее устройство 23 с нагнетательной магистралью. С этого момента масло, подаваемое насосом, делится на два потока в соответствии с сечением дросселей 28 и 30: один поток, проходящий через дроссель 30, направляется к гидрораспределителю 4 и далее по каналу 6 во включаемый гидроцилиндр второй передачи, а другой поток, проходящий через дроссель 28, поступает в гидролинии 21 и 22. Гидролиния 22 благодаря такому расположению поршней 14 и 16 по-прежнему соединена с каналом 5 гидроцилиндра первой передачи.

Таким образом, гидронасос 1 одновременно заполняет гидроцилиндр включаемой второй передачи и подпитывает гидроцилиндр выключаемой первой передачи. Величина давления подпитки определяется регулировкой клапана 19. Описанный процесс происходит до тех пор, пока не заполняется гидроцилиндр включаемой передачи, после чего давление в канале 6 и гидромагистрали 2 резко возрастает, вследствие чего золотник

18 клапана подпитки перемещается вправо, разобщая гидролинии 21 и 22. Одновремен-. но возросшее давление в канале 6 второй передачи по гидролинии 11 передается переключающему устройству 23, вызывая перемещение поршня 15 влево, а поршня 14

Вправо, в результате чего происходит окончательное отключение гидроцилиндра первой передачи от гидролинии 22.

Для трогания и разгона машины на низшей передаче, например, первой, с времен5

45 ным подключением одной из высших передач, например второй, водитель нажимает на педаль 27 и устанавливает гидрораспределитель 4 в положение первой передачи (фиг. 2). При этом общий золотник клапанов 3 и 24 занимает крайнее правое положение, сообщая гидромагистраль 2 со сливом, золотник 18 клапана подпитки занимает крайнее левое положение (так как в гидромагистрали 2 отсутствует давление), а гидролинии 21 и 25 соединены между собой. Таким образом, нагнетательная магистраль одновременно соединена с гидроцилинд рами первой передачи (через гидрораспределитель 4) и второй передачи (через гидролинии 21 и 25). Затем после включения механической части коробки передач водитель плавно опускает педаль 27. При этом давление в нагнетательной гидромагистрали 2 постепенно наращивается. Масло поступает в гидроцилиндры первой и второй передач пропорционально сечениям дросселей 29 и 30, обеспечивая одинаковые давления в гидроцилиндрах первой и второй передач. В тот момент, когда за дросселем

30 давление в гидролинии 20 достигнет значения, определяемого пружиной клапана 17, золотник 18 переместится вправо, отсекая гидролинию 25 от нагнетательной магистрали. После этого рост давления в гидроцилиндре второй передачи (в канале 6) прекращается и он отключается, а давление в канале 5 и, следовательно, в гидроцилиндре первой передачи продолжает нарастать до величины, определяемой регулировкой перепускного клапана 31. Таким образом, для трогания с места водитель должен только лишь нажать на педаль 27, включить гидрораспределитель 4 в положение первой передачи и после включения механической части коробки передач плавно отпустить педаль.

В качестве базового объекта выбрана трансмиссия колесного трактора Т вЂ” 150К, включающая гидравлическую систему управления и имеющую муфту главного сцепления. Внедрение изобретения позволит исключить из трансмиссии муфту главного сцепления, заменив ее упругой соединительной муфтой с резиновыми элементами, что позволит получить экономию.

1098837

7

1098837

Редактор Н. Пушненкова

Заказ 4287/16

Составитель А. Барыков

Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Тираж 65, Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, ° Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4