Дейдвудное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее дейдвудный подшипник гребного вала, на оконечности которого закреплена ступица гребного винта, водяную систему, подключенную к носовой части дейдвудного подшипника, кожух гребного вала, защитный злемент в виде рабочего колеса центробежного насоса с боковой стенкой и лопатками, жестко прикрепленными к ступице гребного винта и боковой стенке рабочего колеса, и уплотнительный элемент, имеющий кольцо, смонтированное на внутренней поверхности кожуха гребного вала, отличающееся тем, что, с целью снижения трудоемкое ти монтажа и повьппения надежности работы уплотнительного элемента, последний выполнен в виде импеллера с наружной стенкой и лопатками, являющимися продолжением лопаток рабочего колеса, разделенных-от них боковой 9 стенкой рабочего колеса, периферийная часть которой закруглена в сторону лопаток импеллера и установлена относительно кольца уплотнительного элемента с торцовым зазором, равным не менее торцовому зазору между ступицей гребного винта и кожухом гребного вала.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
ЮН И
РЕСПУБЛИН
09) (11) В 63 Н 23/36
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ. ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬПМЙ
К АВТОРСИОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3541674/27-11 (22) 14.01.83 (46) 15.07.84. Бюл. В 26 (72) В.В. Березний, А.К. Григорьев, В.А. Мизгирев, В.А. Припачкин, ° А.П. Сапунов, Н.Я. Тетеревлев и Г.E. Шемарин (71) Мурманский Филиал Центрального ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института морского флота (53) 629. 1.037.6{088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Ф 981099, кл. В 63 H 23/36, 1980 (прототип). в виде рабочего колеса центробежного насоса с боковой стенкой и лопатками, жестко прикрепленными к ступице гребного винта и боковой стенке рабочего колеса, и уплотнительный элемент, имеющий кольцо, смонтированное на внутренней поверхности кожуха гребного вала, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения трудоемкости монтажа и повышения надежности работы уплотнительного элемента, последний выполнен в виде импеллера с наружной стенкой и лопатками, являющимися продолжением лопаток рабочего колеса, разделенных .от них боковой стенкой рабочего колеса, периферийная I часть которой закруглена s сторону лопаток имнеллера и установлена относительно кольца уплотнительного эле- С» мента с торцовым. зазором, равным не менее торцовому зазору между ступицей Я гребного винта и кожухом гребного вала. (54) (57) ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее дейдвудный подшипник гребного вала, на оконечности которого закреплена ступица гребного винта, водяную систему, подключенную к носовой части дейдвудного подшипника, кожух гребного вала, защитный элемент
ОПИОАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ц
1102713 3
Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудным устройствам судов.
Известно дейдвудное устройство, содержащее дейдвудный подшипник гребного sana, на оконечности которого закреплена ступица гребного винта, водяную систему, подключенную к носовой части дейдвудного подшипника, кожух гребного вала, защитный элемент 1О в виде рабочего колеса центробежного
1насоса с боковой стенкой и лопатками, жестко прикрепленными к ступице гребного винта и боковой стенке рабочего колеса, и уплотнительный элемент, 1 имеющий кольцо, смонтированное на внутренней поверхности кожуха гребного вала (1).
Однако это устройство характеризуется технологической сложностью.мон- 2б тажа уплотнительного элемента и недостаточной -эффективностью работы защитного элемента, снижающейся по мере износа дейдвудного вала (просадки вала). 2S
Цель изобретения — снижение трудо,емкости монтажа и повышение надежности работы уплотнительного элемента.
Указанная цель достигается тем, что дейдвудное устройство, содержа30 щее дейдвудный подшипник гребного вала, на оконечности которого закреплена ступица гребного винза, водяную систему, подключенную к носовой части дейдвудного подшипниКа, кожух З5 гребного вала, защитный элемент в виде рабочего колеса центробежного насоса с боковой стенкой и лопатками, жестко прикрепленными к ступице греб.ного винта и боковой.,стенке рабочего 40 колеса, и уплотнительный элемент, имеющий кольцо, смонтированное на внутренней поверхности кожуха гребного вала, уплотнительный элемент вы" полнен в виде импеллера с наружной стенкой и лопатками, являющимися продолжением лопаток рабочего колеса, разделенных от них боковой стенкой рабочего колеса, периферийная часть которой закруглена в сторону лопаток 5О импеллера и установлена относительно кольца уплотнительного элемента с торцовым зазором, равным не менее торцовому зазору между .ступицей гребного винта и кожухом гребного вала.
На фиг. 1 изображено дейдвудное устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1.
Дейдвудное устройство содержит гребной вал 1, расположенный в дейдвудном подшипнике с набором 2. Носовая часть гребного вала находится в сальниковом уплотнении 3, а на выходящую из корпуса судна кормовую часть вала напрессована ступица 4 гребного винта. Втулка 5 подшипника жестко соединена с яблоком ахтерштевня 6; На яблоке ахтерштевня закреплен кожух 7 гребного вала, в котором смонтировано рабочее колесо насоса с импеллером. Они состоят иэ приваренных к торцу ступицы 4 винта лопаток 8, которые являются продолжением лопаток импеллера, боковой стенки 9 с. центральным отверстием и наружной стенки 10 импеллера.
Периферийная часть боковой стенки рабочего колеса сделана с закруглением в сторону лопаток импеллера и имеет торцовой зазор между кольцом
11, который равен или больше торцового зазора между ступицей гребного винта и кожухом 7 гребного вала.
Подвод воды к дейдвудному подшипнику осуществляется через патрубок 12.
Дейдвудное устройство работает следующим образом.
На больших глубинах забор воды в систему прокачки осуществляется из-за борта, на мелководье и загрязненной воде — из предварительно заполненных на больших глубинах балластных танков. Через патрубок .12 по предусмотренным для этого канавкам (не показаны) .в наборе 2 дейдвудной втулки 5 .и через зазор между гребным валом 1 и набором 2 вода проходит к кольцевой полости, ограниченной торцом подшипника, гребным валом 1 и его кожухом 7.
Из этой полости при вращении гребного вала 1 вода забирается рабочим колесом, откуда подается в напорную полость насоса, ограниченную ступицей
4 винта, рабочим колесом, кожухом 7 гребного винта и кольцом 11. Далее через зазор между ступицей 4 винта и кожухом 7 гребного вала 1 вода вытесняется нареку. Создание повышенного давления прокачиваемой воды в напорной полости насоса приводит к перетечкам ее из области повышенного давления в область пониженного давления, т.е. на вход рабочего колеса, а это, в свою очередь, снижает эффективность защитного элемента. Для уменьшения перетечек служат лопатки 8 импеллера, Составитель М.Миронов
Редактор Н.Киштулинец Техред. A. Кикемезей Корректор А.Ференц
Тираж 456 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 4892/11
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Э 11027 которые забирают воду из кольцевой полости, ограниченной торцом подшипника, гребным валом 1 и его кожухом 7, и подают ее с повышенным давлением к торцовому зазору между боковой стен- кой 9 и кольцом 11.
Закругление на периферийной части боковой стенки 9 также способствует повышению давления воды, создаваемого лопатками 8 импеллера, и организации 10 потока воды навстречу перетечкам нз напорной полости насоса во всасывающую
4 полостъф
Наличие встречного перетечкам потока воды, создаваемого лопатками 8 ts импеллера, уменьшает их, что повышает надежность работы уплотнительного элемента и, в конечном итоге, повышает надежность работы защитного элемента. Благодаря радиальному рас- .,20 положению лопаток насоса, и импеллера
13 4 устройство работает эффективно как на переднем ходу судна, так и на заднем. Давление прокачиваемой воды на выходе из насоса и импеллера возрастает с увеличением чиспа оборотов винта, что повышает надежность работы защитного и уплотнительного элементов.
Установка боковой стенки 9 рабочего колеса с торцовым зазором между кольцом 11 равным или больше торцовому зазору между ступицей 4 и кожухом
7 также повьипает надежность работы уплотнительного элемента в случае возникновения повышенных осевых перемещений гребного вала.
Изобретение упрощает конструкцию уплотнительного элемента, улучшает технологию его сборки и повышает надежность его работы и тем самым позволяет продлить межремонтный срок дейдвудного устройства в целом.