Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЛЩИНЫ КОМПЕНСАТОРА ПРИ СБОРКЕ РЕДУКТОРА по авт.св. № 819562, отличающийся тем, что, с целью повьппения точности, после определения толщины компенсатора путем расчета алгебраической суммы измеренных расстояний , подбирают набор компенсаторных шайб, устанавливают этот набор между распорной втулкой и одним из подшипников на вал-шестерню, прикладывают к внутреннему кольцу подшипника осевую нагрузку, равную ранее приложенной к распорной втулке, измеряют расстояние между подшипниками и сравнивают его с ранее измеренным расстоянием, полученным при приложении к подшипникам заданной осевой нагрузки натяга подшипникового узла, и при несовпадении этих расстояний в пределах установленного допуска подбирают другой набор компенсаторных шайб и повторяют операции установки, нагружения подшипников (О и сравнения двух расстояний между подшипниками.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОЮ (11) заец С 01 В 5/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1 -:-Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 819562 (21) 3520820/25-28 (22) 14. 12.82 (46) 23.07.84. Бюл. Ф 27 (72) А.В.Воронин, В.И.Харитонов и И.А.Булавин (71) Московский автомеханический ин ститут (53) 531.717 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
У 819562, кл. С 01 В 5/06, 1978. (54)(57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЛЩИНЫ
K0MIEHCAT0PA ПРИ СБОРКЕ РЕДУКТОРА по авт.св. М 819562, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения точности, после определения толщины компенсатора путем расчета алгебраической суммы измеренных расстояний, подбирают набор компенсаторных шайб, устанавливают этот набор между распоркой втулкой и одним из подшипников на вал-шестерню, прикладывают к внутреннему кольцу подшипника осевую нагрузку, равную ранее приложенной к распорной втулке, измеряют расстояние между подшипниками и сравнивают его с ранее измеренным расстоянием, полученным прй приложении к подшипникам заданной осевой нагрузки натяга подшипникового узла, и при несовпадении этих расстояний в пределах установленного допуска подбирают другой набор компенсаторных шайб и повторяют операции Е установки, нагружения подшипников и сравнения двух расстояний между подшипниками. С:
1104355
Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологии сборки агрегатных узлов, и может быть использовано для определения толщины компенсатора, устанавливаемо- 5
ro в редуктор между внутренним кольцом подшипника и распорной втулкой.
По основному авт.св. 819562 известен способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора, заключающийся в том, что подшипники устанавливают на валу-шестерне и помещают в корпусе редуктора, задают вращение корпуса редуктора, прикладывают заданную осевую нагрузку и измеряют расстояние между подшипниками, извлекают вал-шестерню из корпуса редуктора, устанавливают на вал-шестерню между подшипниками распорную втулку, прикладывают к 20 внутренним кольцам подшипников осевую нагрузку, превышающую по величине первую нагрузку, и измеряют расстоя. ние между подшипниками, а толщину компенсатора определяют как алгеб- 2 раическую сумму этих двух расстояний (1) .
Однако известный способ имеет недостаточно высокую точность, поскольку не учитывает реальные пара- 30 метры шайб, из которых набирается компенсатор, т.е, разнотолщинность в пределах допуска, непараллельность торцов, коробление, наличие заусенцев . 35
Целью изобретения является повышение точности определения толщины компенсатора при сборке редуктора.
Эта цель достигается тем, что согласно способу определения толщины 40 компенсатора при сборке редуктора, заключающемуся в том, что подшипники устанавливают на валу-шестерне и помещают в корпусе редуктора, задают вращение корпуса редуктора, прикла- 4> дывают заданную осевую нагрузку и измеряют расстояние между подшипниками, устанавливают на вал-шестерню между подшипниками распорную втулку, прикладывают к внутренним кольцам 50 подшипников осевую нагрузку, превышающую по величине первую нагрузку, и измеряют расстояние между подшипниками, а толщину компенсатора определяют как алгебраическую сумму этих 55 двух расстояний, после определения толщины компенсатора путем расчета алгебраической суммы измеренных расстояний, подбирают набор компенсаторных шайб, устанавливают этот набор между распорной втулкой и одним из подшипников на вал-шестерню, прикладывают к внутреннему кольцу подшипника осевую нагрузку, равную ранее приложенной к распорной втулке, измеряют расстояние между подшипниками и сравнивают его с ранее измеренным расстоянием, полученным при приложении к подшипникам заданной осевой нагрузки натяга подшипникового узла, и при несовпадении этих расстояний в пределах установленного допуска подбирают другой набор компенсаторных шайб и повт ряют операции установки, нагружения подшипников и сравнения двух расстояний между подшипниками.
На фиг. 1 изображено устройство. реализующее схему измерения расстояния между кольцами подшипников на шестерне-вале в корпусе редуктора под осевой нагрузкой и при вращении корпуса, на фиг. 2 — то же, с установкой распорной втулки между кольцами; на фиг. 3 — с установкой распорной втулки и набора компенсаторных шайб между кольцами.
Устройство содержит подшипники
1 и 2, предназначенные для установки на данном узле, вал-шестерню
3, корпус 4 редуктора, щуп 5, индикатор 6, распорную втулку 7, набор
8 компенсационных подшипников.
Способ осуществляется следующим образом.
Подшипники 1 и 2, предназначенные для установки на данном узле, устанавливают на валу-шестерне 3 и помещают в корпусе 4 редуктора, задают вращение корпуса 4 редуктора, к внутреннему кольцу внешнего подшипн:яка 1 прикладывают заданную осевую нагрузку натяга подшипникового узла и измеряют расстояние между подшипниками 1 и 2, например, путем измерения положения щупа 5 индикатора 6, взаимодействующего с наружным торцоМ внутреннего кольца внешнего подшипника 1.
Затем вал-шестерню 3 извлекают из корпуса 4 редуктора, устанавливают на вал-шестерню 3 между подшипниками 1 и 2 распорную втулку 7 и прикладывают к внутренним кольцам подшипников 1 и 2 осевую нагрузку, превышающую по величине первую нагрузку
1104355
20 и имитирующую усилие затяжки гайки (не показана) на валу-шестерне 3.
Измеряют расстояние между подшипниками 1 и 2 тем же способом, что и в первом случае, и определяют ориентировочную толщину компенсатора путем расчета алгебраической суммы этих двух расстояний, одно из которых берется с положительным, а другое — с отрицательным знаком. t0
Определив расчетным путем ориентировочную толщину компенсатора, подбирают соответствующий набор 8 компенсаторных шайб, устанавливают этот набор 8 между распорной втулкой tS
7 и внутренним кольцом одного из подшипников, например, внешнего, на вал-шестерню 3, прикладывают к внутреннему кольцу внешнего подшипника
1 осевую нагрузку, равную ранее приложенной к распорной втулке 7, измеряют расстояние между подшипниками 1 и 2 тем же способом, что и в двух предыдущих случаях, и сравнивают его с ранее измеренным расстоя- 25 нием, полученным при приложении к подшипникам 1 и 2 заданной осевой нагрузки натяга подшипникового узла, и при несовпадении этих расстояний в пределах установленного допуска подбирают другой набор 8 компенсаторных шайб, отличающийся на одну, размерную градацию от ранее использованного набора.
Затем повторяют описанные операции установки набора компенсаторных шайб на вал-шестерню 3, нагружения подшипников 1 и 2 осевой нагрузкой и сравнения двух расстояний между подшипниками 1 и 2. 40
Если в результате установки нового набора 8 компенсаторных шайб алгебраическая сумма двух расстояний оказалась в пределах установленного допуска, то на этом определение толщины компенсатора заканчивается, и набор 8 компенсаторных шайб поступает на окончательную сборку подшипникового узла.
Если же алгебраическая сумма расстояний окажется больше установленного допуска, то производится следующая замена набора 8 компенсаторных шайб на другой набор, отличающийся от предыдущего на одну размерную градацию.
Таким образом, учитывается податливость всех стыков при сборке и затяжке деталей на валу-шестерне, а также влияние на толщину компенсатора разнотолщинности шайб, непараллельности их торцов, коробления шайб, наличия заусенцев и других дефектов формы шайб, допускаемых по техническим условиям на эти детали.
При применении описанного способа повышается точность определения фактической толщины компенсатора, при которой может быть гарантирован заданный натяг подшипникового узла, а следовательно, обеспечена расчетная долговечность его элементов. Последнее обстоятельство обуславливает значимость предложенного способа для таких отраслей промышленности, как автомобилестроение, станкостроение, авиастроение и ряд других машиностроительных отраслей.
1104355
Фиг.8
Составитель Н.Тимошенко
Редактор Н.Лазаренко Техред Т.Маточка Корректор А.Дзятко
Заказ 5201/28 Тираж 587 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4