Электропривод транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1.ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий тяговый электродвигатель с обмоткой якоря и обмоткой возбуждения, сглаживающий реактор и тиристорный прерыватель, состоящий из четырех тиристоров, соединенных по мостовой схеме с коммутирующим конденсатором в диагонали, обратные вентили, подключенные одними электродами к выводам этой диагонали , а другими - к первому выводу обмотки якоря тягового электродвигателя через пусковой контактор и к обкладке конденсатора входногоХСфильтра , другая обкладка которого соединена с объединенными электродами тиристоров прерывателя, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик транспортного средства nyteM снижения массогабаритных показателей тягового электродвигателя в него введейы резистор, двухполупериодный вьтрямитель и трансформатор, первичная обмотка которого включена между одноименными электродами тиристоров прерывателя подключенных другими электродами к одноименным электродам обратных вентилей, а ее средняя точка соединена с вторьм выводом обмотки якоря тягового электродвигателя через сглаживающий реактор, при этом обмотка возбуждения тягового электродвигателя подключена через двухполупериодный вьтрямитель к вторичной обмотке трансформатора, шунтированной резистором. 2.Электропривод по п.1, отличающийся тем, что, с целью (Л повышения надежности и расширения диапазона регулирования скорости транспортного средства, в него i Q введены последовательно соединенные вспомогательный контактор и ограничительный резистор, шунтирующие пусковой контактор, диод, один электрод которого соединен с первьм выводом СГ5 обмотки якоря электродвигателя, другой - с объединенными электродами тиристоров прерывателя, вентили двухполупериодного выпрямителя выполнены в виде тиристоров и при этом каждый из них шунтирован дополнительно введенным тиристором, включенным встречно . 3.Электропривод по п.1, о т л и чающийся тем, что, с целью повьппения КПД электропривода, в него введен дополнительный двухполупериодный выпрямитель, а трансформатор выполнен с дополнительной обмоткой.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

ОЗИМНОП

РЕСПУБЛИК (19) 01) ф(1 ° )э Р

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

l3 ц

ИИУ))1И»

К АВТОРСНОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ °

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

f10 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3585371 /24-07 (22) 29.04.83 (46) 30.07.84. Бюл. В 28 (72) И.С.Ефремов, О.А.Коськин, Б.Е.Суслов и П.В.Зотов (71) Московский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции энергетический институт (53) 621.316.718(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 705635, кл, Н 02 P 5/16, 1979.

2. Заявка Японии )1- 55-38912, кл. H 02 P 5/16, 1981.

3. Суслов Б.Е. Тиристорный прерыватель для тягового электропривода постоянного тока. Труды Моск. энерг. ин-та, вып. 549, 1981, с. 64. (54) (57) 1. ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий тяговый электродвигатель с обмоткой якоря и обмоткой возбуждения, сглаживающий реактор и тиристорный прерыватель, состоящий из четырех тиристоров, соединенных по мостовой схеме с коммутирующим конденсатором в диагонали, обратные вентили, подключенные одними электродами к выводам этой диагонали, а другими — к первому выводу обмотки якоря тягового электродвигателя через пусковой контактор и к обкладке конденсатора входного,(Сфильтра, другая обкладка которого соединена с объединенными электродами тиристоров прерывателя, о т л и ч а— ю шийся . тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик транспортного средства путем снижения массогабаритных показателей тягового электродвигателя в него ввезщ Н 02 P 5/16 В 60 Ь 15/08 дены резистор, двухполупериодный выпрямитель и трансформатор, первичная обмотка которого включена между одноименными электродами тиристоров прерывателя подключенных другими электродами к одноименным электродам обратных вентилей, а ее средняя точка соединена с вторым выводом обмотки якоря тягового электродвигателя через сглаживающий реактор, при этом обмотка возбуждения тягового электродвигателя подключена через двухполупериодный выпрямитель к вторичной обмотке трансформатора, шунтированной резистором.

2. Электропривод по п.1 о т л и . ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности и расширения диапазона регулирования скорости транспортного средства, в него введены последовательно соединенные вспомогательный контактор и ограничительный резистор, шунтирующие пусковой контактор, диод, один электрод которого соединен с первым выводом обмотки якоря электродвигателя, другой — с объединенными электродами тиристоров прерывателя, вентили двухполупериодного выпрямителя выполнены в виде тиристоров и при этом каждый иэ них шунтирован дополнительно введенным тиристором, включенным встречно.

3. Электропривод по и. 1, о т л и ч а ю щ и и с .я тем, что, с целью повышения КПД электропривода, в него введен дополнительный двухполупериодный выпрямитель, а трансформатор выполнен с дополнительной обмоткой, iiosoo кбторая через дополнительный двухнолупериодный выпрямитель подключена

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электроприводах постоянного тока с тиристорно-импульсным управлением режимов пуска и торможения или в электроприводе постоянного тока общепромьииленного применения.

Известен электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель постоянного тока, обмотка возбужде- 10 ния которого включена между точкой соединения обмоток трансформатора и точкой соединения двух пар последовательно включенных тиристоров причем концы одной пары подключены к точке i5 соединения обмоток трансформатора с обмоткой возбуждения двигателя, а кон, цы второй пары подключены к концам обмоток трансформатора, один из которых соединен с одним выводом источ-Ы ника питания через тиристорный прерыватель, а другой — с другим выводом источника питания (1j.

В известном электроприводе имеется:, возможность регулирования тока в обмотке возбуждения электродвигателя гальванически развязаниой от источника питания. Кроме того, исключен контактный переключатель для реверсирования двигателя. Однако в известном электроприводе необходим дополнительный источник для питания обмотки якоря электродвигателя или специальное устройство для регулирования на ней

35 напряжения, подводимого от основного источника питания.

Известен друга:.: электропривод транспортного средства, содержащий по меньшей мере два тиристорных прерыg0 вателя и два обратных диода группу тяговых электродвигателей с последо— вательно соединенными обмотками якорей и последовательно соединенными обмотками возбуждения, сглаживающ((е реакторы, первичная обмотка каждого из которых включена между одним выводом цепи обмоток якорей и вывод(м параллельно конденсатору входного бС-фильтра. одного иэ тиристорных прерывателей, другие выводы которых соединены с одним зажимом источника питания, подключенного другим зажимом к другому выводу цепи обмоток якорей и через один из обратных диодов — к общей точке первичной обмотки одного из сглаживающих реакторов и одного из тиристорных прерывателей. При этом обмотки возбуждения тяговых электродвигателей подключены к последовательно соединенным между собой вторичным обмоткам сглаживающих реакторов через двухполупериодный выпрямитель L2 .

В указанном устройстве величина тока в обмотках возбуждения электродвигателей определяется напряжением на вторичных обмотках сглаживающих реак- îðîâ,,напряжение на первичных обмотках которых зависит от коэффициента "àïîëíåíèÿ тиристорных прерывателей. Вследствие. этого в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей имеет место автоматическое изменение тока возбуждения при изменении частоты вращения электродвигателей. Но такой закон изменения тока возбуждения электродвигателей не является оптимальным с точки зрения реализации максимальных тяговых и тормозных усилий при управлении транспортным средством Кроме-того, питание обмоток возбуждения от вторичной обмотки сглаживающего реактора снижает его эффективность сглаживания тока в обмотках якорей, что приводит к необходимости увеличения его массогабаритных показателей.

Наиболее близким по техническои сущности к изобретению является электропривод транспортного средства, содержащий тяговый электродвигатель с обмоткой якоря и возбуждения, сглаживающий реактор и тиристорный прерыватель, состоящий из четырех тиристоров, включенных по мостовой схеме с коммутирующим конденсатором в

1 диагонали, обратные вентили, подключенные одними электродами к вшв."- ам этой диагонали, а другими - к первому выводу обмотки якоря электродвигате- ля через пусковой контактор и к обкладке конденсатора входного LC-фильтра, другая обкладка которого соединена с объединенными электродами тиристоров прерывателя С31.

Недостатками данного- устройства 10 являются увеличенные массогабаритные показатели тягового электродвигателя из-за необходимости выполнения изоляции обмотки возбуждения по отно шению к статору на максимальное напря 15 жение источника питания и потребность в установке специальных устройств защиты транспортного средства от толчков силы тяги в аварийных режимах путем снятия возбуждения тяговых элек- щ тродвигателей или дополнительного быстродействующего разрыва силовой цепи.

Кроме того, в устройстве существует необходимость в использовании 2g дополнительных аппаратов для реверсирования тяговых электродвигателей или при необходимости, для регулирования тока в их обмотках возбуждения, что снижает надежность электропривода.

Недостатком устройства также является невысокая стабильность электродинамического торможения вследствие зависимости времени самовозбуждения тяговых электродвигателей от скорос- З ти начала торможения транспортного средства.

Цель изобретения — улучшение экс. плуатационных характеристик транспортного средства путем снижения массогабаритных показателей тягового электродвигателя и автоматического снятия его возбуждения в аварийных режимах.

Поставленная цель достигается 4> тем, что в электропривод транспортного средства, содержащий тяговый электродвигатель с обмоткой якоря и обмоткой возбуждения, сглаживающий реактор и тиристорный прерыватель, состоящий из четырех тиристоров, соединенных по мостовой схеме с коммутирующим конденсатором в диагонали, обратные вентили, подключенные одними электродами к выводам этой диагона- 55 ли, а другими — к первому выводу обмотки якоря тягового электродвигателя через пусковой контактов и к обll0600i 4 кладке конденсатора входного LC — .

-фильтра, другая обкладка которого соединена с объединенньки электродами тиристоров прерывателя, дополнительно введены резистор, двухполупериодный выпрямитель и трансформатор первичная обмотка которого включена между одноименными электродами тиристоров прерывателя, подключенных другими электродами к одноименным электродам обратных вентилей, а ее средняя точка соединена с вторым выводом обмотки якоря тягового электро. двигателя через сглаживающий реактор, при этом обмотка возбуждения тягового электродвигателя подключена через двухполупериодный выпрямитель к вторичной обмотке трансформа тора, шунтированной резистором.

С целью повышения надежности и расширения диапазона регулирования скорости транспортного средства в электропривод введены последователь. но соединенные вспомогательный контактор и ограничительный резистор, шунтирующие пусковой контактор, диод, один электрод которого соединен с первым выводом обмотки якоря электродвигателя, а другой — с объединенными электродами тиристоров прерывателя, вентили двухполупериодного выпрямителя выполнены в виде тиристоров и при этом каждый из них шунтирован дополнительно введенным тиристором, включенным встречно.

Кроме того, с целью повышения КПД электропривода в него введен дополнительный двухполупериодный выпрямитель а трансформатор выполнен с дополнительной обмоткой, которая через вспомогательный двухполупериодный выпрямитель подключена параллельно конденсатору входного LC -фильтра.

На фиг. 1, 2, 3 и I изображены электрические схемы электропривода транспортного средства; на фиг. 5— диаграммы токов в обмотках якоря и возбуждения тягового электродвигателя, в вснтилях тиристо1 ного прерывателя и двухполупериодного выпрямителя и диаграмма магнитного потока в магнитопроводе трансформатора для двух ступеней работы тиристорного прерывателя; на фиг. 6 — диаграммы токов в обмотках якоря и возбуждения тягового электродвигателя, в вентилях двух-палупериодного выпрямителя, в резисторе и диаграмма потока в магнитопро!

106001 воде трансформатора в режиме регулирования тока в обмотке возбуждения тягового электродвигателя.

Электропривод трансформаторного средства содержит тяговый электродви- 5 гатель 1 с обмоткой 2 якоря и обмоткой 3 возбуждения, сглаживающий реактор 4 и тиристорный пре ыватель, состоящий из четырех тиристоров 5-8, соединенных по мостовой схеме с коммутирующим конденсатором 9 в диагонали, обратные вентили 10 и 11, под" ключенные одними электродами к выво" дам этой диагонали, а другими — к первому выводу обмотки 2 якоря тягового электродвигателя 1 через пусковой конденсатор 12 и к обкладке конденсатора 13 входного LC -фильтра, другая обкладка которого соединена с объединенными электродами тиристоров 6 и 8 прерывателя.

Кроме того, электропривод содержит резистор !4, двухполупериодный выпрямитель 15, содержащий диоды 16 и 17 и трансформатор 18,первичная обмотка 5

19 которого. включена между одноименными электродами тиристоров 5 и 7 прерывателя, а ее средняя точка соединена с вторым вывоДом обмотки 2 якоря тягового электроцвигателя 1 че 30 рез сглаживающий реактор 4, при этом обмотка возбуядения 3 тягового элек тродвигателя 1 подключена через двухполупериодный выпрямитель 15 к вторичной обмотке 20 трансформатора, 35 шунтированнои резистором 14.

Электропривод транспортного средства (фиг. 2) содержит последовательно соединенные вспомогательный

40 контактор 21 и ограничительный резис тор 22, шунтирующие пусковой контактор 12, диод 23, один электрод которого соединен с первым выводом обмотки 2 якоря электродвигателя 1, а

45 анод - с объединенными электродами тиристоров б и 8 прерывателя, вентили двухполупериодного выпрямителя

15 выполнены в виде тиристоров 24 и

25 и при этом каждый из них шунтирован соответственно тиристором 26 и

27.

Электропривод содержит также (фиг.3) дополнительный двухполупериодный выпрямитель 28, состоящий из диодов 29 и 30, а трансформатор 18 выполнен с дополнительной обмоткой

31, которая через дополнительный двухпо.пупсриодный выпрямитель 28 подключена параллельно конденсатору 13 вход»и- з LL" -фильтра.

Г>ходной LC -фильтр содержит реактор 32 и подключен к источнику питания 33.

Для дополнительного подвозбуждения электропривод содержит (фиг.4) источник 34, к выводам которого подключен мостовой коммутатор, собранный на тиристорах 35, 36, 37 и 38. Диагональ мостового коммутатора через последовательно соединенные контактор 39 и резистор 40 подключена к обмотке возбуждения 3.

Электропривод транспортного средства (фиг. 1) работает следующим образом, При замкнутом пусковом контакторе l2 средний ток обмотки 2 якоря тягового электродвигателя 1 поддерживается на заданном уровне с помощью тиристорного прерывателя путем изменения времени включенного состояния тиристоров 5 — 8, определяемого сдвигом во времени между управляющими импульсами.

Исходя из условия, что при достаточно высокой частоте регулирования и значительной суммарной индуктивности обмотки 2 якоря и сглаживающего реактора 4 ток в цепи обмотки 2 якоря в течение периода работы тиристорного прерывателя остается практически постоянным, на фиг. 5 приведены диаграммы токов в ветвях тиристорного прерывателя для двух ступеней (a,c5) его рабо" ты. Здесь I — - ток в обмотке якоря тягового электродвигателя, Т вЂ” период регулирования.

Из диаграммы (фиг.5) видно, что в любом режиме работы тиристорного прерывателя, тиристоры 5 и 7 и части первичной обмотки 19 трансформатора.18, включенные в цепи этих тиристоров,поочередно обтекаются током обмотки 2 якоря в течение времени Т, поэтому магнитный поток Й04З в магнитопроводе трансформатора 18 изменяется в соответствии с диаграммами (фиг. 5) .

При наличии тока i, в обмотке 3 возбуждения, отличающегося по величи. не от тока i, в обмотке 2 якоря в общем случае в К раз, где К вЂ” коэффициент трансформации по току трансформатора 18, по диодам 16 и 17 д»ухполу периодного выпрямителя 15 прот«кают

ТОКИ 1, Я, 1 .g.,>;С:III Г(>II/)>.> i II!! (> ПИ«

ll0600l резистора 14 r ïo÷òè на порядок больше активного сопротивления r обмотки 3 возбуждения, то током через резистор 14 в квазиустановившемся режиме можно пренебречь, поэтому К i з

В переходных режимах, например, при запуске тиристорного прерывателя, когда ток в обмотке 3 возбуждения отсутствует из-за наличия индуктив- 10 ности L обмотки 3 возбуждения изменение тока в ней определяется соотношением индуктивности L н сопротивлении Г 4. н Г> °

Иаксимальное напряжение на обмот- 15 ке 3 возбуждения равно Ц„ д=К1 г„, 2 что как правило в 3-4 раза меньше напряжения источника питания.

В аварийных режимах при срыве рабо ты тиристорного прерывателя или на- 20 рушении изоляции обмотки 2 якоря тягового электродвигателя 1, когда ток i начинает протекать, минуя тиристорный прерыватель, происходит автоматическое снижение магнит- 25 ного потока Ф в магнитопроводе транс форматора 18 вследствие насыщения трансформатора 18 или отсутствия тока в его первичной обмотке 19.:.

Поэтому ток i в обмотке 3 возбужде- 30 ния и поток в электродвигателе нa÷èнают спадать, à вместе с ними и сила тяги тягового электродвигателя 1, Тем самым автоматически осуществляется защита механической части электро- З привода от черезмерных нагрузок путем автоматического снятия момента на валу тягового электродвигателя 1.

В схеме электропривода (фиг. 2 и

4) двухполупериодный выпрямитель 15 40 служит не только для выпрямления тока вторичной обмотки 20 трансформатора 18, но и для осуществления ревер-: сирования тока i„ в обмотке 3 возбуждения и его регулирования. При движе. 45 нии вперед и полном возбуждении тягового электродвигателя 1 поочередно включаются тиристоры 24 и 25, управляющие импульсы на них проходят одновременно с подачей управляющих SO импульсов на тиристоры 5 н 7 соответственно. При движении назад и полном возбуждении тягового электродвигателя 1 поочередно включают тиристоры 26 и 27, а управляющие им- у пульсы на них проходят одновременно с подачей управляющих импульсов на тиристоры 7 и 5 соответственно.

При наличии управляемого реверсивного выпрямителя (тиристоров 2427) легко осуществляется переход срежима пуска на режим рекуперативного торможения. Если движение в тяговом режиме транспортного средства при включенном пусковом контакторе 12 происходит при поочередном включении тиристоров 24 и 25, то для осуществле. ния рекуперативного торможения транспортного средства необходимо после размыкания пускового контактора 12 замкнуть вспомогательный контактор 39 и изменить алгоритм следования управляющих импульсов на тиристоры двухполупернодного выпрямителя 15 (для реверсирования тока в обмотке 3 возбуждения). Тогда при работе тиристорного прерывателя и поочередном включении тиристоров 26 и 27 двухполупериодного выпрямителя !5 происходит перемагиичивание тягового электродвигателя 1 током, определяемым сопротивлением ограничительного резистора 40, напряжением источника

33 питания и коэффициентом заполнения тиристорного прерывателя.

После появления напряжения на выво дах обмотки 2 якоря тягового электродвигателя 1, работающего при торможении в генераторном режиме, достаточно для поддержания заданного тормозного тока, контактор 39 может быть разомкнут.

В режиме рекунеративного торможения, как и при пуске, возможны две ступени работы тиристорного прерывателя, поэтому диаграммы фиг. 5 харак терны и для тормозного реямма работы тягового электродвигателя 1 с той лишь разницей, что ток i в обмотке

3 возбуждения будет протекать в противоположном направлении (пунктирные линии на фиг. 5).

Регулирование тока в обмотке 3 возбуждения в пусковом или тормозном режиме осуществляется следующим образом.

Если при полном возбуждении поочередно включаются тиристоры 24 и 25, то для ослабления возбуждения на интервале проводимости тиристора 24(25) управляющие импульсы подаются на тиристор 27(26). При этом . степень ослабления возбуждения тем больше, чем больше интервал времени t l с момента включения тиристора

27(26) до момента изменения произ11О6ОО1 водной потока <Гв в магнитопроводе трансформатора 18 при включении тиристора 25(24). На фиг, 6 .показаны диаграммы тока в обмотке 2 якоря х потока И@ в магнитойроводе трансфор-„ 5 матора 18, токов i2 i 5 в вентилях 24-27 двухполупериодного выпрямителя 15, тока ip, в обмотке 3 возбуждения и тока i

При этом надежность включения 2О каждого тиристора двухполупериодного выпрямителя 15 обеспечивается тем, что время приложения обратного напряжения к каждому иэ них (в том числе если это напряжение равно падению напряжения на открытом тиристоре) равно периоду регулирования Т.

Выбором определенного значения коэффициента трансформации К трансформатора 18 при регулировании тока в обмотке 3 возбуждения достигается возможность обеспечения этого тока как меньшего, так и большего, чем ток обмотки 2 якоря. Вследствие этого, при необходимости, могут быть

35 реализованы значительные пусковые или тормозные моменты, а также снижена скорость окончанйя эффективного электродинамического торможения, Начальное подвозбуждение тягового электродвигателя 1 при рекуперативном торможении транспортного средства на фиг. 4 характерно тем, что для этой цели используется дополнительный источник 34 напряжения, вследствие чего возбуждение тягового электродвигателя 1 в начале торможения транспортного средства происходит даже при отсутствии питающего напряжения источника 33, что повышает надежность и

50 стабильность электродинамического торможения транспортного средства, Начальное подвоэбуждение тягового электродвигателя 1 осуществляется от дополнительного источника 34 напряжения без трансформации энергии, подводимой к обмотке 3 возбуждения с помощью тиристорного прерывателя и тр=.нсформатора 18. За счет попарного включения тиристоров 36 и 3, rëè 35 и 38 начальный ток по обмотке 3 возбуждения можно пропускать в любом требуемом направлении (если, например, рекуперативное торможение транспортного средства необходимо осуществлять при любом направлении его движения). Причем мощность дополнительного источника 34 напряжения в данном случае меньше, так как его напряжение можно выбирать по. величине U = i<. r> (где is - требуемый начальный ток подвозбуждения обмотки

3 возбуждения) т.е. становится возможным уменьшать сопротивление ограничительного резистора 40 практически до нуля. Кроме того, если самовозбуждение тягового электродвигателя 1 произошло и ток в обмотке 3 возбуждения определяется уже величиной тока в обмотке 2 якоря, то возможно автоматическое выключение тиристоров 36 и 37, 38 и 35 за счет падения напряжения на обмотке 3 возбуждения, если оно превышает напряжение дополнительного источника 34 напряжения. Поэтому вспомогательный контактор 39 в процессе торможения можно не отключать и тем самым обеспечить дополнительное подвозбуждение тягового электродвигателя 1 в конце торможения, снижая тем самым скорость окончания эффективного электродинамического торможения.

Дополнительная обмотка 31 трансформатора 18 (фиг. 3) выбирается таким образом, чтобы напряжение на выходах вспомогательного двухполупериодного выпрямителя 28 по постоянному току было равно минимальному допустимому напряжению U< источника 33 питания при наличии падения напряжения на активном сопротивлении r обмотки 3 возбуждения тягового электродвигателя 1 от тока в ней, равного максимальному заданному току „ц,„ =

=K- ь2щп., где К - коэффициент трансформации трансформатора 18 по току, Таким образом, .4м w

Ь1 У

i5%5 re где 4 „>, И, M@ — число витков обмоток 19, 20, 31 трансформатора 18.

1106001

Таким образом, но всех переходных режимах и в режиме регулирования возбуждения, когда ток i обмотки 3 возбуждения меньше тока К i происходит сброс энергии в конденсатор

13 входного фильтра, что приводит к снижению токов через резистор 14 и уменьшению напряжения на вентилях двухполупериодного выпрямителя. Это позволяет снизить установленную мощность двухполупериодного выпрямителя 15 и трансформатора 18.

Таким образом, применение на тран спортном средстве электропривода с

-Фь трансформаторной развязкой при пита. нии обмотки возбуждения тягового электродвигателя, реализуемой за счет использования специфических свойств тиристорного прерывателя, дает возможность при уменьшении общего количества устанавливаемого тягового электрооборудования и в том числе требуемой контактной аппарату10 ры, повысить технологичность его изготовления, надежность в условиях эксплуатации, а также эффективность электродинамического .тор-. можения.

1106001

Э106001

1 ) 06001

I 106001

1106001

Составитель M.Êðÿõòóíoâà

Редактор Ы.Дылин Техред Т;Маточка Корректор В.Синицкая

Заказ 5612/44 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д.4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная,4