Патент 1106705

Тормозная система транспортного средства,преимущественно грузового,с дизельным двигателем

 

1. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ГРУЗОВОГО, С ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, содержащая выхлопной тракт двигателя, выхлопной тормоз в виде управляемого элемента и колесный тормоз с установленными в рабочей зоне его герметичного корпуса с возможностью взаимодействия один с другим фрикционными элементами , причем выхлопной тормоз установлен в выхлопном тракте, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности торможения колесного тормоза, рабочая зона колесного тормоза соединена с выхлопным трактом магистралью, причем место соединения магистрали с выхлопньм трактом расположено между двигателем и выхлопным тормозом. 2. Система по п. 1, отлич аю щ а я с я тем, что она снабжена теплообменником, установленным на магистрали. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

РЕСПУБЛИН аю 01> А

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2892244/25-27 (22) 07.03.80 .(46) 07.08.84. Бюл. ¹ 29 (72) Л.С. Шишкин (53) 629,!13-592(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 637571, кл. F 16 D 69/00, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР

¹ 850448, кл. В 60 Т 13/58, 1971 (прототип). (54) (57) 1. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО

ГРУЗОВОГО, С ДИЗЕЛЬНЪ|М ДВИГАТЕЛЕМ, содержащая выхлопной тракт двигателя, выхлопной тормоз в виде управляемого элемента и колесный тормоз с установ(59 В 60 Т 13/60 В 60 T 13/58.

F 16 D 49/00 ленными в рабочей зоне его герметичного корпуса с возможностью взаимодействия один с другим фрикционными элементами, причем выхлопной тормоз установлен в выхпопном тракте, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности торможения колесного тормоза, рабочая зона колесного тормоза соединена с выхлопным трактом магистралью, причем место соединения магистрали с выхлопным трактом расположено между двигателем и выхлопным тормозом.

2. Система по и. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что она снабжена теплообменником, установленным на магистрали.

1106705 .

Изобретение относится к машиностроению, в частности к тормозным системам транспортных средств, предусматривающим использование посторонних источников энергии при передаче усилия от органов управления, т.е. .к рабочим тормозным системам транспортных средств, и к устройствам для "дросселирования" выхлопа при дополнительном торможении транспорт- !О ного средства двигателем для повьппения эффективности торможения.

Известны устройства для повышения эффективности торможения транспортных средств посредством их колесных тор- 15 мозов, содержащие фрикционные элементы, взаимодействующие один с другим и установленные во внутренней герметичной рабочей зоне колесного тормоза, которая соединена с выхлопным 20 трактом двигателя. Соединение рабочей зоны с выхлопным трактом обеспечивает вытеснение из рабочей зоны кислорода (входящего в состав воздуха) и создает в ней газовую среду с пассивирующими свойствами. При этом вы хлопнЫе газы предварительно подверга ют по крайней мере частичной очистке. Повышается коэффициент трения и стой- кость тормоза (1J .

Недо ст атк ом ус тр ой с тв являетс я непрерывная подача выхлопных газов, вызывающая необходимость усложенния устройства для устранения постоянного перегрева фрикционнных элементов тор35 маза и постоянной нагрузки двигателя со стороны выхлопной трубы (в противном случае эффективность торможения и топливная экономичность транспортного средства снижаются). е

Наиболее близким к изобретению является тормозная система транспортного средства, содержащая орган управления, выхлопной тракт двигателя транспортного средства, выхлопной тормоз

45 в виде какого-либо управляемого элемента, например в виде клапана-заслонки, и колесный тормоз с установленными в его внутренней герметичной зоне с воэможностью взаимодействия один с другим фрикционными элементами, причем выхлопной тормоз установлен в выхлопном тракте и соедйнен с органом управления.

Повышенная эффективность торможения и стойкость тормоза против износа обеспечиваются возможностью совместного включения как выхлопного, так и колесного тормозов (2) .

Однако известная система, обеспечивая защиту фрикционных элементов от попадания водяных брызг и загрязнейий, не обеспечивает освобождения рабочей зоны тормоза, где установлены фрикционные элементы, от нежелательного присутствия кислорода воздуха. Следовательно она обладает недостаточной эффективностью торможения колесным тормозом.

Цель изобретения — повышение эффективности торможения колесного тормоза.

Поставленная цель достигается тем, что в тормозной системе трайспортного средства, преимущественно грузового, с дизельным двигателем, содержащей выхлопной тракт двигателя, выхлопной тормоз в виде управляемого элемента и колесный тормоз с установленными в рабочей зоне его герметичного корпуса с возможностью взаимодействия один с другим фрикционными элементами, причем выхлопной тормоз установлен в выхлопном тракте, рабочая зона колесного тормоза соединена с выхлопным трактом магистралью, причем место соединения магистрали с выхлопным трактом расположено между двигателем и выхлопным тормозом.

Кроме того, тормозная система может быть снабжена теплообменником, установленным на магистрали.

На чертеже показана схема предлагаемой тормозной системы.

Система содержит двигатель 1 внутреннеro сгорания, соединенный через выхлопной тракт 2 и выхлопной тормоз

3 в виде управляемого элемента, в частности электромагнитного клапана, соединенного с любым электрическим органом управления (не показан), с выходом 4 в сторону атмосферы, внутренняя герметичная рабочая зона 5 колесного тормоза соединена через оснащенную установленным на ней теплообменником магистраль 6 с выхлопным трактом 2 так, что место этого соединения расположено между двигателем 1 и выхлопным тормозом 3. Взаимодействующие фрикционные элементы колесного тормоза (не показаны) установлены в зоне 5 колесного тормоза.

Такое подключение рабочей зоны 5 к выхлопному тракту 2 обеспечивает

11067

Составитель В. Розанов

Редактор О. Юрковецкая Техред Л.Микеш Корректор Г.Огар

Заказ 5710/3 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 принудительную подачу в нее выхлопных газов только при включении выхлопного тормоза, перекрывающего выход 4 в атмосферу, а в остальное время выхлопные газы лишь частично отво5 дятся из выхлопного тракта 2 в рабочую зону 5. Поэтому когда двигатель 1 работает в тяговом режиме, фрикционные элементы в зоне 5 незначительно нагреваются вызлопными газами, а остаточный поток этих газов предохраняет зону 5 от проникновения туда воздуха с кислородом, что и обеспечивает повьФыение эффективности торможения.

Тормозная система работает следующим образом.

По желанию водителя выхлопной тормоз 3 может быть включен одновременно с применением колесного тормоза, . При торможении клапан, образующий выхлопной тормоз 3, закрывается по сигналу от органа управления и поток выхлопных газов направляется через магистраль 6 в рабочую зону 5 размещения фрикционных элементов колесного тормоза. В этом случае дополнительный тормозной эффект, связанный с вклю- е чением выхлопного тормоза, определя30 ется степенью герметичности зоны 5 . или аэродинамическим сопротивлением магистрали 6. Выхлопные газы вытесняют из зоны 5 воздух и пассивируют поверхности фрикционных элементов известным путем. В тяговом режиме дви- 35 жения выхлопной тормоз — клапан 3— открыт и соединяет выхлопной тракт 2 с выходом 4 в атмосферу. В этом случае аэродинамическое сопротивление магистрали 6 и зоны 5 не увеличивает нагрузки двигателя 1, но резко сокращает в этом режиме поток выхлопных газов в аонч 5.

Наличие теплообменника на магистоали 6 пополнительно снижает темпепаTvDv газов, поступающих в зону 5 колестного тормоза, что дополнительно повьппает эффективность торможения колесным тормозом, Эффективность любого теплообменника физически связана с вызываемой теплообменником добавкой к сопротивлению магистрали для потока охлаждаемой текучей среды, предлагаемое подключение магистрали между двигателем 1 и выхлопным тормозом 3 снимает отрицательное влияние добавочного сопротивления на стороне выхлопа двигателя на его топливную экономичность — основной показатель работы. Благодаря предлагаемому решению создается возможность установить на магистрали 6 теплообменник любой эффективности, необходимой для повышения эффективности торможения колесного тормоза.

Использование изобретения по сравнению с базовым объемтом — тормозной системой автомобиля КамАЗ вЂ” позволит повысить эффективность торможения и износоустойчивость фрикционного материала фрикционных пар колесного тормоза путем создания вокруг фрикционной пары безкислородно азотно-углекислой атмосферы, созданной за счет предварительно охлажденных газов двигателя.