Зубовое зацепление гусеничного движителя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЗУБОВОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ, содержащее ведущее колесо с ободом, на котором размешены зубья, взаимодействующие с гребнями , выполненными на траках гусеницы, отличающееся тем, что, с целью повьинения надежности зацепления, гребни и зубья выполнены несимметричными относительно их средней поперечной плоскости, причем одна из взаимодействующих поверхностей каждого гребня и зуба выполнена плоской и нак тонной относительно поперечной плоскости , а каждая противоположная взаимодействуюилая поверхность соответственно выпуклой и вогнутой. (Л с NI СП
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1114577 зав В 62 D 55/12
Ф
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ/. -"
Н Д ВТОРСКОМ,К СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг. 7
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3615721/27-! 1
{22) 12.05.83
{46) 23.09.84. Вюл. ¹ 35 (72) В. Г. Крупко, E. А. Степанов и В. К. Чертков (7! ) Краматорский индустриальный институт (53) 629. 113.03 { 088.8 ) (54) (57) 3 УВОВ ОЕ ЗАЦЕГ)ЛЕН Ц Е ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ, содержащее ведущее колесо с ободом, на котором размегцены зубья. взаимодействующие с гребнями, выполненными на траках гусеницы, отличаюи(ееся тем, что, с целью повышения надежности зацепления, гребни и зубья выполнены несимметричными относительно их средней поперечной плоскости, причем одна из взаимодействующих поверхностей каждого гребня и зуба выполнена плоской и наклонной относительно поперечной плоскости, а каждая противоположная взаимодействующая поверхность соответствен но выпуклой и вогнутой.
1114577
Фиг Z
ВНИИПИ Заказ 6565/1! Тираж 625 Подлисное
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к базовым транспортным средствам на гусеничном ходу для землеройных машин.
Известно зубовое зацепление гусеничного движителя, содержащее ведущее колесо с ободом, на котором размещены симметричные зубья, взаимодействующие с гребнями, выполненными на траках гусеницы, причем зубья и гребни имеют трапецеидальную форму.
Указанное зацепление просто по выполнению и дешево в изготовлении, однако имеет низкий КПД, так как обладает большим скольжением взаимодействующих рабочих поверхностей.
Известно также зубовое зацепление гусеничного движителя, содержащее ведущее колссо с ободом, на котором размещены зубья, взаимодействующие с гребнями, выполненными на траках гусеницы.
Однако известное устройство благодаря фасонному профилю поверхностей зацепления имеет более благоприятную характеристику зацепления, однако ненадежно в работе, особенно при углах охвата ведугцего колеса гусеницей, близких к 180, так как при этом может происходить закусываиие кулачков.
Целью изобретения является повышение надежности зацепления.
Цель достигается тем, что в зубовом зацеплении гусеничного движителя, содержащем ведущее колесо с ободом, на которомм размещен ы зубья, в за имодейству ющие с гребнями, выполненными на траках гусеницы, гребни и зубья выполнены несимметричными относительно их средней поперечной плоскости, причем одна из взаимодействующих поверхностей каждого гребня и зуба выполнена плоской и наклонной относительно поперечной плоскости, а каждая противоположная взаимодействующая поверхность — соответственно выпуклой и вогнутой.
На фиг. 1 изображено зацепление в зоне верхней ветви гусеницы; на фиг. 2 — - то же. в зоне опорной ветви гусеницы.
Зубовое зацепление включает в себя гребни 1, выполненные на траках 2 гусеницы, и зубья 3 ведущего колеса 4. Гребни 1 и зубья
3 выполнены несимметричными относительно их средней поперечной плоскости. Одни из взаимодействующих поверхностей 5 на гребне и зубе выполнены плоскими и наклонными к поперечной плоскости трака 2, а противоположные взаимодействующие поверхности 6 на гребне и зубе выполнены--соответственно выпуклыми и вогнутыми.
Г1ри вращении ведущего колеса против часовой стрелки (фиг. 1) гребни и зубья взаимодействуют соответственно своими выпуклыми и вогнутыми поверхностями 6. При вращении ведущего колеса по часовой стрелке (фиг. 2) взаимодействие рабочих поверхностей осуществляется плоскими поверхностями 5.
Зацепление работает следующим образом.
При выходе зубьев ведущего колеса 4 в сторону верхней ветви 7 гусеницы, угол на- клона которой по отношению к вертикали, т. е. между линией Х вЂ” Х и осью гусеницы, больше 90, создаются благоприятные условия зацепления зуба и гребня по криволинейной поверхности, благодаря чему износ поверхностей минимальный, и кроме того, ЗО исключается возможность поломки острой кромки зуба.
При вращении колеса в противоположную сторону, когда зуб колеса взаимодействует с плоской поверхностью гребня, также обеспечиваются благоприятные условия их зацепления, так как гусеница находится в горизонтальной плоскости, а угол между ней и вертикальной плоскостью, проходящей через ось колеса 0 и линию Х вЂ” Х, равен
90 .
40 Благодаря предлагаемому зацеплению обеспечивается минимальный износ рабочих поверхностей и повышается надежность зацепления.