Двухзвенное транспортное средство,его варианты
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ДВУХЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО по авт. св. 797923, отличаюшесся тем, что, с целью повышения устойчивости движения при торможении двигателе .м путем обеспечения регулирования тормозны.х си,л на колесах прицепа, на вы .ходе центробежного насоса прицепа установлен регулируемый дроссель, заслонка которого кинематически связана с элементом , чувствительным к загрузке цистер1 Ы жидкостью и установленным в ее днище, а параллельно дросселю установлен двухпозиционный пневмоуправляемый золотниковый распределитель, связанный полостью управления с цилиндром включения фрикционной муфты, связанной кинематически с колесами ходовой части прицепа. 2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения устойчивости движения при торможении двигателем путем обеспечения регулирования тормозных сил на колесах прицепа, ведомые диски фрикционной муфты кинематически связаны с приводным валом центробежного насоса посредством вариатора, с орган регулирования которого кинематически связан с элементом чувствительным к (/ загрузке цистерни жидкостью.
союз советсних
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H ABTOPCH0MY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ЧЬг /
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 797923 (21) 3605912/27-11 (22) 15.06.83 (46) 30.09.84. Бюл. № 36 (72) Н. В. Богдан, Е. И. Габа, В. В. Гуськов и А M. Расолько (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (53) 629. !! 8-59 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 797923, кл. В 60 К 41/28, 981.!
54} (57) 1. /ЕВУХЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТЕ!ОГ CРЕДСТВО по авт. св. ¹ 797923, атличаюшееся тем, что, с целью повышения
I устойчивости движения при торможении двигателем путем обеспечения регулирования тормозных сил на колесах прицепа, на выходе центробежного насоса прицепа устаIIoB;Icí регулируемый дроссель, заслонка
„„SU.„1115934 А
1 зьв В 60 К 41 28; В 60 Т 8/18 которого кинематически связана с элементом, чувствительным к загрузке цистер:ы жидкостью и установленным в ее днище; а параллельно дросселю установлен двухпозиционный пневмоуправляемый золотниковый распределитель, связанный полостью управления с цилиндром включения фрикционной муфты, связанной кинематически с колесами ходовой части прицепа.
2. Транспортное средство по п. 1, orëèчающееся тем, что, с целью повышения устойчивости движения при торможении двигателем путем обеспечения регулирования тормозных сил на колесах прицепа, ведомые диски фрикционной муфты кинсматически связаны с приводным валом центробежного насоса посредством вариатора, орган регулирования которого кинематичес- Ж ки связан с эле..яентом чувствительным к загрузке цистерны жидкостью.
1115934
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению.
По основному авт. cB. № 797923 известно двухзвенное транспортное средство, содержащее тягач и прицеп с цистерной, оборудованной центробежным насосом, установленный на тягаче источник давления, подключенный посредством магистралей клапана управления к пневматическим цилиндрам управления органом регулирования подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания и заслонкой, установленной в выпускном коллекторе указанного двигателя, а посредством золотникового крана управления к пневматическому цилиндру включения муфты, связывающей вал отбора мощности тягача с приводным валом центробежного насоса, установленную на прицепе фрикционную муфту с пневматическим цилиндром ее включения, связанным пневматически с упомянутыми цилиндрами управления, причем ведущие и ведомые диски указанной фрикционной муфты кинематически связаны соответственно с колесами ходовой части прицепа и приводным валом центробежного
1(а с ос а (1) .
Недостаток такого транспортного средства состоит в том, что при торможении двигателем, независимо от степени загрузки цистерны, колеса прицепа .подтормаживаются с постоянной эффективностью, определяемой затратами мощности, необходимой для перекачивания жидкости внутри цистерны центробежным насосом, кинематически свя1aIIBhIi)i с упомянутыми колесами.
При торможении двигателем величина г(>ризонтальной составляющей усилий в тягово-сцепном устройстве тягача зависит
От степени загрузки прицепа. Отс(ода вытекает, что тормозную силу на колесах прицепа (в рассматриваемом случае движения) неОбходимо регулировать в зависимости от степени загрузки цистерны.
Цель изобретения — повышение устойчивости движения при торможении двигателем внутреннего сгорания путем обеспечения рсгулирования тормозных сил на колесах прицепа.
Поставленная цель достигается двумя вариантами исполнения транспортного средства.
Поставленная цель достигается тем, что и двухзвенном транспортном средстве ila выходе центробежного насоса прицепа уста-! п>вле н регулируемый дроссел ь, заслонка к() горого кин(.матически связана с элементом ((вствитс.lhHhlM к загрузке цистерны жидк(>cтью и установленным в ее днище, а парil.! (О1ьlio дросс(..1ю vc i анОB.IО I! дв) х IIÎ:3H— пион((ый пневмоу((рав>(яемый зО.(отниковый распределитель, связанный полостью управ(ен((я с ци;(инд1)ом вк. (ючения фрикци !Ilil()ll ,(уфты, связанной кинематически с ко,)с(ими, >;I()B(»(части прицепа.
5 !
О
30 (.)
4с
-О
Ведомые диски фрикционной муфты кинематически связаны с приводным валом центробежного насоса посредством вариатора, орган регулирования которого кинематически связан с элементом, чувствительным к загрузке цистерны жидкостью.
Таким образом, с увеличением загрузки цистерны проходное сечение дросселя уменьшается, тем самым увеличивая момент на приводном валу центробежного насоса, необходимый для перекачивания жидкости.
С увеличением загрузки цистерны передаточное число вариатора уменьшается, тем самым увеличивается момент на ведущем валх упомянутого вариатора, необходимый для проворачивания приводного вала центробежного насоса. При этом вследствие кинематической связи ведущего вала с колесами ходовой части прицепа, увеличивается тормозная сила, которая развивается на ко,)есах ходовой части прицепа.
На фиг. 1 схематично изображено дву;— звенное транспортное средство, общий впl по 1-ому варианту исполнения; на фиг. 2 схема установки диафрагмы; на фиг. 3 схема двухзвенного транспортного средства, по II-ому варианту исполнения; на фиг. 4-схема управления вариатором.
Транспортное средство содержит тягач I C источником 2 давления, клапан 3 управления пневматическими цилиндрами управления 4 и 5, соединенными соответственно ц(токах)и с заслонкой 6, установленной в выпускном коллекторе 7 двигателя внутреннего сгорания и рейкой топливного насоса 8. Кроме того, клапан 3 управления пневматичсскп связан с торцовой полост>ио уира вля(ощегo крана 9. Последний трубопроводом 10 соединен с цилиндром 11 включения муфты 12, которая взаимосвязана с валом 13 отбора мощности от коленчатого вала 14 двигателя (не показан) и посредством клиноремеиной передачи 15 с приводным валом центробежного насоса 16. Центробежный насос 16 установлен в цистерне 17 прицепа !8 и кинематически связан посредством клиноремснной передачи 19 и редуктора 20 с везомым диском фрикционной муфты 21, которая ведущими дисками 22 соединена с колесами 23 ходовой части прицепа 18. Нажимной диск 24 муфты 2! взаимосвязан со штоком цилиндра 25, пневматически соединенного трубопроводом 26 с клапаном 3 управления.
Магистраль 27 соединяет параллельно установленные двухпозиционный золотниковый распределитель 28 и регулируемый дроссе.1ь
29 с выходом центробежного насоса 16, (II>ii этом распределитель 28 пневматически связан полост(по управления с трубопроводо)!
26, и заслонка 30 дросселя 29 кинематпчес (н вязана с диафрагмой 31, установленн >й
),(нище цистерны 17 и защпщс! ноп кожухо(! 3, в котором >с!а пов. ((па воз Вр (>тh:. B прмжипа 33.
1115934
В транспортном средстве по I I-o»v варианту выполнения центробежный насос 16 установлен в цистерне 17 прицепа 18 и кинематически связан посредством вариатора, состоящего из ведомого 34 и ведущего 35 конических роликов, соединенных бесконечным ремнем 36, и редуктора 20 с ведомым диском фрикционной муфты 21, которая ведущими дисками 22 соединена с колесами 23 ходовой части прицепа 18. Нажимной диск
24 муфты 21 взаимосвязан со штоком цилиндра 25, пневматически соединенного трубопроводом 26 с клапаном 3 управления.
Ремень 36 вариатора посредством вилки 37 кинематически связан со штоком диафрагмы 31, установленной в днище цистерны 17 и зац)ищенной кожухом 32, в котором установлена возвратная пружина 33.
При движении транспортного средства (1-ый вариант) с уклона водитель воздействует на клапан 3 управления, который сообщает пневматические цилиндры 4, 5 и 25, торцовую полость управляющего крана 9 и полость управления распределителя 28 с источником 2 давления. В результате уменьшается подача топлива насосом 8, заслонка 6 перекрывает выпускной коллектор 7, тем самым создавая момент сопротивления двигателя, который передается от коленчатого вала 14 к ведущим колесам тягача 1. Вал 13 отбора мощности также вращается, но, поскольку торцовая полость управляющего крана 9 находится под давлением, то цилиндр 11 посредством трубопровода 10 и указанного крана 9 сообщен с атмосферой и муфта 12 не передает момент через клиноременную передачу 15 к центробежному насосу 16. Шток цилиндра 25 воздействует на нажимной диск 24 фрикционной муфты 21, прижимая ведущие диски 22 к ведомым, в результате через редуктор 20 и клиноременную передачу 19 центробежный насос 16 приводится во вращение от колес
23 ходовой части прицепа 18. Поскольку в цистерне 17 находятся удобрения, то центробежный насос начинает подавать их в магистраль 27 и, так как распределитель 28 закрыт, к дросселю 29. Заслонка 30 упомянутого дросселя 29 регулирует проходное сечение последнего в зависимости от нагрузки на диафрагму 31 так, что с увеличением нагрузки на указанную диафрагму 31 проходное сечение дросселя 29 уменьшается.
Таким образом; дроссель 29 регулирует момент на приводном валу центробежного пасоса 16, а следовательно, и тормозную силу ня колесах 23 прицепа 18 в зависимости от степени загрузки цистерны 17. Последнее благоприятно сказывается на устойчивости движения транспортного средства, так как
oIIo находит(. я в ра TBIIN том состоянии.
1Iри окончании спуска водитель переводит кл а па и 3 I) положение, при котором цилиндры 4, 5 и 25, торцовая полость управляющего крана 9 и II(),1<)ÃI!, Ilp))н.)опия распределителя 28 cooGIIL
В результате фрикциопная муфт11 21 в))ключается, что исключает кинематическук) связь центробежного насоса 16 с колесами 23 прицепа 18. Кроме того, заслонка 6 и рейка топливного насоса 8 займут необходимое положение, при котором обеспечивается работа двигателя в тяговом режиме.
Перемешивание удобрений необходимо. перед внесением их в почву и этот процесс можно осуществить принудительно в любой момент, для чего необходимо воздействовать на управляющий кран 9, сообщая тем самым трубопровод 10 и связанный с ним цилиндр
11 с источником давления 2.
В результате муфта 12 включится и момент от вала 13 отбора мощности через клиноременную передачу 15 передается на центробежный насос 16, вызывая его работу, т. е. перемешивание удобрений или их вылив, при подключении к выходу дросселя соответствующего шланга (не показан) . При этом распределитель 28 открыт, что обеспечивает перекачивание удобрений в обход дросселя 29, облегчая работу центробежног, насоса 16.
Наличие связи торцовой полости управляющего крана с клапаном управления не позволяет одновременно включать муфты.
Последнее исключает привод насоса от вала отбора мощности и одновременно от колес, что предохраняет детали привода от пер»грузок, повышая срок их службы.
При движении транспортного средства (11-ой вариант) с уклона водитель воздействует на клапан 3 управления, который сообшает пневматические цилиндры 4, 5, 25 и торцовую полость управляющего крана 9 с источником 2 давления. В результате уменьшается подача топлива насосом 8, заслонка
6 перекрывает выпускной коллектор 7, тем самым создавая момент сопротивления двигателя, который передается от коленчатого вала 14 к ведущим колесам тягача 1. Вал 13 отбора могцности также вращается, но поскольку торцовая полость управляющего крана 9 находится под давлением, то цилиндр 1 посредством трубопровода 10 и указанного крана 9 сообщен с атмосферой и муфта 12 не передает момент через клиноременную передачу 15 к центробежному насосу 16. Шток цилиндра 25 воздействует на нажимной диск 24 фрпкционной муфты 21, прижимая ведущие диски 22 к ведомым, в результате через редуктор 20 и конические ролики 35 и 34 вариатора, связанные бесконечным гибким ремнем 36, центробежный насос 16 приводится во вращение от колес 23 ходовой части прицепа 18. При этом BII.lка 37, кинематически связанная со ьчтоком диафрагмы 31, воздействует на ремень 36 вариатора так, что с увеличением нагрузки на диафрагму 31 пере сточное число I);II)11;IT0j):. ) лl(!i««i:1« i (Я, (1 Ilk«:I си ..1 (Iги и Il)i I 0 сз! ;:-1
II.- 1:IИ(iфраг *IУ 31 !1 );(;((и".) ВИ« " 117: f:i;7.! !
i !7 (æI!(Н)! 3 э i. 15(. . 1Н«а(тся!. С. х м(1!ь(ис-! Ис м (1(!7(,,«TOr I k!() I ) Г :, ) j)i Ii . (7()13 Xi <)менi ((ООХО (li х! Ы kf д((1Я (I!iñ Вi) ра I I! В;i (I!) 1 )I,) li В::, (rl()1 О «(IЛ fi l.:«ÍTPO()CЖН. )I" i Н;1() I I) <О !((;) i; II
2 7 ." О, ()вои и(1("i II lf p)i! I «!13 . 8, i, lic, (klil!(l) (!«TOß.
;!Них! Образо ч . В ;! .j if0 iх(gc !)Ои В({)с с!
11(«1 БЛ Я(T(>l P(! „ 111,)ОВ FI II ИЕ ) 7,)((ОЗНОИ C(i.(iil на колесах 23 ходовой части прицепа 8 в зависимости ol ст(IIC!IH загpv«KFI цис г«рны 7. Последн«с бл )tniiptiят!10 сказы«3(тся
Н3 уСТой И ВОСТИ д«ИЖИЦ . I H 7 j)3!I(110 pTIIOI 0
СР()ДСТ«3, T3 K K3K С ИО II FIX :7.,ЯТСЕН! В РНСТЯ НУТОМ СОСТОЯНИИ.
В описанном режи мс д«ижения транспортного средства, чсм больш!. Нагру. к;l па диафрагму 31, I()f больше частота (>ращения приводного Вала центробежноп наСОС3 6 (IlpH ПО(ТÎ>ll! IIOH CKÎpÎ(Tk двнж«!>И Я
Tp3HcHopTIIot0 cp(,(ст«а ), что НОЗ«оля«Г под:(с ржи В (ть н(>обхо (Hìú lo и ит("и с. 1 Bi! Oci« перемешивания удоорени(t.
Г1ри окончании спуска вод(с((>яь II(ре«0K, 1311k! H 3 B I(0, ION «1!H(., 1(р(f кото!)(7.>( ци.!ипдры 4, 5 и 25 и торцовая полость уllравляк)щего крана 9 сооб!цаются с агмосферой. В результате фрикциош!ая му(рта 2!
В,.кл!Очнется, 1(0 исклк)чает кинематичес-! (С(0 с«язь цен(роб(жного насоса !6 с колесами 23 ходо«ой !аст и прицепа 18. Кроме . .того, заслонка 6 и рс ика топливного насоса 8 займут необходимое i оложение, при котором
Обеспечивается работа двигателя в тяговом р«жиме.
Так как пер«м(шиванис удобрений необходимо пе)!7«,(«несением их в почву, то этот процесс м()ж го Ос п(ествить принудительно
В любой мох!Снг, для чего необходимо В03действовать Ilk! управляю(ций кран 9, соо0щая тем «амым трубопровод 10 и связанный с ним ци I«II;ij) 11 с источником давления 2.
В результат(муфта 12 включится и момент от, вала 13 отбора мощности через клиноремсину(0 передачу 15 передается на цеíòðîбежный насос 16, вызывая его работу, т. е. иеремешивание удобрений или их вылив, при подключении к выходу насоса соответствуя)!пего !Ilланга.
11аличис связи торцовой полости управляющего крана с клапаном управления их позволяет одновременно включать муфты.
Последнее исключает привод насоса от вала отбора мощности и одновременно от колес, что предохраняет дета:IH привода от перег1)узОк, иовыша)1 cpoK Hx службы.
Ъ„ ! (1
2i
22
20 23
Составитель В. Ляско
Редактор М. Нсдолужснко 3ехред И. Всрес Коррс ктор В. Синицкая
Заказ 6839/14 Тираж б56 Поl!IHcHoc
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4