Газоструйная машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ГАЗОСТРУЙНАЯ МАШИНА, содержаш,ая базовое шасси, смонтированную на нем раму и закрепленный на раме перпендикулярно ее продольной оси турбореактивный двигатель с выхлопным насадком , и устройство управления подачей топлива в турбореактивный двигатель, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности и безопасности эксплуатации , устройство управления подачей топлива в турбореактивный двигатель дополнительно включает датчик поперечного ускорения транспортного средства, установленный на одной из осей последнего, блок задания уставки, блок вычитания для сравнения текущей величины ускорения с величиной уставки, исполнительный элемент в виде электромагнита, подвижный элемент которого кинематически связан с дозирующей иглой нас ос а-регулятор а турбореактивного двигателя,причем один из электрических входов блока вычитания соединен с выходом упомянутого датчика, другой вход связан с выходом блока задания уставки, з «о а выход блока вычитания через усилитель связан с электромагнитом. (Л со 00 О5 05
„„SU„„1119866
COI03 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК з (51) В 60 К 5/04. В 60 К 17/40
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
««" «, „
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ /;"
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3550682/27-11 (22) 14.02.83 (46) 23.10.84. Бюл. № 39 (72) П. Б. Лукавский, Ф. Ф. Фатхулин и В. Г. Сорокин (71) Целиноградский инженерно-строительный институт (53) 629.113.019.5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 751894, кл. Е 01 Н 5/10, 1978 (прототип) . (54) (57) ГАЗОСТРУЛНАЯ МАШИНА, содержащая базовое шасси, смонтированную на нем раму и закрепленный на раме перпендикулярно ее продольной оси турбореактивный двигатель с выхлопным насадком, и устройство управления подачей топлива в турбореактивный двигатель, отличаюи аяся тем, что, с целью повышения эффективности и безопасности эксплуатации, устройство управления подачей топлива в турбореактивный двигатель дополнительно включает датчик поперечного ускорения транспортного средства, установленный на одной из осей последнего, блок задания уставки, блок вычитания для сравнения текущей величины ускорения с величиной уставки, исполнительный элемент в виде электром агнита, подвижный элеме нт которого кинематически связан с дозирующей иглой насоса-регулятора турбореактивного двигателя,йричем один из электрических входов блока вычитания соединен с выходом упомянутого датчика, другой вход связан с выходом блока задания уставки, а выход блока вычитания через усилитель связан с электромагнитом.
1119866
Изобретение относится к аэродромной технике, а именно к газоструйным машинам, предназначенным для очистки от льда и снега аэродромов и дорожных покрытий.
Известна газоструйная машина, содержащая базовое шасси, смонтированную на нем раму и закрепленный на раме перпендикулярно ее продольной оси турбореактив-, ный двигатель с выхлопным насадком, и устройство управления подачей топлива в турбореактивный двигатель 11). о
Недостатком известной тепловой машины является то, что при попадании машины на скользкое покрытие, т.е. на дорогу с малым коэффициентом сцепления, машина подвергается заносу под действием силы тяги работающего турбореактивного двигателя.
Причем, если машина начинает раскручиваться вокруг вертикальной оси, водитель теряется и не всегда может своевременно выключить турбореактивный двигатель.
При вращении машина приобретает большую инерционную силу. Если машина сместится при вращении на сухой асфальт (дорогу с повышенным коэффициентом сцепления), то под действием реактивной силы тяги и сил инерции она может опрокинуться, что приведет к разрушению машины.
Цель изобретения — повышение эффективности и безопасности эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что газоструйная машина, содержащая базовое шасси, смонтированную на нем раму и закрепленный на раме перпендикулярно ее продольной оси турбореактивный двигатель с выхлопным насадком, и устройство управления подачей топлива в турбореактивный двигатель, устройство управления подачей топлива в турбореактивный двигатель дополнительно включает датчик поперечного ускорения транспортного средства, установленный на одной из осей последнего, блок задания уставки, блок вычитания для срав- 4о нения текущей величины ускорения с величиной уставки, исполнительный элемент в виде электромагнита, подвижный элемент которого кинематически связан с дозирующей иглой насоса-регулятора турбореактив- 4> ного двигателя, причем один из электрических входов блока вычитания соединен с выходом упомянутого датчика, другой вход связан с выходом блока задания уставки, а выход блока вычитания через усилитель связан с электромагнитом. 50
На чертеже изображена схема газоструйной машины.
Газоструйная машина содержит базовое шасси 1 (например созданное на базе топливозаправщика ТЗА-75-500 А) и уста- 55 новленный на его раме перпендикулярно продольной оси машины турбореактивный двигатель 2 с выхлопным насадком.
Предлагаемое устройство управления подачей топлива в турбореактивный двигатель включает датчик 3 поперечного ускорения транспортного средства, установленный на одной из осей последнего, блок 4 задания уставки, блок 5 вычитания для сравнения текущей величины ускорения с величиной уставки, усилитель 6, электромагнит 7, выполняющий функцию исполнительного элемента устройства управления подачей топлива, подвижный элемент которого кинематически связан с дозирующей иглой насоса-регулятора турбореактивного двигателя 2. При этом один из электрических входов блока 5 вычитания соединен с выходом датчика 3, другой вход связан с выходом блока 4 задания уставки, а выход блока 5 вычитания через усилитель 6 связан с эл ект ром а гн итом 7.
Газоструйная машина работает следующим образом.
При работе газоструйной машины высокотемпературный газ из турбореактивного двигателя 2 поступает в выходной насадок и через сопло истекает на очищаемую поверхность в направлении, перпендикулярном движению машины. Таким образом при работе турбореактивного двигателя при очистке взлетно-посадочной полосы аэродрома возникает момент, созданный силой тяги турбореактивного двигателя, который стремится или опрокинуть газоструйную машину, или повернуть ее вокруг вертикальной оси. До тех пор, пока сила сцепления колес с опорной поверхностью в поперечном направлении будет превышать силу тяги турбореактивного двигателя, газоструйная ма шина будет двигаться устойч иво.
Если же колеса какой-либо оси попадут на участок со скользким покрытием (обледенелый участок), то сила сцепления колес газоструйной машины с опорной поверхностью резко уменьшится. В этот момент под действием реактивной силы тяги турбореактивного двигателя возможен занос загазоструйной машины и ее раскрутка вокруг вертикальной оси. Как только начинается занос, датчик 3 поперечного ускорения, установленный на оси наиболее подверженной заносу, выдает сигнал на вход блока
5 вычитания, где происходит сравнение текущей величины поперечного ускорения с величиной уставки. Если величина сигнала окажется достаточно большой, то она через усилитель 6 подается на исполнительный элемент — электромагнит 7, шток которого кинематически связан с дозирующей иглой насоса-регулятора турбореактивного двига. теля 2, ограничивая подачу топлива к турбореактивному двигателю и переводя его на режим холостого хода.
Наличие в газоструйной машине предлагаемого устройства позволяет частично
1 (1119866
Составитель С. Белоусько
Редактор И. Дербак Техред И. Верес Корректор В. Гирняк
Заказ 7535/13 Тираж 656 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам йзобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 автоматизировать процесс ее работы, увеличить производительность труда, за счет более эффективного использования газоструйной машины и повысить безопасность эксплуатации, исключив возможность возникновения аварийной ситуации.