Система рулевого управления транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидравлический рулевой механизм , механически связанный с рулевым колесом и гидравлически соединенный с гидронасосом, с гидробаком и посредством двух рабочих гидролиний с силовым .гидроцилиндром , шток которого кинематически . I связан с рулевой сошкой, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности движения транспортного средства путем ограничения максимального угла поворота рулевой сошки, система снабжена механизмом ограничения угла поворота рулевой сошки, выпOv нeнным в виде двухпоцизионного шестилинейного гидрораспределителя с ручным управлением, установленного в рабочих гидролиниях и гидравлически соединенного посредством двух гидролиний с трехпозиционным четырехлинейным гидрораспределителем , гидравлически соединенным с двумя рабочими гидролиниями, подвижный элемент которого механически соединен с двумя подвижны.ми упорами, установленными для взаимодействия с непод€ вижным упором, закрепленным на штоке (Л силового гидроцилиндра. --ЕЖ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК з(511 В 62 D 5/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИПЧ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3626034/27-1! (22) 15.07.83 (46) 23.10.84. Бюл. № 39 (72) И. И. Войтеховский, В. И. Миркитанов, Г. А. Таяновский и В. В. Яцкевич (71) Белорусский ордена Трудового Красного Зна мени пол итехнически и институт (53) 629. 113.014.5 (088.8) (56) 1, «Тракторы и сельхозмашины», 1981, № 10, с. 15 (прототип) . (54) (57) СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидравлический рулевой механизм, механически связанный с рулевым колесом и гидра влически соединен ный с гидронасосом, с гидробаком и посредством двух рабочих гидролиний с силовым гидроцилиндром, шток которого кинематически

„„SU„„1119904 A связан с рулевой сошкой, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности движения транспортного средства путем ограничения максимального угла поворота рулевой сошки, система снабжена механизмом ограничения угла поворота рулевой сошки, выполненным в виде двухпоцизионного шестилинейного гидрораспределителя с ручным управлением, установленного в рабочих гидролиниях и гидравлически соеди ненного посредством двух гидролиний с трехпозиционным четырехлинейным гидрораспределителем, гидравлически соединенным с двумя рабочими гидролиниями, подвижный элемент которого механически соединен с двумя подвижными упорами, установленными для взаимодействия с неподвижным упором, закрепленным на штокс силового гидроцилиндра.

1119904 ного рулевого привода, и может быть использовано на пропашных колесных тракторах, имеющих гидрообъемный рулевой привод, при их работе с прицепами.

Известна система рулевого, управления транспортного средства, содержащая гидравлический рулевой механизм, механически связанный с рулевым колесом и гидравлически соединенный с гидронасосом, с гид-10 робаком и посредством двух рабочих гидролиний с силовым гидроцилиндром, шток которого кинематически связан с рулевой сошкой (1) ..

15, 45 ных тележек полуприцепов, а также при уве- 50

Изобретение относится к тракторостроению, в частности к устройствам гидрообъемНедостатком данной системы является то, что она не позволяет независимо от предельного угла поворота водителем рулевого вала ограничивать максимальный угол поворота рулевой сошки (управляемых колес) трактора допустимой величиной угла по условию обеспечения нормального эксплуатационного поворота тракторного поезда, что необходимо для повышения безопасности движения трактора в агрегате с прицепом. Нормальный эксплуатационный поворот тракторного агрегата осуществляется в том случае, когда колеса всех его осей вращаются в одну сторону при движении на повороте от момента входа в поворот до момента выхода из него и при этом звенья тракторного агрегата взаимодействуют друг с другом только через сцепные устройства. В противном случае при движении на повороте с малыми радиусами (по желанию или по недосмотру водителя) происходит недопустимое складывание звеньев тракторного поезда и задевание звеньями друг друга, соособенно при работе пропашних тракторов, имеющих большие максимальные углы поворота управляемых колес, с длиннообразными полуприцепами или прицепами, что может привести к аварии. Кроме того, при этом возможна остановка одного или нескольких колес последних осей тракторного поезда, в то время как остальные колеса вращаются, или движение нескольких колес с вращением вокруг своих осей в сторону, противоположную вращению остальных колес, что приводит к значительному перегружению таких колес поворачивающим моментом и боковой силой, особенно колес тандемных балансирличении скорости движения на повороте, а сцепного устройства трактора боковой силой и может быть причиной их разрушения.

Цель изобретения — повышение безопасности движения транспортного средства путем ограничения максимального угла поворота рулевой сошки.

Указанная цель достигается тем, что система рулевого управления транспортного средства, содержащая гидравлический рулевой механизм, механически связанный с рулевым колесом и гидравлически соединенный с гидронасосом, с гидробаком и посредством двух рабочих гидролиний с силовым гидроцилиндром, шток которого кинематически связан с рулевой сошкой, снабжена механизмом ограничения угла поворота рулевой сошки, выполненным в виде двухпозиционного шестилинейного гидрораспределителя с ручным управлением, установленного в рабочих гидролиниях и гидравлически соединенного посредством двух гидролиний с трехпозиционным четырехлинейным гидрораспределителем, гидравлически соединенным с двумя рабочими гндролиниями, подвижный элемент которого механически соединен с двумя подвижными упорами, установленными для взаимодействия с неподвижным упором, закрепленным на штоке силового гидроцилиндра.

На чертеже изображена система рулевого управления.

Система рулевого управления содержит гидронасос 1 питания с приводом от двигателя 2, связанный гидролинией 3 с трехпозиционным гидрораспределителем 4 рулевого механизма, а через него — с насосомдозатором 5, аккумулятором 6, предохранительным клапаном 7 и обратным клапаном 8. Аккумулятор 6 гидравлически связан с выходом предохранительного клапана. 7, обратным клапаном 8 и через фильтр

9 с гидробаком 10. Трехпозиционный гидрораспределитель 4 рулевого механизма связан с рулевым валом 11 винтовой парой 12 с возможностью осевого перемещения при вращении рулевого вала 11 и удерживается в нейтральном положении пружинами 13.

Двухпозиционный гидрораспределитель 14 с ручным приводом связан рабочими гидролиниями 15 и 16 с трехпозиционным гидрораспределителем 4 рулевого механизма, гидролиниями 17 и 18 —. с полостями 19 и 20 силового гидроцилиндра 21 и с трехпозиционным гидрораспределителем 22 механизма ограничения угла поворота рулевой сошки, который удерживается в нейтральном положении с помощью пружин 23.

Трехпозиционный гидрораспределитель 22 через тягу 24 с закрепленными на нем двумя подвижными упорами 25 с возможностью изменения расстояния между ними, установленную с зазором относительно неподвижного упора 26 штока 27 силового гидроцилиндра 21, связан со штоком 27 силового гидроцилиндра 21, а через шток 27, выполненный, например, с одной стороны в виде зубчатой рейки, и через зубчатый сектор связан с рулевой сошкой 28, закрепленной на одной оси с зубчатым сектором:

1119904

Устройство работает следующим образом.

В нейтральном положении рулевого вала 11 и при установке водителем двухпозиционного гидрораспределителя 14 в

5 краинее правое положение, соответствующее отключению механизма ограничения угла поворота рулевой сошки, полости 19 и 20 силового гидроцилиндра 21 заперты трезпозиционным гидрораспределителем

4 рулевого механизма, а давление рабочей жидкости, создаваемое гидронасосом питания, при работающем двигателе 2 по гидролинии 3 передается на предохранитель. ный клапан 7 и в аккумулятор 6. При этом рулевая сошка 28 неподвижна, рабочая жидкость, поступающая в надпоршневое пространство аккумулятора 6, воздействует на его поршень и сжимает пружину. Поршень аккумулятора 6 своей верхней плоскостью то открывает, то закрывает сливную гидролинию rro которой рабочая жид кость, пройдя через фильтр 9, попадает в гидробак 10. Таким образом автоматически поддерживается определенное давление рабочей жидкости в аккумуляторе 6.

При повороте на некоторый угол руле- 25 вого вала 11 синхронно с ним вращается

l вал насоса-дозатора 5, воздействуя через винтовую пару 12, сдвигает в левую либо в правую позицию в зависимости от направления вращения рулевого вала 11, трехпозиционный гидрораспределитель 4 рулево- Зо го механизма, который гидравлически сообщает гидронасос 1 питания с насосомдозатором 5, одну из полостей 19 или 20 силового гидроцилиндра 21, которая в этот момент становится нагнетательной, — с насосом-дозатором 5, другую из полостей

19 или 20 силового гидроцилиндра 21, которая при этом становится сливной — с вхо-дом аккумулятора 6 и через него — с гидробаком 10. Насос-дозатор 5 при этом о6еспечивает подачу в нагнетательную полость силового гидроцилиндра 21 рабочей жидкости в количестве, пропорциональном углу поворота рулевого вала, что приводит также к пропорциональному перемещению штока

27 силового гидроцилиндра 21 и рулевой

45 сошки 28. Преодолевая некоторое давление, поддерживаемое аккумулятором 6 в надпоршневом пространстве, которое значительно меньше, чем давление, развиваемое гидронасосом 1 питания, рабочая жидкость из сливной полости силового гидроцилинд- 50 ра 21 поступает на слив в гидробак 10. Полученный угол поворота рулевой сошки 28 однозначно соответствует определенному углу поворота управляемых колес трактора.

В момент остановки рулевого вала 1!

55 пружины 13 возвращают трехпозиционный

ВНИИПИ Заказ 7539/!5

Филиал ППП «Патент», г. гидрораспределитель 4 рулевого механизма в среднюю позицию — нейтральное положение, запирают полости 19 и 20 силового гидроцилиндра 21, рулевая сошка 28 .становится неподвижной.

При агрегатировании трактора с прицепом водитель вручную устанавливает подвижные упоры 25 на допустимый безопасный угол поворота управляемых колес трактора, раздвигая или сдвигая упоры 25, и устанавливает двухпозиционный гидрораспределитель 14, размещенный, например, в кабине трактора на щитке приборов, в крайнее левое положение, соответствующее включению механизма ограничения угла поворота рулевой сошки. При повороте рулевого вала 11 на определенный угол неподвижный упор 26 начинает воздействовать на один из упоров 25 и при дальнейшем повороте рулевого вала 11 перемещает трехпозиционный гидрораспределитель 22 механизма ограничения, удерживающийся до этого в средней позиции — нейтральном положении пружинами 23, в соответствующую направлению поворота одну из крайних позиций распределителя, который гидравлически сообщает с насосом-дозатором

5 ту полость силового гидроцилиндра 21, которая до этого момента была сливной, а полость силового гидроцилиндра 21, бывшую нагнетательной, соединяет со сливом, что вызывает некоторый поворот рулевой сошки в сторону уменьшения угла отклонения ее от среднего нейтрального положения и уменьшение, соответствующее углу поворота управляемых колес трактора до величины, несколько меньшей допустимого предельного безопасного угла при работе трактора в агрегате с прицепом. При этом, перемещаясь к среднему положению, упор

26 перестает воздействовать на упор 25, а пружины 23 возвращают трезпозиционный гидрораспределитель 22 механизма ограничения в среднюю позицию.

Таким образом, независимо от предельного угла поворота водителем рулевого вала, предотвращается поворот управляемых колес трактора в составе тракторного поезда на угол, больший допустимого предельного безопасного угла по условию нормального эксплуатационного поворота тракторного поезда, повышается безопасность движения тракторного поезда на базе пропашного колесного трактора на повороте, так как исключается возможйость вызвать недопустимое складывание звеньев тракторного поезда воздействием только на рулевой вал, при прочих характерных для тракторных поездов эксплуатационных условиях.

Тираж 625 Подписное

Ужгород, ул. Проектная, 4