Судовой опорный подшипник гребного вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СУДОВОЙ ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ГРЕБНОГО ВАЛА, содержащий две концентрично расположенные одна внут.. ри другой монолитные втулки, выполненные из материалов с различными физико-механическими свойствами, охватывающие гребной вал с винтом и установленные в корпусе судна, при этом втулка, обращенная к гребному валу, выполнена из антифрикционного материала, преимущественно из капролона , отличающийся тем, что, с целью увеличения времени эксплуатации подшипника , образующая поверхности контакта вту ,1ок спрофилирована по кривой, совпадающей с формой упругой линии вала, при этом длина втулки, обращенной к валу, больще длины контактирующей с ней втулки. 2.Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что втулка, обращенная к гребному валу, армирована углеграфитовой тканью. 3.Подщипник по п. 1, отличающийся тем, что втулка, обращенная к гребному валу, выполнена ил деклона.
„„SU„„1122553 А
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК з(д) В 63 Н 23/36
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3629114/27-11 (22) 29.07.83 (46) 07.11.84. Бюл. № 41 (72) В. Н. Елизаров, А. В. С мы ков, Б. С. Костин, В. К. Мацнев, Н. И. Сергеев, Э. П. Молодецкий, А. Е. Холост и В. И. Ролинский (53) 629.1.037.5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 418378, кл. В 63 Н 23/36, 1972 (прототип) . (54) (57) 1. СУДОВОЙ ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ГРЕБНОГО ВАЛА, содержащий две концентрично расположенные одна внутри другой монолитные втулки, выполненные из материалов с различными физико-механическими свойствами, охватывающие гребной вал с винтом и установленные в корпусе судна, при этом втулка, обращенная к гребному валу, выполнена из антифрикционного материала, преимущественно из капролона, отличающийся тем, что, с целью увеличения времени эксплуатации подшипника, образующая поверхности контакта вту лок спрофилирована по кривой, совпадающей с формой упругой линии вала, при этом длина втулки, обращенной к валу, больше длины контактирующей с ней втулки.
2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что втулка, обращенная к гребному валу, армирована углеграфитовой тканью.
3. Подшипник по и. 1, отличающийся тем, что втулка, обращенная к гребному валу, выполнена из деклона. б 1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1122553
ВНИИПИ Заказ 7809/) 6 Тираж 455 Подписное
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым опорным подшипникам гребного вала.
Известен. судовой опорный подшипник гребного вала, содержащий две концентрично расположенные одна внутри другой монолитные втулки, выполненные из материалов с различными физико-механическими свойствами, охватывающие гребной вал с винтом и установленные в корпусе судна, при этом втулка, оорагценная к гребному валу, выполнена из антифрикционного материала, преимущественно из капролона 111.
Недостатком известного устройства является небольшой срок службы.
Цель изобретения — увеличение времени эксплуатации подшипника.
Для достижения указанной цели в судовом опорном подшипнике гребного вала, содержащем две концентрично расположенные одна внутри другой монолитные втулки, выполненные из материалов с различными физико-механическими свойствами, охватывающие гребной вал с винтом и установленные в корпусе судна, при этом втулка, обращенная к гребному валу, выполнена из антифрикционного материала, преимущественно, из капролона, образующая поверхности контакта втулок спрофилирована по кривой, совпадающей с формой упругой линии вала, при этом длина втулки, обращенной к валу, больше длины контактирую гцей с ней втулки. 30
Г1ри этом втулка, обращенная к гребному валу, армирована углеграфитовой тканью.
Кроме того втулка, обращенная к гребному валу, выполнена из деклона.
На чертеже представлен судовой опорный подшипник, продольный разрез.
Судовой подшипниковый узел содержит гребной вал 1 с винтом 2, который охватывают концентрично расположенные одна внутри другой монолитные втулки 3 и 4 40 из материалов с различными физико-механическими свойствами. Втулки 3 и 4 установлены в корпусе судна 5. Втулка 4 выполнена из антифрикционного материала.
Образующая поверхности контакта 6 вт 4 лок 3 и 4 выполнена по упругой линии ва45 лопровода. Толщина каждой из втулок 3 и 4 различная по их длине, причем минимальная толщина втулки 4 больше величины. ее предельно допустимого износа. Длина втулки 4 больше длины втулки 3 на вели- 50 чину их осевого перемещения при нагреве или набухании. Для фиксации от осевого перемещения втулок 3 и 4 служат кольца
7и8.
В одной из модификаций изобретения втулка 4 выполнена из капролона, армиро- оо ванного углеграфитовой тканью, а в другой — из деклона.
Судовой подшипниковый узел работает следующим образом, Из-за консольного расположения гребного винта 2 вал 1 изгибается по определенной кривой, называемой упругой линией вала. Нагрузка от массы винта и гребного вала 1 передается на втулки 4 и 3 и на корпус судна 5. При изгибе вала 1 нагрузка на втулку 4 будет, распределяться в соответствии с прогибом вала. 3а счет разной толщины втулки 4 податливость ее также различна и будет иметь максимальное значение у торца, обращенного к гребному винту 2. Тем самым создаются благоприятные условия работы узла, соответствующие распределению нагрузки, т. е. чем выше нагрузка на поверхности контакта вала 1 с втулкой 4 и больше податливость в этом сечении, тем больше грузоподъемность; величина износа по длине втулки 4 одинакова и срок службы узла увеличивается.
При увеличении температурного режима узла из-за разности коэффициентов линейного расширения материалов втулок 3 и 4 (обычно выбирается материал втулки 4 с коэффициентом линейного расширения больше, чем втулки 3), втулка 4 стремится увеличить свои линейные размеры как в радиальном, так и в осевом направлении. Кольцо 7 препятствует удлинению втулки 4 и заставляет ее двигаться в противоположном направлении, а кольцо 8, в свою очередь, препятствует удлинению втулки 3, тем самым перемещение ее возможно в направлении гребного винта 2.
При этом создается дополнительное давление контактирующих поверхностей втулок
3 и 4 друг на друга, тем самым увеличивается надежность крепления, а следовательно, и срок службы подшипникового узла.
Предлагаемая конструкция судового подшипникового узла позволяет снизить влияние перекоса гребного вала на износ узла, увеличить грузоподъемность узла, а следовательно, и срок его службы.
Применение материалов втулки, обращенной к гребному валу, и облицовки гребного вала с наименьшим коэффициентом трения позволяет уменьшить потери мощности судовой силовой установки на трение в подшипниковом узле примерно на 14о/р без существенного увеличения стоимости подшипника и снижает расход топлива. Это также приводит к увеличению срока службы судового подшипникового узла в целом, например, на судах типа БК-1201 в 1,3—
1,5 раза.