Способ ремонта разъемного коренного подшипника скольжения коленчатого вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ РЕМОНТА РАЗЪЕМНО ГО КОРЕННОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА двигателя внутреннего сгорания путем пластической деформации накаткой с вытеснением металла из отдельных рабочих поверхностей , отличающийся тем, что, с целью упрощеня ремонта, накатку производят на рабочей поверхности ненагруженной зоны вкладыша с образованием круговых выступов в плоскости вращения вала. (Л ю со 00 1чЭ
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР (2! ) 3434332/25-27 (22) 07.05.82. (46) 15.11.84. Бюл. № 42 (72) В. Г. Матерков и Л. И. Гиль (71) Центральный научно-исследовательский и констукторский институт топливной аппаратуры автотракторных и стационарных двигателей (53) 621.822.5 (088.8) (56) 1. Illàäðè÷åB В. А. Ремонт отечественных автомобилей. Машгиз, М.— Л., 1952, с. 202.
2. Неугодов П. С. Восстановление деталей колесных и гусеничных машин. Воениздат. М., 1959, с. 105, 243 †2 (прототип) „.80„„1123827 А зы В 23 P б/00, F 16 С 33/04 (54) (57) СПОСОБ РЕМОНТА РАЗЪЕМНО
ГО КОРЕННОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА двигателя внутреннего сгорания путем пластической деформации накаткой с вытеснением металла из отдельных рабочих поверхностей, отличающийся тем, что, с целью упрощеня ремонта, накатку производят на рабочей поверхности ненагруженной зоны вкладыша с образованием круговых выступов в плоскости вращения вала.
1 123827
1О
ЗО
5G
Изобретение относится к восстановлению или ремонту изделия, в частности к способам восстановления изношенных подшипниковых сопряжений коленчатых валов, и может применяться при восстановлении подшипников двигателей внутреннего сгорания и компрессоров.
Известен способ восстановления подшипников сопряжений без шлифовки шеек вала путем замены изношенных вкладышей на новые увеличенной толщины, при котором в коренном подшипнике заменяют верхний и нижний вкладыши с антифрикционным слоем, на новые увеличенной толщины за счет изменения внутреннего диаметра (1).
Однако известный способ основан на необходимости полной замены комплекта вкладышей подшипников на новые увеличенной толгцины. После такой замены происходит интенсивная приработка нового вкладыша к изношенной шейке вала и, как следствие, более быстрое увеличение зазора в сопряжении и снижение его ресурса.
Известен способ ремонта подшипников путем увеличения наружных или внутренних размеров деталей накаткой за счет вытеснения металла из отдельных рабочих поверхностей (2).
Недостатком этого способа является его трудоемкость, так как накатку производят на изношенной части поверхности, образовавшиеся ячейки заполняют антифрикционным сплавом, а затем производят механическую обработку до номинального размера отверстия втулки подшипника.
Цель изобретения — упрощение ремонта подшипника.
Поставленная цель достигается тем, что соглано способу ремонта разъемного коренного подшипника скольжения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания путем пластической деформации накаткой с вытеснением металла из отдельных рабочих поверхностей, накатку производят на рабочей поверхности ненагруженной зоны вкладыша с образованием круговых выступов в плоскости врагцечия вала.
На фиг. показаны износы коренной шейки коленчатого вала и его подшипника; на фиг. 2 — схематичное изображение верхнего в:,ладыша коренной шейки с выдавленными рядами выступов на поверхности антифрикционного слоя.
Сопряжение содержит коренную шейку
1, верхний 2 и нижний 3 вкладыши, с нанесенным на внутреннюю поверхность их антифрикционным слоем.
Под действием приложенных сил (Р) и вращения (W) вала в эксплуатации происходит износ преимущественно только нижнего вкладыша при почти равномерном износе шейки вала (фиг. 1). Отсутствие износа верхнего вкладыша обеспечивает возможность поднятия антифрикционного слоя на величину, равную суммарному износу (Us) шейки вала и (U„) нижнего вкладыша 3.
Поднятие антифрикционного слоя осуществляется путем выдавливания части его над поверхностью вкладыша и образования выступов 4 в несколько рядов с одинаковым шагом между ними по обе стороны от места подвода масла 5 в подшипник (фиг. 2).
Такое выполнене способа восстановления подшипников позволяет использовать старые вкладыши, нижний — без обработки, а верхний — после технологически несложной операции выдавливания части антифрикционного слоя. Кроме того, исключается период приработки шейки вала к нижнему вкладышу, что обеспечивает оптимальные условия работы сопряжения и снижает интенсивность изнашивания его деталей.
Пример. Проводилось восстановление коренного подшипника коленчатого вала дви га тел я 3 ИЛ вЂ” 375 в та кой посл еда вател ьности: снималась крышка коренного подшипника вместе с нижним вкладышем и вынимался верхний вкладыш из постели блока двигателя; замерялась величина износа шейки вала, которая составила 0,04 мм; замерялась толщина нижнего вкладыша и определялся его износ в средней части, величина которого составила 0,022 мм; суммарная величина износа в сопряжении составила 0,0б2 мм; верхний вкладыш устанавливался в специальное приспособление, позволяющее создавать определенное усилие на рабочий орган и производить обкатку им рабочей поверхности вкладыша в плоскости вращения вала.
Рабочий орган в виде ролика имел четыре кольцевых выступа с углом при вершине OL 60 и шагом между ними S 1 мм (фиг. 2), что обеспечило подъем антифркционного слоя по краям каждой канавки в виде выступов. Высота образовавшихся выступов составила в среднем 45 мкм от поверхности антифрикционного слоя. Сборка производилась в обратной последовательности.
Такое восстановлене верхних вкладышей подшипников обеспечило повышение давления масла в системе смазки на прогретом двигателе с 0,4 до 2,2 кГс/см"", что вполне отвечает требованиям эксплуатации.
Проведенное испытание на лабораторной установке коренного подшипнка двигателя ЛИЛ вЂ” 130, восстановленного путем поднятия антифркционного слоя верхнего вкладыша, показало, что сакрашение расхода масла (Q„) через сопряжение после восстановления составило =-1б /аппо сравнению с расходом масла через это же сопротивление до его восстановления.
Предлагаемый способ восстановления подшипников мажет бь;ть применен как для подшипников номинального, так и ремонтHbix размеров, для которых Hp изготовля1123827
Составитель Б.Моисеева
Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
Тираж 1036 11одписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Т. Парфенова
Заказ 8048/14 ются комплексы подшипников + 0,05 мм, всех марок двигателей, имеющих на внутренней поверхности вкладышей антифрикционный слой: Этот способ сокращает затраты на запасные комплекты подшипников и продлевает ресурс подшипниковых сопряжений и двигателя в целом. Он не требует применения сложного оборудования и может быть осуществлен без снятия двигателя с автомобиля непосредственно в автопредприятии с помощью несложного приспособления.
Использование предлагаемого способа
5 создает значительный технико-экономический эффект как за счет сокращения расхода запасных вкладышей, так и за счет увеличения межремонтного ресурса двигателей.