Двигатель внутреннего сгорания с турбонаддувом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТУРБОНАДДУВОМ, содержаш ,ий радиальную турбину, снабженную регулируемым сопловым аппаратом, установленным перед . рабочим колесом, центробежный компрессор с регулируемым лопаточным диффузором, установленным в корпусе турбокомпрессора на выходе из 7 рабочего колеса компрессора, и сервопривод управления лопатками, снабженный золотником и рабочим поршнем со штоком, отличающийся тем, что, с целью улучшения скоростной характеристики двигателя, регулируемый сопловой аппарат и лопаточный диффузор выполнены в виде диска с двумя рядами лопаток, расположенных с двух сторон диска, причем ряды лопаток ра.змешены поочередно в соответствуюших выемках корпуса, площадь проходного сечения одного ряда лопаток выполнена меньше плошади проходного сечения другого ряда лопаток на 30-40%, а сервопривод расположен в корпусе турбокомпрессора между сопловым аппаратом и i лопаточным диффузором шток сервопривода подключен одновременно к сопловому СО аппарату и к лопаточно.му диффузору. 1 ю оэ 4;; 1 сд 12 11 12 00 / 13 15 (Puz.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4(59 F 02 D 23/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTGPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3563634/25-06 (22) 16.03.83 (46) 15.01.85. Бюл. № 2 (72) И. А. Барский и Г. В. Орлова (71) Университет дружбы народов им. П. Лумумбы (53) 621.434.052.531.8 (088.8) (56) 1. Крутов В. И. и др. Регулирование турбонаддува ДВС. М., «Высшая школа», 1978, с. 38, рис. 22. (54) (57) ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ С ТУРБОНАДДУВОМ, содержащий радиальную турбину, снабженную регулируемым сопловым аппаратом, установленным перед . рабочим колесом, центробежный компрессор с регулируемым лопаточным диффузором, установленным в корпусе турбокомпрессора на выходе из

„„SU„„1134753 А рабочего колеса компрессора, и сервопривод управления лопатками, снабженный золотником и рабочим поршнем со штоком, отличающийся тем, что, с целью улучшения скоростной характеристики двигателя, регулируемый сопловой аппарат и лопаточный диффузор выполнены в виде диска с двумя рядами лопаток, расположенных с двух сторон диска, причем ряды лопаток размещены поочередно в соответствующих выемках корпуса, площадь проходного сечения одного ряда лопаток выполнена меньше площади проходного сечения другого ряда лопаток на 30 — 40%, а сервопривод расположен в корпусе турбокомпрессора между сопловым аппаратом и лопаточным диффузором, шток сервопривода подключен одновременно к сопловому аппарату и к лопаточному диффузору.

1134753

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к устройствам регулирования агрегатов наддува двигателей внутреннего сгорания.

Известны двигатели внутреннего сгорания с турбонаддувом, содержашие радиальную турбину, снабженную регулируемым сопловым аппаратом, установленным перед рабочим колесом, центробежный компрессор с регулируемым лопаточным диффузором, установленным в корпусе турбокомпрессора на выходе из рабочего колеса компрессора, и сервопривод управления лопатками, снабженный золотником и рабочим поршнем со штоком 11) .

Однако в таких двигателях применение поворотных лопаток в турбокомпрессоре приводит к усложнению конструкции двигателя и снижению его надежности, а также к снижению КПД агрегатов наддува и двигателя в целом из-за наличия зазора между поворотными лопатками и корпусом турбокомпрессора. В таких двигателях регулирование турбокомпрессора осуществляется во всем скоростном диапазоне работы, что также значительно усложняет систему регулирования и снижает надежность и с течением времени эффективность двигателя.

В то же время известно, что можно применять ступенчатое регулирование агрегатов наддува при частоте вращения 60 — 70О/р от номинальной, не снижая в целом эффективность двигателя.

Целью изобретения является улучшение скоростной характеристики при работе двигателя по внешней характеристике и частоте вращения менее 60 — 70 /О от номинальной.

Поставленная цель достигается тем, что в двигателе внутреннего сгорания с турбонаддувом, содержащем радиальную турбину, снабженную регулируемым сопловым аппаратом, установленным перед рабочим колесом, центробежный компрессор с регулируемым лопаточным диффузором, установленным в корпусе турбокомпрессора на выходе из рабочего колеса компрессора, и сервопривод управления лопатками, снабженный золотником и рабочим поршнем со штоком, регулируемый сопловой аппарат и лопаточный диффузор выполнены в виде диска с двумя рядами лопаток, расположенных с двух сторон диска, причем ряды лопаток размещены поочередно в соответствующих выемках корпуса, плошадь проходного сечения одного ряда лопаток выполнена мень ше площади проходного сечения другого ряда лопаток на 30 — 40 /р, а сервопривод расположен в корпусе турбоком прессора между сопловым аппаратом и лопаточным диффузором, шток сервопривода подключен одновременно к сопловому аппарату и к лопаточному диффузору.

На фиг. 1 представлена схема турбокомпрессора двигателя; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 — вид В на фиг. 1; на фиг. 5— вид Г на фиг. 1.

Предлагаемый двигатель (не показан) содержит радиальну;ю турбину 1 с регули/ руемым сопловым аппаратом 2, центробежный компрессор 3 с регулируемым лопаточным диффузором 4 и сервопривод 5 управления лопатками 6 — 9. Сервопривод 5 снабжен золотником 10 и рабочим поршнем 11 со штоком 12. Сопловой аппарат 2 установлен по потоку газа перед рабочим колесом

13 турбины 1, а лопаточный диффузор 4 компрессора установлен в корпусе 14 турбокомпрессора 15 на выходе из рабочего колеса 16. Регулируемый сопловой аппарат

2 и лопаточный диффузор 4 выполнен в виде диска 17 и 18 с двумя рядами лопаток соответственно 8, 9 и 6, 7. Ряды лопаток расположены с двух сторон диска 17 и 18 и размещены поочередно в соответствующих выемках 19 — 22 корпуса 14. Площадь проходного сечения одного ряда лопаток 7 и 9 выполнена меньше площади проходного сечения другого ряда лопаток 6 и 8 на 30—

40/p. Сервопривод 5 расположен в корпусе

14 турбокомпрессора 15 между сопловым аппаратом 2 и лопаточным диффузором 4, а шток 12 сервопривода 5 подключен одновременно к сопловому аппарату 2 и к лопаточному диффузору 4.

Двигатель работает следующим образом.

Отработавшие газы проходят через сопловой аппарат 2, поступают на рабочее колесо 13 турбины 1, раскручивают ее и колесо 16 центробежного компрессора 3, который подает свежий воздух через лолаточный диффузор 4 в двигатель внутреннего сгорания. На режимах, когда перемещение рейки топливного насоса не превосходит 70 — 90О/р, в турбокомпрессоре 15 рабочими являются лопатки 6 диффузора

4 первого ряда и сопловые лопатки 8 также первого ряда. Поршень 11 сервопривода 5 сдвинут влево давлением масла Р,, поступаюшего из системы автоматического регулирования турбокомпрессора 15 через золотник 10. В том случае, когда режим двигателя близок к режиму работы по внешней характеристике и рейка топливного насоса перемещается более чем на 70 — 90О/О своего хода, а частота вращения вала двигателя снизится до 60 — 70"/о от номинальной, масло с давлением Р, подается в со. ответствующую полость рабочего поршня

11, сдвигая его вправо и переставляя диски

17 и 18 с лопатками из выемок 19 и 21 в

1134753

Вид A идб

Фиг. 2

Фиг. 3

Ридд

Риа. 9

Риг.5

Составитель В. Козлов

Редактор М. Недолуженко Техред И. Верес Корректор И Эрдейи

Заказ 9874/32 Тираж б38 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП сПатеитэ, г. Ужгород, ул. Проектная. 4 выемки 20 и 22 корпуса 14. В этот момент рабочими становятся лопатки 7 и 9 второго ряда. В результате этого давление перед турбиной 1 возрастает, увеличивается его частота вращения (примерно до номинальной), до такого же значения увеличивается и давление наддува, а уменьшенный угол лопаток 7 диффузора 4 уменьшает опасность попадания компрессора в помпа ж.

Таким образом, при пониженной до 60—

70% частоте вращения двигателя можно сохранить давление наддува, близкое к номинальному, что дает возможность повысить крутящий момент и улучшить скоростную характеристику двигателя.