Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ВАЛА : ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА , содержащий входной вал, связанный с приводным элементом, например с двигателем, выходной вал, связанный по крайней мере с одним приводным хвостовиком, муфту, гидронасос , вал. которого кинематически связан с двигателем, гидромотор и управляемый гидрораспределитель, при этом гидронасос и гидромотор связаны с гидробаком магистралями, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, он снабжен планетарным механизмом, регулятором расхода, выполненным в виде дросселя с регулятором давления и гидрозамком, штока гидрораспределителя , включаншщм в себя корпус с размещенным в нем подпрзткиненным поршнем со штоком, а муфта вьшолнена гидроуправляемой, при этом первый .элемент планетарного механизма кинематически срязан с входным валом, второй - с выходным валом, а третий через 5гпомянутую гидроуправляемую муфту с валом гидромотора, нагнетательная магистраль гидронасоса, через (Л гидрораспределитель соединена с нагнетательной магистралью гидромотора , с гидроуправляемой муфтой, ло штоковой полостью корпуса гидрозамка, а также через дроссель с регулятором давления с гидробаком, при этом шток поршня гидрозамка вьшолнен с 4 го возможностью взаимодействия с подпружиненным штоком гидрораспредели :п теля.

СОКИ СОВЕТСКИХ

ИЛ

РЕСПУБЛИК

15 А. (! 9) (1 I ) 4(51) В 60 К 17 28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТМЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСНОМУ СВ ДЕТВЪСТВУ (21) 3641722/27-11 (22) 21.01.83 (46) 28.02.85. Бюл. Р 8 (72) П.А.Амельченко, О.К.Довнар, П.А. Стецко, А.Т. Ск ойб еда, .А.И.Бобровник и В.Л.Николаенко (71) Минский ордена Ленина и ордена .

Октябрьской Революции тракторный завод и Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53) 629. 113-585.9 (088 ° 8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР

В 747746, кл. В 60 К 17/28, 1980 (прототип). (54) (57) МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ВАЛА

ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий входной вал, связанный с приводным элементом, например с двигателем, выходной вал, связанный по крайней мере с одним приводным хвостовиком, муфту, гидронасос, вал. которого кинематически связан с двигателем, гидромотор и управляемый гидрораспределитель, при этом гидронасос и гидромотор связаны с гидробаком магистралями, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности работы, он снабжен планетарным механизмом, регулятором расхода, выполненным в виде дросселя с регулятором давления и гидрозамком, штока гндрораснределителя, включающим в себя корпус с размещенным в нем подпр.„жиненным поршнем со штоком, а муфта выполнена гидроуправляемой, при этом первый элемент планетарного-механизма кинематически св язан с входным валом, второй — с выходным валом, а третий через упомянутую гидроуправляемую муфту с валом гидромотора, нагнетательная магистраль гидронасоса,через гидрораспределитель соединена с нагнетательной магистралью гидромотора, с гидроуправляемой муфтой, о штоковой полостью корпуса гидрозамка, а также через дроссель с регулятором давления с гидробаком, при этом шток поршня гидрозамка выполнен с возможностью взаимодействия с под пружиненным штоком гидрораспределителя.

1 11423

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности тракторов и аналогичных машин.

Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства, содержащий входной вал, связанный с приврдным элементом, например с двигателем, выходной вал, связанный по 1ð крайней мере с одним приводным хвостовиком, муфту, гидронасос, вал которого кинематически связан с двигателем, гидромотор и управляемый гидрораспределитель, при этом гидронасос и гидромотор связаны с гидробаком магистралями (1). !

Недостатком данного устройства является низкая надежность из-за сложной конструкции, вызванной применением регулируемой гидромашины, необходимостью в пространственной рычажной системе, в сервомоторе, в центробежном датчике и т.д., повышенной материалоемкостью, так как передача всей мощности от двигателя к приводному хвостовику осуществлена через гидропередачу, а также низкой экономичностью работы, обусловленной

30 большими потерями мощности в гидроприводе. Кроме того, в данном механизме не обеспечивается предохранение от перегрузок.

Цель изобретения — повышение надежности работы.

Указанная цель достигается тем, что механизм привода вала отбора мощности транспортного средства, содержащий входной вал, связанный с приводным элементом, например с дви- 4Р гателем, выходной вал, связанный по крайней мере с одним приводным хвостовиком, муфту, гидронасос., вал которого кинематически связан с двигателем, гидромотор и управляемый гидро- 4 распределитель, при этом гидронасос . и гидромотор связаны с гидробаком магистралями, снабжен. планетарным механизмом, регулятором расхода, выполненным в виде дросселя с регулято - тором давления и гидрозамком,штока гидрораспределителя, включающим в себя корпус с размещенным в нем подпружиненным поршнем со штоком, а муфта выполнена гидроуправляемой, при этом первый элемент плацетарного механизма кинематически связан с входным валом, второй — с выходным валом q я третий че рея g tt< мя ttvTvHl муфту с валом гидроиотора, нагнетательная магистраль гидронасос». через гидрораснределитель соединен, с нагнетательной магистралью гидромотора, с гидроуправляемой муфтой, со штоковой полостью корпуса гидрозамка, а также через дроссель с регулятором давления гидробаком, при этом шток поршня гидрозамка выполнен с возможностью взаимодействия с подпружиненным штоком гидрораспределителя.

На чертеже приведена гидравлическая схема предлагаемого устройства.

Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства содержит входной вал 1, посредством зубчатой муфты 2 связываемый или с двигателем 3, или с движителями 4, выходной вал 5, связанный с приводными хвостовиками 6 и 7. Планетарный механизм 8 состоит из ведущего элемента — коронной шестерни 9, ведомого элемента — водила 10 с сателлитами 11, промежуточного элемента — солнечной шестерни 12. Вал 13 гидронасоса 14 посредством шестерен 15 и 16 связан с двигателем 3, а вал 17 гидромотора 18 через гидроуправляемую муфту 19 и шестерню 20 — с венцом 21 солнечной шестерни 12. Всасывающая магистраль 22 гидронасоса 14 и всасывающая магистраль 23 гидромотора 18 связаны с гидробаком 24, а нагнетательная магистраль 25 гидронасоса 14 и нагнетательная магистраль 26 гидромотора 18 подведены к распределителю 27, золотник управления 28 которого имеет две позиции 29 и 30. Магистраль управления 31 муфты 19 связана с нагнетательной маги тралью

26 гидронасоса 18, а в магистрали 32, связывающей магистраль 26 со сливной магистралью 33, установлен регулятор расхода — регулируемый дроссель 34.

В магистрали 32 между нагнетательной магистралью 26 и дросселем 34 установлен гидроуправляемый клапан

35, полости управления которого магистралями 36 и 37 связаны со входом и выходом дросселя 34, а золотник 28 распределителя 27 может бьггь снабжен пружиной 38 и фиксатором, состоящим из цилиндра 39, поршня 40 со стержнем 41, пружины 42 и лунок -43, 44, при этом полость управления 45 цилиндра 39 магистралью 46 связана с

3 1,14? нагнетательной магистралью 25 гидро-. мотора 18.

Работает предложенный механизм привода вала отбора мощности транспортного средства следующим образом.

Для включения механизма в работу золотник 28 распределителя 27 устанавливается в позицию 29 (как показано на схеме). В данном случае момент от приводного элемента, например 10 двигателя 3, подается на входной вал 1 и делится на два потока. Первый,основной, идет через планетарный механизм 8 с коронной шестерни 9 на водило 10, а второй, дополнительный, через гидропередачу. Гидронасос 14 подает рабочую жидкость к гидромотору

18 и одновременно включает муфту 19.

При этом изменением проходного сечения регулятора расхода 34 изменяется количество масла, подаваемого к гидромотору 18, что регулирует его обороты и, соответственно, обороты связанной с ним солнечной шестерни 12, Это изменяет передаточное число пла- 25 нетарного механизма 8 и скорость его выходного элемента — водила 10, что позволяет бесступенчато регулировать скорость связанных с ним приводных .хвостовиков 6 и 7.

Для выключения механизма из работы золотник 28 распределителя 27 устанавливается в позицию 30. В данном случае нагнетательные магистрали 25 и 26 гидронасоса 14 и гидромотора 18, а также магистраль управ- З5 ления 3 1 муфты 19 связываются со сливом. Это снимает момент сопротивления солнечной шестерни 12 и позволяет ей вращаться свободно, в результате чего водило 10 и связанные с ним приводные хвостовики 6 и 7, на которые действует момент сопротивления от приводимой машины, останавливаются и механизм прекращает свою работу.

Для обеспечения автоматической регулировки оборотов приводных хвостовиков 6 и 7 в зависимости от нагрузки в гидросистему механизма может вводиться гидроуправляемый клапан 35, полости управления которого магистралями 36, 37 связаны с входом

315 и выходом регулятора расхода 34.

Принцип его рабо- a основан на том, что при изменении перепада давлений на входе и выходе дросселя 34, что вызывается изменением сопротивления на хвостовиках 6, 7, он производит автоматическое изменение проходящего через него потока рабочей жидкости, автоматически корректируя обороты гидромотора 18 и соответственно скорость приводных хвостовиков 6 и 7.

Для обеспечения предохранения механизма от перегрузок золотник 28 распределителя 27 может снабжаться гидроуправляемым фиксатором и пружиной 38. Увеличение нагрузки на приводных хвостовиках 6 и 7 приводит к увеличению давления в нагнетательных магистралях 25 и 26, и при превьппении им допустимой величины, с учетом которой подбирается пружина 42, про-. исходит выход стержня 41 из лунки 43 °

Это освобождает золотник 28 от фиксации и он эа счет пружины 38 переводит ся в позицию 30, при которой хвостовики 6 и 7 прекращают вращение.

Таким образом, снабжение механизма привода вала отбора мощности транспортного средства планетарным механизмом, входной элемент которого связан с входным валом, выходной — с выходным валом, а промежуточный через гидроуправляемую муфту — с валом гидромотора, при этом в первой позиции золотника распределителя нагнетательные магистрали гидронасоса и гидромотора связаны между собой, во второй позиции — с гидробаком, а магистраль управления муфты связана с нагнетательной магистралью гидронасоса или гидромотора, одна из koторых через, регулятор расхода связана с гидробаком, обеспечивает исключение необходимости в регулируемой гидромашине, пространственной рычажной системе, сервомоторе, центробежном датчике и т.д., а также позволяет основную часть мощности передать через механическую передачу, что упрощает конструкцию, снижает материалоемкость и повышает экономичность и надежность работы.

1142315

Составитель А.Барыков

Редактор А.Долинич ТехредЛ.Мартяшова

Корректор С.!Иекмар

Заказ 630/16

Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4