Система освещения рельсового транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА , содержащая четыре фары, расположенные попарно на обеих сторонах транспортного средства, с нитями ближнего и дальнего света и блок управления переключением цепей питания, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности освещения, крайние и средние фары выполнены однотипными, а плоскость , проходящая через вершину и центр каждой из крайних и средних фар, образует с вертикальной осью транспортного средства соответственно положительный и отрицательный углы а a arstga, где а - высота центра фары над плоскостью платформы; 1- расстояние центра крайней фары до края платформы. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что блок управления переключением цепей питания нитей фар содержит два источника и два приемника излучения, расположенные по обеим сторонам транспортного средства, и два коммутирующих реле, первое из которых выполнено с двумя встречно включенными обмотками, двумя неподвижными и одним подвижным контактами , включенными соответственно непосредственно и через разделительные диоды ГЛ в цепи питания нитей фар ближнего све- -,, та и второго коммутирующего реле, раз- t-дд мыкающий контакт которого включен в цепь питания нитей фар дальнего света, при этом 2 приемники излучения подключены к источнику питания через соответствующие обмотки первого коммутирующего реле. I 4 О5 G5
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4(5D B 60 1 02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСНОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3465513/27-11 (22) 08.07.82 (46) 30.03.85. Бюл. № 12 (72) Л. Г. Новаковский, И. А. Буймистр, В. И. Гуревич и Н. Н. Стригун (71) Научно-исследовательский и экспериментальный институт автотракторного электрооборудования и автоприборов и Мытищинский машиностроительный завод (53) 629.113.066 (088.8) (56) Дьяков А. Б. Автомобильная светотехника и безопасность движения, М., «Транспорт», 1973, с. 84. (54) (57) l. СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ
РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая четыре фары, расположенные попарно на обеих сторонах транспортного средства, с нитями ближнего и дальнего света и блок управления переключением цепей питания, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности освещения, крайние и средние фары выполнены однотипными, а плоскость, проходящая через вершину и центр каждой из крайних и средних фар, обSU„„1147616 А разует с вертикальной осью транспортного средства соответственно положительный и отрицательный углы и
u(arstgaQ, где а — высота центра фары над плоскостью платформы;
1 — расстояние центра крайней фары до края платформы.
2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что блок управления переключением цепей питания нитей фар содержит два источника и два приемника излучения, расположенные по обеим сторонам транспортного средства, и два коммутируюших реле, первое из которых выполнено с двумя встречно включенными обмотками, двумя неподвижными и одним подвижным кон- Е с тактами, включенными соответственно непосредственно и через разделительные диоды в цепи питания нитей фар ближнего света и второго коммутирующего реле, размыкающий контакт которого включен в цепь питания нитей фар дальнего света, при этом приемники излучения подключены к источнику питания через соответствующие обмотки первого коммутирующего реле.
1аеа4
1147616
20 фары х(агс1р —, Изобретение относится к транспортной светотехнике, в частности к автономному освешению рельсовых транспортных средств, обеспечивающему эффективность и безопасность перевозок рельсовым транспортом, например метрополитеном.
Известна система освещения рельсового транспортного средства, содержащая четыре фары, расположенные попарно на обеих сторонах транспортного средства, с нитями ближнего и дальнего света и блок управления переключением цепей питания.
Недостатками этой системы являются повышенное слепящее действие в результате смещения светотеневой границы при неизбежных колебаниях транспортного средства В процессе движения, а также то, что переключение с дальнего света на ближний происходит безотносительно к таму, В какой зоне необходимо снижение слепящего действия фар слева или справа по ходу движения транспортного средстьа. При применении известной системы освещения на рельсовом транспорте, в частности метрополитене, ВОзмОжнО Ослепление стоящих на платформе пассажиров, а также машиниста электропоезда через зеркало обратного вида, установленное на платформе, что отрицательно сказывается на безопасности движения рельсового транспорта и ухудшает условия труда машинисТОВ.
Цель изобретения — повышение эффект и В ности ос веще ни я.
Указанная цель достигается тем, что
В системе освещения рельсового транспортного средства, содержащей четыре фары, расположенные попарно на Обеих сторонах транспортного средства, с нитями ближнего и дальнего света и блок управления переключением цепей питания, крайние и средние фары выполнены однотипными, а плоскость, проходящая через вершину и центр каждой из крайних и средних фар, образует с вертикальной ось:,о транспортного средства соответственно положительный и отрицательный углы к где а -- вы "îòà центра фары над плоскостью платформы;
1. -- расстояние центра крайней фары до края платформы.
Блок управления переключением цепей питания нитей фар содержит два источника и два прием" èêà излучения, расположенные по обеим сторонам транспортного средства, и два коммутирующих реле, первое из которых выполнено с двумя встречно включенными обмотками, двумя неподвижными и одним подвижным контактами, включенными соответственно непосредственно и через разделительные диоды в цепи питания нитей фар ближнего с Вета и второго коммутирующего реле, 25
3S
55 размыкающий контакт которого включен в цепь питания нитей фар дальнего света, при этом приемники излучения подключены к источнику питания через соответствующие обмотки первого коммутирующего реле.
Приведенное соотношение a(arctg -Гь получено эмпирическим путем на основании большого объема натурных исследований по выявлению влияния угла поворота вершины фары на условия видимости железнодорожного полотна и ослепления машинистов и пассажиров метрополитена.
При повороте оптического элемента фары на угол а смещается светотеневая граница фар, тем самым соответственно уменьшается ослепление и перемещается зона максимальной дальности видимости к оси движечия поезда. Все это улучшает условия видимости железнодорожного полотна.
На фиг. 1 изображена схема ðàñположения фар на вагоне и положение светотеневой границы фар; на фиг. 2 принципиальная схема блока управления переключением цепей питания нитей фар.
Система (фиг. 1) содержит фары 1, 2, 3 и 4, расположенные попарно на обоих сторонах транспортного средства с нитями ближнего и дальнего света. причем крайние 1, 4 и средние 2, 3 фары выполнень1 однотипными, а плоскость, проходящая через вершину и центр каждой из крайних и средних фар, Образует с вертикальной осью транспортного средства соответственно положительный и отрицательный углы
g а с1 ф где а — высота центра фары над плоскостью платформы 5;
1 — расстояние центра крайней
1 до края платформы 5.
При этом светотеневая граница 6 фар занимает показанное положение относительно платформы 5.
Блок управления переключением цепей питания нитей фар содержит два источника (не показаны) и приемники 7 и 8 излучения, расположенные по обеим сторонам транспортного средства, первое коммутирующее выполненное с двумя встречно включенными обмотками реле 9 с контактами 9.1, 9.2 и 9.3, вкл оченными соответственно непосредственно и через разделительные диоды 10 и 11 в цепи питания нитей 12 — 15 ближнего света и второго коммутирующего реле 16 с размыкающим контактом 16.1 в цепи питания н итей 17 — 20 дальнего света. При этом приемники 7 и 8 излучения подключены к источнику питания через соответствующие обмотки первого коммутирующего реле 9.
Система работает следующим образом.
1147616
Составитель А. Петров
Редактор М. Петрова Техред И. Верес Корректор И. Муска
Заказ 1475/19 Тираж 650 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, % — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
При движении поезда на перегоне включены в режиме дальнего света фары
1, 2, 3 и 4, что обеспечивает максимальную дальность видимости железнодорожного полотна. При этом горят нити
17, 18, 19 и 20. Контакт 16.1 коммутирующего реле 16 замкнут. При подъезде к платформе 5, расположенной слева по ходу поезда, свет от осветителя (на фиг. 2 не показан), отражаясь от боковой поверхности платформы, попадает на приемник 7, расположенный с левой стороны вагона. При этом увеличивается ток, протекающий через одну из обмоток реле 9, контакты 9.1 и 9.3 которого замыкаются, включая нити 13 и 14 ближнего света фар 2 и 3. Одновременно ток через диод 15
11 протекает через обмотку коммутирующего реле 16, вызывая размыкание контакта 16.1 и отключение нитей 17, 18, 19 и 20, После проезда платформы освещенность на приемнике 7 излучения падает, контакт
9.3 коммутирующего реле 9 возвращается в нейтральное положение, выключая нити
12 и 13 ближнего света и прекращая протекаение тока через обмотку коммутирующего реле 16. Контакт 16.1 замыкается, включая нити 18 — 20 дальнего света.
При подъезде к платформе, расположенной справа по ходу движения поезда, работа устройства происходит аналогично. При этом освещается приемник 8, ток, протекающий через обмотку реле 9, вызывает замыкание контактов 9.3 и 9.2. Включаются нити
14 и 15 ближнего света фар 1 и 4.
Одновременно ток через диод 10, протекая через обмотку коммути рующего реле 16, вызывает размыкание контакта 16.1 и отключает нити 17 — 20 дальнего света фар.
После проезда платформы, освещенность на приемнике 8 падает, контакт 9 3 реле
9 возвращается в нейтральное положение, выключая нити 14 и 15 ближнего света фар 1 и 4 и прекращая протекание тока через обмотку коммутирующего реле 16, контакт которого замыкается, включая нити
17 — 20 дальнего света фар.
Предлагаемая система повышает эффективность освещения при перевозках рельсовым транспортом, а также улучшает условия труда машинистов электропоездов за счет исключения ослепления и создания для машинистов благоприятного светового климата, что снижает их утомляемость.