Многодисковая муфта сцепления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ, содержащая ведомый барабан и ведущий барабан с торцовыми выступами, контактирующий своей торцовой поверхностью с ведущим элементом, имеющим отверстия, максимально удаленные от оси муфты сцепления, точки которых расположены на окружности диаметром. меньщим чем диаметр поверхности ведущего барабана, контактирующей с ведущим элементом, установленные в отверстиях последнего на торцовых выступах ведущего барабана торообразные демпферные кольца, имеющие в сечении форму разнобокой трапеции и расположенные между ведущим барабаном и прижимной щайбой, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности , в демпферных кольцах на больщем основании трапеции выполнены скосы со скругленными верщинами, расположенные под углом один к другому, равным 150-160°, при этом боковые стороны трапеции расположены под углом одна к другой, равным 20-35°, отношение высоты трапеции к расстоянию между коицами скосов равно 0,81 ,2, а наружный диаметр прижимной щай (Л бы больше диаметра окружности, на которой расположены максимально удаленные от оси муфты сцепления точки отверстий ведущего элемента. ;о о
СОКИ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. ф
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3565663/25-27 (22) 01.03.83 (46) 07.04.85. Бюл. № 13 (72) П. А. Титов и M. В. Чибисова (71) Тульский ордена Трудового Красного.
Знамени машиностроительный завод им. В. М. Рябикова (53) 621.825.54 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 437646, кл. В 62 М 11/04, 1973.
2. Каталог фирмы «Motorrad- Technikx, 1980, № 3. (54) (57) МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА
СЦЕПЛЕНИЯ, содержащая ведомый барабан и ведущий барабан с торцовыми выступами, контактирующий своей торцовой поверхностью с ведущим элементом, имеющим отверстия, максимально удаленные от оси муфты сцепления, точки которых расположены на окружности диаметром, „„SU„„1149077 A
4(д F 16 D 13/64; В 62 М 11/04 меньшим чем диаметр поверхности ведущего барабана, контактирующей с ведущим элементом, установленные в отверстиях последнего на торцовых выступах ведущего барабана торообразные демпферные кольца, имеющие в сечении форму равнобокой трапеции и расположенные между ведущим барабаном и прижимной шайбой, отличаюи аяся тем, что, с целью повышения надежности, в демпферных кольцах на большем основании трапеции выполнены скосы со скругленными вершинами, расположенные под углом один к другому, равным 150-160, при этом боковые стороны трапеции расположены под углом одна к другой, равным
20 — 35, отношение высоты трапеции к расстоянию между концами скосов равно 0,8- Я
1,2, а наружный диаметр прижимной шайбы больше диаметра окружности, на которой расположены максимально удаленные от оси муфты сцепления точки отверстий ведущего элемента.
1149077
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в муфтах сцепления с демпферными элементами.
Целью изобретения является повышение надежности за счет нелинейной характеристики демпферного элемента, что позволяет де.лпфировать как малые, так и большие колебания нагрузки при передаче крутящего момента.
На фиг. 1 изображена многодисковая муфта сцепления, общий вид; на фиг. 2— демпферное кольцо; на фиг, 3 — узел 1 на фиг. 2.
Многодисковая муфта сцепления содержит ведомый барабан 1 и ведущий барабан
2, контактирующий своей торцовой поверхностью с ведущим элементом (звездочкой)
3, в отверстиях 4 которого установлены демпферные кольца 5, закрепленные на торцовых выступах 6 ведущего барабана, и прижимную шайбу 7.
Кольца 5 установлены в отверстиях 4 ведущего элемента 3 на торцовых выступах
6 ведущего барабана 2 между прижимной шайбой 7 и торцовой поверхностью ведущего барабана 2 в замкнутом объеме, так как максимально удаленные от оси муфты точки отверстий 4 ведущего элемента 3 расположены на окружности с меньшим диаметром, чем диаметр поверхности 8 ведущего барабана 2 контактирующей с ведущим элементом 3 и наружный диаметр прижимной шайбы 7. Поперечное сечение демпферных колец 5 выполнено в виде разнобокой трапеции, имеющей на большем основании скосы 9,со скругленными вершинами, расположенные под углом c(, один к другому, равным 150-160, а боковые стороны 10 трапеции расположены под углом о(одна к другой, равным 20 — 30 . Плавное сопряжение скосов 9 с боковыми сторона, ми 10 трапеции выполнено радиусом К, равным 2 — 3 мм.
Для равномерного распределения нагрузки на всех участках сечения высота
1 трапеции Н к расстоянию между концами скосов В выбрана в соотношении 0,8-1,2.
Ограниченность объема способствует повышению жесткости резиновых демпферных колец 5.
В процессе работы двигателя внутреннего сгорания крутящий момент с коленчатого вала через цепную передачу (не показана) передается на ведущий элемент 3.
Усилия через демпферные кольца 5 и торцовой выступ 6 передаются на ведущий ба15 рабан 2. Материал демпфериых колец 5 в силу своей податливости, стремится заполнить замкнутый объем, в котором он находится. Под действием малых усилий материал демпферных колец 5 сначала деформируется в части,- где расположены скосы
20 9, а затем во всей остальной части своего поперечного сечения. С ростом усилий постеценно деформация растет от периферийных участков к центру сечения, и в момент пиковых нагрузок деформация приходится на самую широкую часть сечения, скосов 9 с боковыми сторонами 10 трапеции.
Во время работы демпферные кольца 5, имеющие нелинейную характеристику демпфирования, позволяют сглаживать, т.е.
ЗО демпфировать, как малые, так и большие колебания нагрузки при передаче крутящего момента, что повышает надежность работы муфты сцепления.
По сравнению с известной муфтой сцепления, содержащей демпфарные пружины, применяемой в двигателе мотороллера
«Тулица» срок службы предлагаемой муфты увеличивается в 2-3 раза.
1149077
ФигЗ
Составитель И. Лукина
Редактор Ан. Шандор Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов
Заказ 1854i26 Тираж 898 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г: Ужгород, ул. Проектная, 4