Тормозная колодка колодочно-колесного тормоза преимущественно шахтного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА КОЛОДОЧНО-КОЛЕСНОГО ТОРМОЗА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ШАХТНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА,содержащая корпус с центральной выемкой со стороны торца тормозимого колеса и фрикционную накладку в виде отдельных вставок, основания которых размещены в выемке корпуса, причем рабочая поверхность фрикционной накладки выполнена вогнутой, сопряжена с торцом тормозимого колеса и образована вставками указанной накладки, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности торможения при различном износе тормозимого колеса, она снабжена упругой прокладкой с равномерно расположенными в ней ступенчатыми сквозными отверстиями под вставки фрикционной накладки, упругая прокладка установлена в выемке корпуса под основаниями вставок фрикцион9 ной накладки и жестко закреплена в ней, основание каждой вставки вьтолнено с крепежным штифтом и упорным буртом, а вставки своим крепежным штифтом жестко закреплены в свозных отверстиях упругой прокладки с возможностью возвратно-поступательного перемещения одна отно:л сительно другой вдоль радиуса тормо4 зимого колеса под действием сил упру 4 гости прокладки, причем концы кре:о пежных штифтов вставок установлены эо по отношению к днищу выемки корпуса с зазором.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУ1ЬЛИН
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИИ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3581481/25-27 (22) 14.04.83 (46) 07.05.85. Бюл. Ó 17 (72) В.M. Кравченко, В.С. Круть и И.Н. Албул (71) Карагандинский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и экспериментальный институт "Гипроуглегормаш" (53) 62-592(088.8) (56) 1. Крылов В.И. Автоматические тормоза подвижного состава. М., "Транспорт", 1968, с. 242-243.
2. Патент Японии 11 - 56-31452, кл. F 16 D 65/02, 1981.
3. Заявка Франции Р 1600253, кл. F 16 D, 1970.
4. Заявка Франции У 1598552, кл. F 16 D 1970.
5. Авторское свидетельство СССР
И 898175, кл. Е 16 D 65/78, 1980.
6. Патент СССР 9 18504, кл. В 61 Н 7/04, 1930. (54)(57) ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА КОЛОДОЧНО-КОЛЕСНОГО ТОРМОЗА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО
ШАХТНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА,содержащая корпус с центральной выемкой со стороны торца тормозимого колеса и фрикционную накладку в ви„„SU„„1154498 A
ЗЕо Р 16 D 65 02, В 61 Н 7/02 де отдельных вставок, основания которых размещены в выемке корпуса, причем рабочая поверхность фрикционной накладки выполнена вогнутой, сопряжена с торцом тормозимого колеса и образована вставками указанной накладки, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности торможения при различном износе тормозимого колеса, она снабжена упругой прокладкой с равномерно расположенными в ней ступенчатыми сквозными отверстиями под вставки фрикционной накладки, упругая прокладка установлена в выемке корпуса под основаниями вставок фрикцион- I ной накладки и жестко закреплена в ней, основание каждой вставки выполнено с крепежным штифтом и упорным буртом, а вставки своим крепежным штифтом жестко закреплены Я в свозных отверстиях упругой прокладки с возможностью возвратно-поступательного перемещения одна относительно другой вдоль радиуса тормозимого колеса под действием сил упру. гости прокладки, причем концы крепежных штифтов вставок установлены по отношению к днищу выемки корпуса с зазором..
1154498
Изобретение относится к области . ,машиностроения, и может быть использовано в тормозных системах электровозов, дизелевозов и гировозов, применяемых в шахтах.
Известны устройства C15 - E61
Однако в известных устройствах наблюдается неполное прилегание тормозных колодок, что влечет за собой понижение тормозного момента, вызванного уменьшением угла обхвата колодки и незначительной площадью фрикционного контакта сопрягаемых поверхностей, повышение удельного давления и температуры в месте контакта колодки и колеса.
В свою очередь, повышение температуры вызывает снижение коэффициента трения. При этом наблюдается появление дополнительных напряжений, резкое увеличение интенсивности износа тормозных колодок и более интенсивное образование трещин в их поверхностном слое.
Это существенно снижает эффективность торможения локомотивов, оснащенных такими тормозными колодками, ведет к увеличению тормозного пути и к вынужденному уменьшению массы состава, что не соответствует требуемым правилам безопасности в части обеспечения тормозного пути.
Целью изобретения является повышение эффективности торможения при различном износе тормозимого колеса транспортного средства.
Цель достигается тем, что тормоз" ная колодка снабжена упругой прокладкой с равномерно расположенными в ней ступенчатыми сквозными отверстия ми под вставки фрикционной накладки, упругая прокладка установлена в выемке корпуса под основаниями .вставок фрикционной накладки и жестко закреплена в ней, основание каждой вставки быполнено с крепежным штифтом и упорным буртом, а вставки своим крепежным штифтом жестко за" креплены в сквозных отверстиях упругой прокладки с возможностью возвратно-поступательного перемещения одна относительно другой вдоль радиуса тормоэимого колеса под действием сил упругости прокладки, причем концы крепежных штифтов вставок установлены по отношению к днищу выемки корпуса с зазором.
На фиг. 1 изображен колодочноколесный тормоз„ фронтальный и профильный виды,разрез, на фиг, 2 ю то же, с тормозной колодкой. Тормозная колодка содержит цельнометаллический корпус 1, в централь. ной выемке (или ложе) которого установлена упругая прокладка 2 со ступенчатыми сквозными отверстиями, f0, .в которых установлена фрикционная
:накладка в виде вставок 3 с возможкостью возвратно-поступательного перемещения одна относительно другой под действием сил упругости проклад15. ки 2. Вставки 3 перемещаются радиаль= но вдоль радиуса тормозимого колеса без сдвигов и перекосов, что позволяет им быть в контакте с последним. Например, в контакте с колесом 0 будет вставка, которая находится. на выпуклости изношенного колеса, и вставка, которая находится в его впадине. Перепад выемка-выступ составляет О, 1 — 2 мм. Основания вставок 3, которые устанавливаются в центральной выемке корпуса 1, с крепежным штифтом. установленным в ступенчатом отверстии упругой прокладки 2, служат для удержания встав30 ки 3 на прокладке 2 и осуществления возвратно-поступательного перемещения на вставке 3. На последней выполнен также упорный бурт в основании, которым она опирается на упру35 гую прокладку 2 и который снимает последнюю при набегании вставки 3 на выпуклость изношенного колеса..
При этом сквозное ступенчатое отверстие в упругой прокладке для обес40 печения крепления вставок 3 выполнено с расположением отверстия с большим диаметром у днища выемки корпуса а конец крепежного штифта вставки 3для обеспечения подвижности послед45 них, установленных B отверстии с большим диаметром с зазором. Рабочая поверхность фрикционной накладки, образованная рабочими поверхностями вставок 3, выполнена вогнутой, что
50 дает возможность осуществить процесс торможения с торцом колес колодочно-колесного тормоза. Упругая прокладка 2 установлена между вставками 3 и днищем выемки корпуса 1
55 жестко, что обеспечивает надежнукг фиксацию вставок вместе с прокладкой в корпусе 1.
Тормозная колодка работает следующим образом.
1154498
При срабатывании тормозной системы колодочно-колесного тормоза его . рычажная передача начинает прижимать колодку к торцовой поверхности катания колеса. В. этот момент площадь фрикционного контакта колодки с колесом из-за неравномерности прилегания или износа, обусловленного некруглой формой колеса или шероховатостью сопрягаемых поверхностей, составляет незначительную величину от номинальной площади колодки. При дальнейшем прижатии колодки происходит сжатие упругой прокладки 2 и прилегание колодки к колесу по всей дуге охвата за счет перемещения одна относительно другой вставок !.
3, которые ликвидируют зазоры, образованные некруглостью тормозимого колеса. Поэтому и на большем КЯ и на меньшем R радиусах тормозимого колеса происходит эффективное использование всей фрикционной площади фрикционной накладки, что обеспечивает постоянство торможения и тормозной путь колеса при различном состоянии последнего.
Использование предлагаемого изобретения по сравнению с базовым объектом — тормозной колодкой колесно-колодочного тормоза шахтного электровоза АИЯД, позволит снизить тормозной путь за счет обеспечения постоянного и полного контакта колод-ки с колесом (в базовом объекте фрикционные поверхности сопрягаются
10 только íà 35X), что улучшает безопасность труда, уменьшить тормозное нажатие при значительном увеличении площади фрикционного контакта и сохранении неизменным тормозного
t5 момента, т.е. повысить эффективность торможения в 1,56 раза и массу состава шахтного локомотива на 50Х; понизить интенсивность износа тормозных колодок за счет равномер20 ного распределения удельных давлений и температурных полей по всей площади тормозной колодки, что улучшит теплоотвод, уменьшит трещинообразование и износ; сократить время обслуживания и saмены вышелших из строя коло.док.
1154498
Составитель В. Розанов
Редактор Л. Гратилло Техред М.Надь
Корректор A Зимокосов
Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 2671/33 Тираж 898
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5