Способ определения работоспособности подшипников качения электрических машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБО: ТОСПОСОБНОСТИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН путем измерения электрического параметра, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и достоверности контроля подшипников качения, в качестве электрического параметра используют микроразряды, возникающие в масляной пленке подшипника под действием магнитного поля электрической машины, и по интенсивности микроразрядов судят о состоянии подшипника. (Л сд ел СХ) со 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3640246/25-27 (22) 24.05.83 (46) 15.05.85. Бюл. № 18 (72) Ю. Д. Новиков, В. Ф. Лучук, А. М. Марков, Е. И. Малыхин и Л. М. Гербер (71) Специальное конструкторское бюро

Производственного объединения «Укрэлектромаш» и Харьковский политехнический институт им. В. И. Ленина (53) 658.562.012.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 629467, кл. G 01 М 13/04, 1976.

„,Я0„„1155893 A

q g G 01 М 13/04 (54) (57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОДШИПНИКОВ

КАЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН путем измерения электрического параметра, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и достоверности контроля подшипников качения, в качестве электрического параметра используют микроразряды, возникающие в масляной пленке подшипника под действием магнитного поля электрической машины, и по интенсивности микроразрядов судят о состоянии подшипника.

1155893

Составитель Т. Хромова

Редактор И. Касарда Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Заказ 3130/37 Тираж 897 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано для определения работоспособности подшипников качения электрических машин.

Цель изобретения — повышение точности и достоверности контроля подшипников качения электрических машин.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу определения работоспособности подшипников качения электрических машин регистрируют микроразряды, возникающие в масляной пленке подшипника под действием магнитного поля электрической машины, и по интенсивности микроразрядов судят о состоянии подшипника.

При ухудшении физико-химических свойств масляной пленки и изменении микрогеометрии дорожек качения подшипников в них возникают микроразряды, вызванные напряжением между валом и корпусом электрической машины. Появление микроразрядов свидетельствует о начале дефектообразования в подшипниках. Поверхность качения вследствие микроразрядов подвергается эрозии, что приводит к возникновению кратеров и загрязнений масла. Вследствие этого интенсивность микроразрядов все более возрастает. По интенсивности микроразрядов судят о состоянии подшипника качения.

На чертеже изображено устройство, осуществляющее способ.

В корпусе 1 электрической машины на валу 2 установлен подшипник 3, имеющии внутреннее 4 и наружное 5 кольца. Токосъемник 6 электрически соединяет внутреннее кольцо 4 с согласующим блоком 7, например фильтром-усилителем. Выход согласующего блока 7 связан с входом регистрирующего прибора 8.

При вращении подшипника 3 к его смазочному слою прикладываются напряжение, действующее между корпусом 1 и валом 2, обусловленное несимметрией магнитного потока. Это напряжение достигает пробои15 ной величины (для подшипников качения

300 мВ), что приводит к возникновению микроразрядов в масляной пленке подшипника. Эти микроразряды в виде коротких импульсов напряжения через токосъемник 6 подают на вход согласующего блока 7, на20 пример фильтра-усилителя, а затем на вход регистрирующего прибора 8.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет за счет регистрации микроразрядов, возникающих в масляной пленке подшипника под действием магнитного поля электрической машины, повысить объективность и достоверность, а следовательно, качество контроля. Интенсивность поступления импульсов напряжения, соответствующих микроразрядам, на вход регистрирующего прибора дает возможность оценить состояние подшипников.