Способ монтажа подшипника качения в корпус
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ МОНТАЖА ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ В КОРПУС, заключаняцийся в том, что наружное кольцо подшипника устанавливают в посадочном гнезде эталонного корпуса, нагружают силой, измеряют перемещения поверхности одного из колец, рассчитывают ширину канавки на цилиндрической поверхности гнезда в соответствии с результатами измерений, растачивают канавку расчетной ширины в рабочем корпусе и устанавливают подшипник в гнездо, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения способа на случай монтажа роликового конического подшипника, наружное кольцо запрессовывают в эталонный корпус, измеряют линейные и угловые перемещения конической поверхности наружного кольца под действием усилия запрессовки, а канавку (/) растачивают в посадочном гнезде в зоне наибольших линейных перемещений поверхности кольца.
„„SU „„1157286
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
4(51) F 16 С 35/06
ОПИСАНИК ИЗОБРЕ
H ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИИ И ОТКРЫТИЙ (21) 3675081/25-28 (22) 19.12.83 (46) 23.65.85. Бюл. 0- 19 (72) А.В. Воронин, Б.Н. Вардашкин, В.П. Молчанов, И.П. Перелыгин, - В.И. Харитонов, С.А. Воронин и И.А. Булавин (71) Московский автомеханический институт и Производственное объединение ЗИЛ (53) 621.833(088.8) (56) 1. Патент США 11 2101346, кл..308-184, опублик. 1937.
2. Патент GllA В 3513480, кл, 308-184, опублик. 1970 (прототип). (54) (57) СПОСОБ МОНТАЖА ПОДШИПНИКА
КАЧЕНИЯ В КОРПУС, заключающийся в том, что наружное кольцо подшипника устанавливают в посадочном гнезде эталонного корпуса, нагружают силой, измеряют перемещения поверхности одного из колец, рассчитывают ширину канавки на цилиндрической поверхности гнезда в соответствии с результатами измерений, растачивают канавку . расчетной ширины в рабочем корпусе и устанавливают подшипник в гнездо, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения способа на случай монтажа роликового конического подшипника, наружное кольцо эапрессовывают в эталонный корпус, измеряют линейные и угловые перемещения конической поверхности наружного кольца под действием усилия занрессовки, а канавку растачивают в посадочном гнезде в зоне наибольших линейных перемещений поверхности кольца.
1157286 2
Изобретение относится к техноло-, гии машиностроения, а именно к способам сборки подшипниковых узлов, и может быть использовано в автомобилв-, станко-, авиастроении и дру- 5 гих областях техники, где применяются подшипники качения.
Известен способ монтажа шарикового подшипника качения в корпус, заключающийся в том, что на цилиндрической поверхности посадочного гнезда корпуса симметрично относительйо средней плоскости устанавливаемого в гнездо подшипника качения растачивают канавку, размещают в этой канавке витую пружину, витки которой превышают глубину канавки на величину натяга наружного кольца подшипника относительно опорной поверхности, и устанавливают подшипник N в гнездо воздействием на него осевого усилия (1 $.
Однако этот способ не обеспечивает долговечности в случае монтажа роликового конического подшипника, так как между наружным кольцом и цилиндрической поверхностью гнезда остается зазор, вследствие чего наружное кольцо свободно деформируется под нагрузкой, изменяя угол конус- 30 ностй.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является способ монтажа шарикового подшипника качения в корпус, заключающийся в том, что наружное кольцо подшипника устанавливают в посадочном гнезде эталонного корпуса, нагружают внутреннее кольцо радиальной силой, измеряют б линейные перемещения поверхности этого кольца в направлении действия силы, рассчитывают ширину канавки на цилиндрической поверхности гнезда в соответствии с результатами изме- 45 рений, растачивают симметрично относительно средней плоскости устанавливаемого в гнездо подшипника качения канавку расчетной ширины в рабочем корпусе и устанавливают подшипник в гнездо (2$, Однако известный способ неприменим для случая монтажа роликового конического подшипника, так как при запрессовке наружного кольца в кор- 55 пус с такой канавкой утолщенная и утоненная части кольца деформируются неодинаково, что приводит к изменению угла конусности наружного кольца и резкому снижению долговечности подшипникового узла.
Цель изобретения — расширение области применения способа на случай монтажа роликового конического подшипника
Поставленная цель достигается тем, что при способе монтажа подшийника качения в корпус, заключающемся в том, что наружное кольцо подшипника устанавливают в посадочном гнезде эталонного корпуса, нагружают силой, измеряют перемещения поверхности одного из колец, рассчитывают ширину канавки на цилиндрической поверхности гнезда в соответствии с результатами измерений, растачивают канавку расчетной ширины в рабочем корпусе и устанавливают подшипник в гнез» до, наружное кольцо запрессовывают в эталонный корпус, измеряют линейные и угловые перемещения конической поверхности наружного кольца под действием усилия запрессовки, а канавку растачивают в посадочном гнезде в зоне наибольших линейных перемещений поверхности кольца.
На чертеже представлен рабочий корпус с запрессованным в посадоч.ном гнезде наружным кольцом роликового конического подшипника, разрез.
Способ осуществляют следующим образом.
Наружное кольцо 1 предназначенного к установке в рабочий корпус 2 роликового конического подшипника предварительно запрессовывают в эталонный корпус, посадочное гнездо которого выполнено без канавки, и измеряют линейные и угловые перемещения конической поверхности 3 наружного кольца 1 в нескольких точках под действием усилия запрессовки.
Измерения производят с помощью двух индикаторов, измерительные штоки которых контактируют с разнесенными по ширине кольца точками на двух диаметрально противоположных образующих. Положение индикаторов относительно внешнего торца запрессованного кольца фиксируется с помощью стойки с опорной плоскостью.
Линейные перемещения определяют по разности показаний индикаторов в свободно лежащем и запрессованном кольце. Угловые перемещения определяют по разности вычисленных переме1157
Составитель Н. Тимошенко.
Редактор О. Головач Техред С.Иигунова Корректор О. Луговая:
Заказ 3313/34, Тираж 812
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент" г, Ужгород, ул. Проектная, 4 щений для двух сечений кольца, отнесенной к расстоянию между штоками индикаторов. Затем.по известным формулам рассчитывают ширину и координаты границ канавки, которую необхо- 5 димо выполнить в рабочем корпусе для того, чтобы минимизировать изменение угла конусности кольца при запрессовке. Если линейное перемещение поверхности кольца в сечении, более l0 близком к вершине конуса, образующего внутреннюю поверхность кольца, больше линейного перемещения той же поверхности в более удаленном от вер-. шины сечении, то это означает, что 15 канавка должна быть расточена от упорного торца посадочного гнезда (как это показано на чертеже), если >
s результате измерений установлено, что имеет. место обратная картина, 30 то канавка должна растачиваться от внешнего торца корпуса.
Оптимальная ширина и координаты границ канагки могут быть найдены также экспериментально — путем изго- 25 товления нескольких канавок в поса дочных гнездах и измерения угла конусности запрессованного в гнезде кольца.
286 4
После нахождения ширины и координат границ канавки растачивают канавку 4 в рабочем корпусе 2 и запрессовывают в подготовленное таким образом гнездо наружное кольцо 1 роликового конического подшипника. Дальнейший монтаж подшипникового узла проводят по обычной технологии.
Предлагаемый способ монтажа роликового конического подшипника позволяет существенно повысить долговечность подшипниковых узлов. Это имеет большое значение для таких массово выпускаемых узлов и механиз- мов, как редукторы с роликовыми коническими подшипниками мосты и ступицы автомобилей и сельскохозяй- ственных машин, шпиндельные узлы металлообрабатывающих станков и т.п, Экономический эффект от использования способа определяется не только повышением срока эксплуатации подшипника до его износа, но и сокращением числа ремонтов, времени простоя машин, улучшением точности прогнозирования необходимых сроков планово-предупридительнвх ремонтов,