Параван для буксируемых приемных систем в морской сейсморазведке

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПАРАВАН ДЛЯ БУКСИРУЕМЫХ ПРИЕМНЫХ СИСТЕМ В МОРСКОЙ СЕЙСМОРАЗВЕДКЕ , содержащий корпус со сквозным каналом вдоль его продольной оси и полостью, разделенной на две камеры поршнем, связанным посредством системы рычагов с крьшом, укрепленным на корпусе с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, причем одна из камер заполнена газом под давлением, а другая сообщается с окружающей водой, отличающийс я тем, что, с целью снижения акустических помех и расширения функциональных возможностей за счет обеспечения возможности стабилизации курса, крыло выполнено кольцевым с радиусом в пределах 1,4-1,6 рйдиуса корпуса и укреплено на нем с возможностью поворота вокруг вертикальной (Л оси.. сд т 0 оч sl

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСИИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„ I I 58957 A

4 (51) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ, К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2; ) 3674972/24-25 (22) 19.12.83 (46) 30.05.85. Бюл. N 20 (72) И.И,Афанасьев, С.Н.Бухарин, Г.А.Романенко и Г.Е.Худяков (71). Научно-исследовательский институт механики Московского Государственного университета им.М.В.Ломоносова (53) 550.834(088.8) (56) 1. Патент Франции М 2372441, кл. G Ol v 1/38, опублик. 1978.

2. Патент США 11 - 3774970, кл. 114-235!3, опублик. 1973 (прототип!. (54)(57) ПАРАВАН ДЛЯ БУКСИРУЕМЫХ ПРИЕМНЫХ СИСТЕМ В МОРСКОЙ СЕЙСМОРАЗВЕДКЕ, содержащий корпус со сквозным каналом вдоль его продольной оси и полостью, разделенной на две камеры поршнем, связанным посредством системы рычагов с крылом, укрепленным на корпусе с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, причем одна из камер заполнена газом под давлением, а другая сообщается с окру" жающей водой, о т л и .ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью снижения акустических помех и расширения функциональных возможностей за счет обеспечения возможности стабилизации курса, крыло выполнено кольцевым с радиусом в пределах 1,4-1,6 радиуса корпуса и укреплено на нем с возмож- Б костью поворота вокруг вертикальной оси.

1 11589

Изобретение относится к морской геофизике, в частности к устройствам автоматической регулировки движения буксируемых эа судном устройств, в частности, приемных систем (пьезокос) в морской сейсморазведке.

М

Известные устройства предназначены для контроля глубины погружения пьеэокос только в вертикальной плоскости .(11.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является параван для буксируемых приемных систем в морской сейсморазведке, содержащий корпус со сквозным каналом вдоль 1 его продольной оси и полостью, разделенной на две камеры поршнем, связанным посредством системы ры. чагов с крылом, укрепленным на корпусе с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, причем одна из камер заполнена газом под давлением, а другая сообщается с .окружающей водой Т2).

Угол атаки горизонтальных лопастей р5 регулируется с помощью штока, системы рычагов и поршня, который перемещается эа счет разности давления в передней камере, через отверстие сообщающееся с окружающей устройство

30, водой и соответственно с давлением, равным гидростатическому, в хвостовой камере, заполненной воздухом под давлением, равным гидростатическому давлению на требуемой глубине буксировки пьезокосы. 35

Недостатками прототипа являются невозможность контролировать движение пьезокосы в горизонтальной плоскости (по курсу ); высокий уровень шумов при работе, обусловленных виб40 рацией устройства на пьезокосе. Кроме того, устройство не обеспечивает буксироВку пьезокосы под равным углом к курсу судна.

Цель изобретения " снижение акус45 тических помех и расширение функциональных возможностей sa счет обеспечения возможности стабилизации курса.

Поставленная цель достигается тем, что в параване для буксируемых приемных систем в морской сейсморазведке, содержащем корпус со сквозным каналом вдоль его продольнойоси и полостью, разделенной на две камеры поршнем, связанным посредст- М вом системы рычагов с крылом, укрепленным на корпусе с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, причем одна из камер заполнена газом под давлением, а другая сообщается с окружающей водой, крыло выполнено кольцевым с радиусом в пределах 1,41,6 радиуса корпуса и укреплено на нем с возможностью поворота вокруг вертикальной оси.

На фиг.1. показано устройство, общий вид; на фиг.2 — разрез устройства.

Параван для буксируемых приемных систем (пьезокос ) в морской сейсморазведке состоит иэ корпуса 1 со сквозным каналом 2 вдоль его продольной оси, пропускающее пьезокосу, кольцевого крыла 3, которое с помощью пилонов 4 жестко сопряжено со штоком

5, системы рычагов 6, поршня 7, пере- мещающегося за счет разностей раалений в,передней. камере 8 с отверстием

9 и s хвостовой камере 10, ниппеля

11, стопорного устройства 12.

Устройство работает следующим образом.

В хвостовую камеру 10 через нип " пель 11 накачивается воздух под дав- . лением, равным гидростатическому давлению воды на требуемой глубине погружения приемной системы. На требуемой глубине буксировки кольцевое ,крыло 3 имеет нулевой угол атаки.

Если глубина погружения пьезокосы превосходит заданную, то возникающая разность давлений в передней камере 3 и хвостовой камере 10 будет перемещать поршень 7 назад, заставляя через систему рычагов 6 вращаться шток 5 и пилоны 4, поворачивая кольцевое крыло на положительный угол атаки, возникающая при этом нормальная управляющая сила возвращает пьезокосу на требуемую глубину.

Если же глубина погружения пьезо-. косы меньше заданной, поршень 7 будет перемещаться вперед и, соответственно, с помощью системы рычагов 6, штока 5, пилонов 3 поворачивает кольцевое крыло на отрицательный угол атаки. Возникающая.при этом нормальная управляющая сила заставляет всплывать устройство и, соответственно, приемную систему на требуемую глубину погружения. Принцип регу" лирования движения пьезокосы в горизонтальной плоскости (по курсу ) поясняет схема, изображенная на фиг.2.

При отклонении устройства от требуе.-,1 мого курса (положение а и Ъ) возниСоставитель М.Спасский

Редактор A.Äîëèíè÷ Техред M.Kóçüìà Корректор М.Розман, Заказ 3582/4б, Тираж 748 . Подписное

ВНИИПИ Государственного. комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-.35, Раушская иаб., д.4/5

М ю е

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная,4

3 11589 кающнй продольный момент возвращает устройство на заданный курс.

С целью обеспечения буксировки пьезокосы под заданным углом к курсу судна, например при работах площадным методом, общей глубиной точке, в морской сейсморазведке, кольцевое крыло

3 фиксируется под заданным углом скольжения с помощью стопорного устройства 12. 10

Установлено, что минимальное значение аэродинамических сил..лежит в пределах 1,4-1,6 радиуса корпуса устройства, что свидетельствует об упорядочении вихревой пелены, которое . обеспечивается применением кольцевого крыла, что способствует снижению

57 4 вибрации, а следовательно, уменьшению шумовых помех.

Применение предложенных параванов для приемных систем позволяет снизить уровень помех, вызванных пространственным движением буксируемой пьезокосы, путем применения кольцевого крыла, которое упорядочивает вихревую пелену, .что значительно снизит вибрацию самого устройства, а следовательно, и уровень акустических помех, а также повышает износостойкость приемных систем и тем самым создает оптимальные условия для приема сейсмических волн. Все это позволяет повысить нронзводительиость глубинных и сейсмологических исследований.