Устройство для контроля неравномерности срабатывания тормозов автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ СРАБАТЫВАНИЯ ТОРМОЗОВ АВТОМОБИЛЯ, содержащее светодиод, вычитатель, к входам которого подключены первый и второй датчики тормозных сил, а выход соединен с информационным входом интегратора, связанного выходом с объединенными входами двух компараторов, при этом установочный вход интегратора соединен с выходом дифференцирующей цепи, а разрешающий вход - с входом дифференцирующей цепи и выходом одновибратора, к входу которого подключен датчик торможения, отличающееся тем, что, с целью повышения достоверности контроля, оно снабжено триггером , управляемым генератором и логическими элементами ЗАПРЕТ, РАВНОЗНАЧНОСТЬ и И-НЕ, к выходу которого подключен светодиод, а входы соединены соответственно с выходом управляемого генератора и нулевым выходом триггера, нулевой и единичный входы триггера связаны соответственно с выходами дифференцирующей цепи и элемента ЗАПРЕТ, прямой и запретный (Л входы которого подключены соответственно к выходу и входу одновибратора , причем выход элемента равнозначность соединен с входом управляемого генератора,.а входы - соответственно с выходами первого и второго компараторов . 9д 00 4 сл 4iii

СОЮЗ СО8ЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (l9j (I() (511+

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕ

К ABTOPCHOMY CBHQETHlbCTBY

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3734747/27-11 (22) 27.04.84 (46) 23.07.85. Бюл. Ф (72) Н.Ш.Габитов, В.В.Фомин, В.Я.Сиятов, Д.Ш,Габитов и А.Н.Быков (71) Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов

Министерства автомобильной промьаиленности и Казахский научно-исследовательский и проектный институт автомобильного транспорта (53) 629. 113-59.001.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1094778, кл. В 60 Т 17/22, 24.02.83. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ СРАБАТЫВАНИЯ ТОРМОЗОВ

АВТОМОБИЛЯ, содержащее светодиод, вычитатель, к входам которого подключены первый и второй датчики тормозных снл, а выход соединен с информационным входом интегратора, связанного выходом с объединеннымн входами двух компараторов, при этом установочный вход интегратора соединен с выходом дифференцирующей цепи, а разрешающий вход — с входом дифференцирующей цепи и выходом одновибратора, к входу которого подключен датчик торможения, отличающееся тем, что, с целью повышения достоверности контроля, оно снабжено триггером, управляемым генератором и логическими элементами ЗАПРЕТ, РАВНОЗНАЧНОСТЬ и И-НЕ, к выходу которого подключен светодиод, а входы соединены соответственно с выходом управляемого генератора и нулевым выходом триггера, нулевой и единичный входы триггера связаны соответственно с выходами дифференцирующей цепи и элемента ЗАПРЕТ, прямой и запретный входы которого подключены соответственно к выходу и входу одновибратора, причем выход элемента равнозначность соединен с входом управляемого генератора,.а входы — соответственно с выходами первого и второго компараторов.

1168454

Изобретение относится к технической диагностике, а именно к средствам диагностирования тормозов автомоби- . лей.

Цель изобретения — повышение до- 5 стоверности контроля.

На чертеже приведена схема устройства для контроля неравномерности срабатывания тормозов автомобиля.

Устройство содержит датчики 1 и 2 тормозных сил правого и левого колес одной оси автомобиля, подключенные к входам вычитателя 3, выход которого связан с информационным входом интегратора 4. Выход последнего соединен с входами компараторов 5 и 6, задающих диагностические нормативы неравномерности срабатывания тормозов. Выходы компараторов 5 и б подключены к входам элемента РАВНОЗНАЧНОСТЬ 7, выход которого связан с входом управляемого генератора 8 импульсов, настроенного на частоту 2 Гц. Выход генератора 8 соединен с первым входом элемента 2И-HE 9, к выходу которого подключен светодиод 10. Датчик 11 торможения, срабатывающий при достижении усилия на педали тормоза заданного уровня, подключен к входу одновибратора 12, определяющего время ин-30 тегрирования интегратора 4, и к запретному входу элемента ЗАПРЕТ 13.

Выход одновибратора 12 связан с входом разрешения интегрирования интегратора 4, с прямым входом элемен- 35 та ЗАПРЕТ 13 и через дифференцирующую цепь 14 - с входами установки в исходное состояние интегратора 4 и триггера 15, единичный вход которого соединен с выходом элемента ЗЛПРЕТ13, 40 а нулевой выход — с вторым входом элемента 2И-НЕ 9.

Управляемый генератор 8 устроен так, что при поступлении на его вход логической "1" возбуждается и выда- 45 ет на выходе импульсы с частотой следования 2 Гц, а при поступлении логического "0" — затормаживается и выдает на выходе логическую "1".

Устройство работает следующим об- 50 разом.

При торможении автомобиля, когда усилие на педали тормоза превышает заданный уровень, срабатывает датчик

11 торможения (вырабатывает логичес- 55 кую 1) и возбуждает одновибратор 12.

По переднему фронту импульса одновибратора 12 вырабатывается дифференцирующей цепью 14 короткий импульс, возвращающий в исходное с остоя ние интегратор 4 и триггер 15. Одновременно выходным импульсом одновибратора 12, поступающим на вход разрешения интегрирования интегратора 4, разрешается работа интегратора. Ин.тегратор начинает интегрировать сигнал, пропорциональный разности тормозных сил колес, поступающий на его информационный вход с выхода вычитателя 3. При этом по окончании импульса одновибратора 12 на выходе интегратора 4 вырабатывается напряжение, пропорциональное разности интегралов от тормозных сил датчиков

1 и 2 и соответствующее неравномерности срабатывания тормозов колес автомобиля. Оно поступает на входы компараторов 5 и 6, Компараторы 5 и 6, задающие диаг1ностические нормативы неравномерности срабатывания тормозов, настроены таким образом, что вырабатывают на выходе логическую "1" при превышении выходного напряжения интегратора уровня -1 и +1 В соответственно.

Если по окончании процесса торможения выходное напряжение интегратора 4 находится в пределах зоны от — 1 до +1В, то компаратор 5 вырабатывает логический "О", а компаратор 6 — логическую "1". При этом элемент РАВНОЗНАЧНОСТЬ 7 выдает логический "0", управляемый генератор 8 заторможен и на его выходе логическая "1". В этом случае, если триггер 15 находится в нулевом состоянии, на выходе элемента 2И-НЕ 9 вырабатывается логический 0 и светодиод 10 отключен, что свидетельствует о том, что неравномерность срабатывания тормозов испытуемой оси автомобиля не превышает допустимого уровня.

Когда выходное напряжение интегратора 4 выходит за пределы диапазона от — 1 до +1В, то на выходах компараторов 5 и 6 вырабатываются только логические "О или только логические

"1". При таких равнозначных входных комбинациях логических сигналов элемент РАВНОЗНАЧНОСТЬ 7 вырабатывает на выходе логическую единицу, которым запускается управляемый генератор 8.

При этом, если триггер 15 находится в нулевом состоянии, то разрешается прохождение импульсов генератора 8 через элемент 2И-НЕ 9 на светодиод, 454

3 l 168 который выдает прерывистый световой сигнал с частотой 2 Гц, что сигнализирует о превышении неравномерности срабатывания тормозов автомобиля допустимого уровня.

При кратковременных нажатиях на педаль тормоза, когда сигнал датчика

11 торможения оканчивается во время возбужденного состояния одновибратора

12, элементом ЗАПРЕТ 13 вырабатывает- 10 ся импульс, устанавливающий триггер

15 в единичное состояние и логический и н

0 с его нулевого выхода блокирует прохождение сигнала через элемент 9

2И-НЕ, При этом вне зависимости от результатов диагноза на выходе злеменга 9 2И-НЕ вырабатьвается логическая "1" и светодиод 10 включен непрерьвно, что сигнализирует о необходимости повторного торможения для 20 получения достоверных результатов диагноза. В начале каждого торможения коротким импульсом с выхода дифференцирующей цепи 14 триггер 15 возвращается в исходное состояние, что в 25 сочетании с допусковым контролем, выполняемым элементами 5-10, обеспечивает автоматизацию контроля неравномерности срабатывания тормозов автомобиля.

Фиксированная длительность импульса одновибратора 12 задается такой величины, что при всяких торможениях вычисление интеграла производится на участке нарастания тормозных сил.

Диагностические нормативы неравномерности срабатывания тормозов, задаваемые компараторами 5 и 6, мо-- 40 гут устанавливаться исходя из условия соблюдения автомобилем при экстренном торможении "коридора безопасности" шириной 3 5 м. Для этого в тормозную систему автомобиля искусственно вводится неисправность, например изменяется зазор между барабаном и накладкой одного иэ колес испытуемой оси. Для каждого значения зазора автомобиль .затормаживается на стенде и в дорожных условиях. При торможении на стенде фиксируется вольтметром выходное напряжение интегратора 4, а при торможении на дороге измеряется рулеткой поперечное смещение крайней габаритной точки автомобиля. Для получения воспроизводимых результатов для каждого значения необходимо производить несколько торможений. Выходное напряжение интегратора 4, соответствующее поперечному смещению автомобиля на

1,75 м, принимается эа.диагностический норматив неравномерности срабатывания тормозов и в соответствии с полученным нормативом устанавливаются пороги срабатывания компараторов 5 и 6.

При использовании предлагаемого устройства в качестве встроенного блока диагностирования тормозов в качестве датчиков могут быть применены измерители угловых замедлений колес, используемые в антиблокировочных системах автомобилей. При этом интегратор 4 интегрирует разность угловых замедлений колес одной оси начиная от момента нажатия на педаль тормоза (от момента срабатывания датчика 11 торможения) в течение установленного времени (определяемого одновибратором 12) на участке нарастания угловых замедлений колес. А поскольку интегратор 4 является высо" кокачественным фильтром, то кратковременные импульсы угловых замедлений колес, вызванные, например, неровностями дороги, незначительно влияют на результаты диагноза.

Устройство может быть использовано как при стационарном, так и при встроенном диагностировании тормозов автомобилей.

В предлагаемом устройстве включенное состояние светодиода по окончании торможения свидетельствует об исправности тормозов, прерывистый световой сигнал с частотой 2 Гц — о

1превышении неравномерности срабатывания тормозов допустимого уровня, а непрерывный сигнал - о необходимости повторного торможения.

1168454

Составитель С.Мороз

Редактор О,Головач Техред И.Асталош

Корректор Л.Бескид

Заказ 4552/18 Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4