Трехколесное транспортное средство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ТРЕХКОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее остов, трансмиссию , ходовую часть с двумя задними ведущими колесами и управляемым передним колесом, установленным на коротком основании шарнирного четырехзвенника, одним из звеньев которого является остов, отличающееся тем, что, с целью улучшения управляемости, маневренности и повышения устойчивости, шарниры короткого основания указанного четырехзвенника выполнены сферическими, а оси двух других его шарниров, расположенных на остове, наклонены под острьм углом к продольной плоскости симметрии транспортного средства. Ш (Л о: со 00 4 кэ фиг,1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3537449/27-11 (22) 11.01.83 (46) 30.07.85. Бюл. Ф 28 (72) М.С. Высоцкий, В.В. Кацыгин, С.Ф. Опейко, П.В. Зеленый и Ю.А. Ким (71) Белорусский ордена Трудового
Красного Знамени политехнический институт (53) 619. 11. 012.813 (088.8) (56) Патент США - 3539196, кл. 280-92, 1970. (54)(57) ТРЕХКОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ
СРЕДСТВО, содержащее остов, трансмиссию, ходовую часть с двумя зад„„SU„„1169842 А ними ведущими колесами и управляемым передним колесом, установленным на коротком основании шарнирного четырехзвенника, одним из звеньев которого является остов, о т л ич ающе е с я тем, что, с целью улучшения управляемости, маневренности и повышения устойчивости, шарниры короткого основания указанного четырехзвенника выполнены сферическими, а оси двух других его шарниров, расположенных на остове, наклонены под острым углом к продольной плоскости симмечрии транспортного средства.
1 116
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности . к транспортным средствам с трехколесной ходовой частью.
Цель изобретения — улучшение управляемости, маневренности и повышение устойчивости..
На фиг. 1 изображено трехколесное транспортное средство, вид сверху; на фиг. 2 — направляющее колесо, 10 находящееся в нейтральном положении, вид спереди, на фиг. 3 — вид А на фиг. 1.
Трехколесное транспортное средство состоит иэ остова 1, ходовой части 2, направляющее колесо 3 которой установлено на шарнирном четырехзвеннике 4, снабженном приводом поворота в плане, причем задние боковые шарниры 5 четырехзвенника 2п
4 установлены на остове с наклоном к,продольной плоскости симметрии и транспортного средства, а передние боковые шарниры 6 выполнены сферическими. Кроме того, в состав 25 транспортного средства входит рулевой штурвал и силовые цилиндры 7.
Установка задних боковых шарниров четырехзвенника с симметричным наклоном под острым углом к продоль- ЗО ной плоскости симметрии, а также наличие сферических шарниров в г качестве связующего звена между передним концом каждого из боковых рычагов и концом оси направляющего
35 колеса позволяет сообщить направляющему колесу транспортного средства дополнительную степень свободы по сравнению с известным транспортным средством, что позволяет направляющему колесу предлагаемого транспортного средства совершать поперечноугловые наклоны при поворотах направляющего колеса в плане. Поперечно-угловой наклон направляющего колеса при движении транспортного средства на повороте позволяет, существенно снизить склонность пневматика к уводу. Кроме того, при качении повернутого наклоненного пневматика в пятне контакта его возникает дополнительный стабилизирующий момент, обусловленный разни9842 2 цей в радиусах качения внутренней и наружной частей опорного контура пневматика. Этот дополнительный момент способствует возвращению повернутого колеса в нейтральное, не» наклоненное положение, что способст. вует снижению количества непроизводительных подворотов направляющего колеса в нейтральное положение и поэтому. улучшает курсовую устойчивость и условия труда водителя.
Трехколесное транспортное сред.ство работает следующим образом.
При необходимости движения по произвольной траектории водитель поворачивает рулевой штурвал на некоторый угол и с помощью силовых цилиндров 7 устанавливает шарнирный четырехзвенник в положение, показанное на фиг. 1. Направляющее колесо 3, благодаря наличию дополнительной степени свободы, обусловленной наклоном задних осевых шарниров 5, и связи между концом каждого из боковых рычагов четырехэвенника 4 и концами оси направляющего колеса 3 в виде сферических шарниров 6, наклоняется в положение, показанное на фиг. 3. При этом наклоненное направляющее колесо, катящееся по опорной поверхности, начинает работать с большим сопротивлением боковому уводу, а в пятне контакта возникает дополнительный стабилизирующий момент, обусловленный разницей в радиусах качения внутренней и наружной частей (по отношению к центру поворота) накло ненного пневматика, повернутого на некоторый угол в плане. Возникновение дополнительного стабилизирующего момента, стремящегося повернуть направляющее колесо в нейтральное положение, способствует повышению курсовой устойчивости при прямолинейном движении и уменьшению при этом утомляемости водителя. Большая сопротивляемость боковому уводу способствует улучшению управляемости, маневренности, курсовой и поперечной устойчивости предлагаемого трехколесного транспортного средства по сравнению с известным.
1169842
Составитель М.Ляско едактор Л.Пчелинская Техред С.Иовжий
Корректор М.Максимишинец Заказ 4658/15
Тираж 650 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4