Способ определения допуска на компенсацию зазора при регулировке предварительного осевого сжатия подшипников в редукторе
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОПУСКА НА КОМПЕНСАЦИЮ ЗАЗОРА ПРИ РЕГУЛИРОВКЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО .ОСЕВОГО СЖАТИЯ ПОДШИПНИКОВ В РЕДУКТОРЕ, заключающийся в том, что внутренние кольца подшипников в редукторе в сборе нагружают осевой силой, вращают корпус редуктора с внешними кольцами подшипников , измеряют момент трения и относительное осевое перемещение внутренних колец, изменяют осевую силу до получения максимального и минимального заданных значений момента трения, фиксируют осевые перемещения при этих нагрузках и по их разности с учетом числа ступеней компенсатора определяют допуск на компенсацию зазора, отличающийс я тем, что, с целью расширения области применения способа для серийного производства партии редукторов, у первого из испытьшаемых редукторов определяют осевую силу, соответствующую максимальному заданному i моменту трения, у остальньЕХ редукторов в партии измеряют момент треСЛ ния при этой осевой силе, выявляют два редуктора с наибольшим и наименьшим моментами трения, соответственно нагружают один редуктор осевой силой, создающей максимальный заданный момент трения, а другой. осевой силой, создающейминималь ный заданный момент трения, фиксирусо ют осевые перемещения колец в обоих N9 Ю редукторах и по этим данным опреде-. ляют допуск. СО
СОЮЗ COBETCHNX
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (S>14 С 01 М 13/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3706940/25 — 28 (22) 27.02.84 (46) 15.08.85. Бюл. Р 30 (72) A.Â.Âoðoíèí, Б.Н.Вардашкин, И.А.Булавин, В.П.Молчанов, В.И.Харитонов, И.П.Перелыгин и А.С.Калашников (71) Московский автомеханический институт и Московский автомобильный завод им. В.A.Ëèõà÷åâà (53) 621.82(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1078270, кл. 4 01 М 13/04, 1982.
Авторское свидетельство СССР
У 900148, кл. G 01 М 13/04, 1980 (прототип ). (54)(57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОПУСКА
НА КОМПЕНСАЦИЮ ЗАЗОРА ПРИ РЕГУЛИРОВКЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО .ОСЕВОГО СЖАТИЯ
ПОДШИПНИКОВ В РЕДУКТОРЕ, заключающийся в том, что внутренние кольца подшипников в редукторе в сборе нагружают осевой силой, вращают корпус редуктора с внешними кольцами подшипников, измеряют момент трения и относительное осевое перемещение
„„SU„„1173229 А внутренних колец, изменяют осевую силу до получения максимального и минимального заданных значений момен" та трения, фиксируют осевые перемещения при этих нагрузках и по их разности с учетом числа ступеней компенсатора определяют допуск на компенсацию зазора, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения области применения способа для серийного производства партии редукторов, у первого из испытываемых редукторов определяют осевую силу, соответствующую максимальному заданному моменту трения, у остальных редукторов в партии измеряют момент трения при этой осевой силе, выявляют два редуктора с наибольшим и наименьшим моментами трения, соответственно нагружают один редуктор осевой силой, создающей максимальный заданный момент трения, а другой.— осевой силой, создающей минимальный заданный момент трения, фиксируют осевые перемещения колец в обоих редукторах и по этим данным определяют допуск.
1173229
Изобретение относится к области технологии машиностроения, а именно к способам сборки подшипниковых узлов, и может быть использовано в автомобилестроении, авиастроении и других областях техники, где применяются подшипники качения для опреде.". ления допуск "на компенсацию зазора I, при регулировке предварительного осевого сжатия подшипников. 10
Цель изобретения — расширение области применения способа для серий-. ного производства партии редукторов.
На фиг.l представлен подшипниковый1 узел редуктора, разрез, на фиг.2 схема определения допуска на компенсацию зазора при регулировке предварительного осевого сжатия подшипников в редукторе.
Подшипниковый узел редуктора содержит корпус I, установленные в нем радиально упорные подшипники 2 и 3, . размещенные между подшипниками распорную втулку ч и компенсатор 5. При измерении с подшипником 3 контактирует нагружающий цилиндр 6 и измери-тельный наконечник 7 отсчетного прибора 8. Подшипниковый узел базируется на столе 9 стенда на головку вала
10. Измерение осевых нагрузок осуществляют с помощью силоизмерителя ll, закрепленного на цилиндре 6.
Способ осуществляется следующим образом.
Подшипники 2 и 3 эапрессовывают в З5 корпус 1 и устанавливают узел в сборе торцом вала 10 на столе 9 стенда.
Внутренние кольца подшипников 2 и 3 нагружают с помощью цилиндра 6 осевой силой, вращают корпус 1 редукто- 40 ра с внешними кольцами подшипников
2 и 3, изменяют момент трения и с помощью прибора 8 измеряют относительное осевое перемещение внутреннего кольца подшипника 3. Изменяют ocer45 вую силу до получения минимального и максимального заданных значений момента трения и фиксируют при этих значениях силы с помощью силоизмерителя ll и осевые перемещения внутрен- 0 него кольца подшипника 3. Подвергают испытанию партию редукторов при действии зафиксированной осевой силы, соответствующей максимальному заданному моменту трения. По результатам испытаний выявляют два редуктора с наибольшим и наименьшим моментами . трения. Соответственно нагружают первый редуктор осевой силой, создающей максимальный заданный момент трения, а второй - осевой силой, создающей минимальный заданный момент трения, и фиксируют прибором 8 осевые перемещения внутренних колец подшипников 3, а допуски определяют как разность зафиксированных прибором 8 показаний.
Для проверки достоверности полученных результатов может быть использовано соотношение
ТМ тр и Õлр
<пр где ТМ и M — соответственно заданное поле допуска и среднее значение момента трения;
Ф „ и п — соответственно поле рассеяния и среднее значение приведенного коэффициента трения, которые определяются по формуле: тР ш ««T л
Мт М пр р ) о trra«umhn
М т тр д«трп„ь пР2 F F о вод <> шип и Ah — соответст P rnln венно максимальный и где Мтр минимальный заданные значения момента трения;
Oh1)n 0 ma« и F — соответственно осевые силы, создающие минимальный и максимальный заданные моменты трения.
При правильном выборе редукторов это условие всегда будет выполнятьСЯ е!
173229
Тираж 897 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5 т
Заказ 5040/39
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4
Составитель Н.Тимошенко
Редактор О.Колесникова Техред Ж.Кастелевич Корректор . руч р
А.Об а