Устройство для фиксации крышки люка транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ КРЫШКИ ЛЮКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее роликовые захваты, взаимодействующие с ними двуплечие крюки с клинообразными рабочими плечами и сужающимися пазами под указанные захваты, причем крюки шарнирно соединены мез1сду собой тягами , расположенными на соответствующих , злементах люка, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности фиксации крьппки люка и улучшения уплотнения его проема, каждый крюк имеет переменное поперечное сечение, а каждый роликовый захват имеет форму усеченного конуса, высота которого равна максимальной толщине крюка, клинообразная рабочая поверхность которого выполнена.с наклоном к образующим конической поверхности захвата S и закруглена.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) ()1) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,:

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3660679/27-11 (22) 10.11,83 (46) 15.10.85. Вюл. )) 38. (72) 3.С. Михлин и В.А. Саат (71) Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (53) 629.113.011.64(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1(753708. кл. В 63 В 19/24. 1978. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ

КРЫШКИ ЛЮКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее роликовые захваты, взаимодействующие с ними двуплечие крюки с клинообразными рабочими плечами и сужающимися пазами под (Я)4 В 60 J 7/185, В 63 В 19/24 указанные захваты, причем крюки шарнирно соединены между собой тягами, расположенными на соответствукицих.элементах люка, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения надежности фиксации крьпп.ки люка и улучшения уплотнения его проема, каждый крюк имеет переменное поперечное сечение, а каждый роликовый захват имеет форМу усеченного конуса, высота которого равна максимальной толщине крюка, кли.нообразная рабочая поверхность которого выполнена.с наклоном к образующим конической поверхности захвата и закруглена.1184701

Изобретение относится к кузовостроению и может быть использовано, в частности, в конструкциях запоров люков и дверей кузовов-фургонов.

Цель изобретения — повышение надежности фиксации крышки люка и улуч. шение уплотнения его проема.

На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — один из узлов эадраивающего устройства, общий вид; на фиг. 3 - устройство, разрез; на фиг. 4 — сопряжение скругленной поверхности клинообразного конца рабочего плеча с конической поверхностью роликового захвата (в положении крюка при повороте его на угол 1=0 ); на фиг. 5 — то же, при 1/4Р; на фиг. 6 — то же, при 1/2Р; на фиг. 7 - то же, при 3/4Р; на фиг. 8 — то же, при =макс; на фиг, 9 — пример построения профиля сечения клиновидной части. рабочего плеча крюка.

Задраивающее устройство люка 1 транспортного средства содержит. роликовый захват 2, двуплечий крюк

3 с клинообразным рабочим плечом

4, паз 5 под захват 2. Рабочее плечо 4 шарнирно соединено тягами 6: посредством осей 7 с плечом 8.

Крюк 3 закреплен на люке 1 планка" ми 9 и 10. Роликовый захват 2 вы-. полнен в виде усеченного конуса, равного по высоте максимальной толщине крюка 3, который имеет переменное поперечное сечение и установлен между планками 10 и 1 1. Планки

10 и ll закреплены на панели 12 винтами 13. Роликовый захват вращается вокруг оси 14. Ролик снабжен прокладкой 15 из материала с низким коэффициентом трения, например фторопласта, что уменьшает износ деталей и усилие, необходимое для задраива ния люка.

В конкретном примере исполнения устройства крюк 3 закреплен с возможностью поворота относительно оси

16 на 90 . Крюки соединены последо- о вательно с помощью тяг 6 на крышке люка 1. На ограждении, в данном слу, чае на панели 12, закреплен напротив каждого крюка 3 роликовой захват 2.

Между крюком 3 и роликовым захватом

2 установлены планки IO и 11. Ось поворота 16 выполнена с верхним и нижним квадратными концами 17. Крюк выполнен с клинообразными конца5

20 ми 18. Устройство снабжено уплотнителем 19.

Клинообразный конец рабочего плеча имеет скругленную поверхность

20. Роликовый захват 2 имеет коническую поверхность 21. Поверхности

20 и 21 сопряжены в закрытом положении люка.

Устройство работает следующим образом. . В исходном положении до задраивания крюки 3 повернуты на 90 о против часовой стрелки относительно оси 16. При работе плечи 4 крюков

3 не препятствуют закрыванию лю<а 1.

Задраивание осуществляют в следующем порядке, Сначала устанавливают рукоятку одного из крюков 3 на один иэ концов 17 оси 16. Придерживают люк и заводят клинообразные концы 18 крюков 3 в зазоры между планками.10 и 11.. Рукоятку крюка 3 поворачивают по часовой стрелке до упора, сжимая уплотнители 19, Затем поворачивают рукояткой крюк 3 но часовой стрелке, при этом конец 18 клинообразного рабочего плеча 4 крюка 3 скругленной поверхностью 20 соприкасается с конической поверхностью 21 роликового захвата 2 в зоне основания конуса ролика. При дальнейшем повороте,крюка 3 вследствие возникновения составляющей от силы прижагия скругЗ5 ленной поверхности .20 крюка 3 к наклонной поверхности роликового захвата 2, направленной параллельно его оси 14, поджимают уплотнители 19 до .полного закрытия люка. Выполнение yr40 ла по зависимости arctg_#_, K p, соФ ответственно в i-й точке положения крюка 3 обеспечивает постоянство силы, необходимой для поворота крюка 3, а составляющая силы прижатия, 45. направленная перпендикулярно оси роликового захвата 2, обеспечивает более жесткую механическую связь меж ду люком I и панелью 12, так как . радиус рабочей части крюка 3, ох50 ватывающий захват, больше, чем расстояние между осью 16 поворота крюка 3 и наиболее удаленной. точкой, роликового захвата 2 на величину -необходимой деформации для обеспе55 чения.жесткой механической связи крюка и захвата.

Для удержания крюков 3 в эакрытоМ положении один из них может быть

I! 84701 снабжен устройством его фиксации (не показано) .

Для отрывания люка на квадратный конец 17 оси 16 надевают рукоятку (не показана) и поворачивают ее,на 90, при этом рабочее плечо о

4 крюка 3 освобождает роликовый захват 2 и устанавливается в положение, не мешающее открыванию люка.

Пример определения параметров наклона клинообразной части рабочего плеча крюка.

Расчет ведется через 1/4 часть рабочего поворота крюка. Определяется экспериментально сила сопротив,ления закрыванию люка в 5 положениях люка: в 2 крайних и 3 промежуточных с равными интервалами..

Оптимальный вариант исполнения . предлагаемого задраивающего устройства, содержащий рассчитанную нли полученную экспериментальным путем силу удержания люка в каждом из 5 последовательных положений, (двух крайних и трех промежуточных):

i) - положение крюка при минимальном покрытии люка, при котором рабочее плечо крюка рабочей поверхностью может войти в зазор между пластинами и войти в контакт с роликовым захватом; i> — положение крюка при полностью задраенном люке;

1 — среднее положение крюка между крайними положениями 11

1,! - среднее положение крюка между положениями 1! 1 y H i pi р венно; Р = 5 кг; Ря )0 кг; Рэ)8 кг; P 30 кг P 80 кг — . 0 2 !. (1 ю р. в ю р, 0 1). р 0 ° 055) р, 0 033@

1 з +, 0,0!25.

1

Перемещение рабочего плеча крюка, параллельное оси рдликового захвата на каждом участке между i-тыми положениями крюка, должно быть про1 1 1 I порционально —р, e p, ю p ° p э

11 !Ъ 4

1 — т.е. 0,2; 0,1; 0,055; 0,033;

1, 0,0125.

Сумма этих перемещений (беэ учета коэффициента К) равна

0,2+О,)+0,055+0,033+0,0)25=0,4.

При этом, если необходимо перемещение по толщине 8= 12 мм при ходе рабочего плеча крюка S=24 мм, то на каждом участке перемещение по толщи" не должно быть в К раз (К вЂ” 30)

)2

0,4 больше и пропорционально величинам

1 —, при 5 участках перемещение

1 S ) вдоль плеча крюка — 4 8 мм К °вЂ”

5 P з

= соответственно б, 3, 1, 66, 0,9, 0 375; tg g, = соответственно — ;

Ь

3 16 09 0375

tg a ee) 25

48 48 48 48 ,otI 5l 20 ; tgllfq0,625; a g 32 00 ;

tgg 0,3472 (2); С 19 10 ;. tgo

0,20883; (3); ю«) 1 52 tgd

=0,078)25;е(- 4 28

Если иринять длину рабочего хода рабочего плеча крюка эа S 24 мм, а величину сжатия уплотнителя

Вее12 мм, то в случае постоянного наклона я ю п = 26 32

В 12 мм, о

II S 24 мм э ll

Поскольку, нри прочих равных условиях, усилие на рукоятке прямо пропорционально tg угла наклона клинообразной части, то в данном . варианте усилие на рукоятке меньше .во столько же раз,во сколько tg угла

40 наклона Ълинообраэной части в данной точке меньше tg угла наклона клинообразной части примера с постоянным углом наклона

Р „„ прототип

Р.ееее пР Ал. eg K> 0007 0125

6,4 pass, 1184701

ВНИИПИ Заказ 6314/13 Тираж 649 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

1184701 авиа. б

Фиа 7