Способ термической обработки железнодорожных колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНО ОРОЖНЫХ КОЛЕС, включающий нагрев элементов рабочей поверхности гребня, выкружки и полосы катания до температуры аустенизации, охлаждение рабочей поверхности пвлосы катания со скоростью 10-12 С/с и по следующий отпуск, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности железнодорожных колес за счет дифференцированного повышения износостойкости элементов рабочей поверхности, гребень охлаждают со скоростью 80-120 С/с, а выкружки - со скоростью 60-80 с/с. 2.Способ по п.1, отличающий с я тем, что нагрев обрабатываемых элементов рабочей поверхности осуществляют токами высокой частоты. § 3.Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что охладдение (Л гребня, выкружки и полосы катания ведут до температуры окончания мартенситных превращений.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (! 9) () 1) (s))q С 21 D 9/34
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
/ (21) 3676464/22-02 (22) 20. 12.83 (46) 23. 10.85. Бюл. N - 39 (72) Д.А. Курасов (71) Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта им. M.È. Калинина (53) 621.785.796.629.11,012.6(088.8) (56) Заявка ФРГ Ф 1955949, кл. С 21 D 9/34, опублик. 1973, Авторское свидетельство СССР
N 555150, кл. С 21 D 9/34, 1975. (54)(57) 1. СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРА ; БОТКИ ЖЕЛЕЗНО" )POMHbIX КОЛЕС, включающий нагрев элементов рабочей поверхности гребня, выкружки и полосы катания до температуры аустенизации, охлаждение рабочей поверхности полосы катания со скоростью 10-12 С/с и поо следующий отпуск, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения долговечности железнодорожных колес за счет дифференцированного повышения износостойкости элементов рабочей поверхности, гребень охлаждают со скоростью 80-120 С/с, а выкружки — со скоростью 60-80 С/с.
2, Способ по.п.1, о т л и ч а юшийся тем, что нагрев обрабатываемых элементов рабочей поверхности осуществляют токами высокой частоты.
3. Способ по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что охлаждение гребня, выкружки и полосы катания ведут до температуры окончания мартенситных превращений.
1186662
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при изготовлении и ремонте колесных пар подвижного состава железнодорожного транспорта. 5
Цель изобретения — повышение долговечности железнодорожных колес ".а счет дифференцированного повьп ения, износостойкости элементов рабочей поверхности. I0
На чертеже представлена схема осуществления способа.
Пример. Производят термообработку бандажа для грузовых локомоти-.. вов с содержанием углерода 0,67 по I5
; следующей технологии. Колесную пару с посаженными и обработанными бандажами устанавливают на стенд„ меха- низм которого сообщает ей равномерное вращение с окружной скоростью 20
8 мм/с. Стенд оборудован профильным индуктором с магнитопроводом,спрейером, обеспечивающим раздельное охлаждение гребня, выкружки и полосы катания, а также схемой с исполн: - 25 тельной аппаратурой, прекращающе.. действие индуктора и спрейера после завершения колесом полного оборота.
Включают стенд и приводят в рабочее состояние установку ТВЧ с выход- 30 ными параметрами: напряжение генератора 520 В, ток 160 А, частота тока
2500 Гц. Ширина полосы нагрева 40 мм, температура нагрева поверхности должна находиться в интервале 800-840 С и контролируется оптическим пирометром. Такая температура обеспечивает наиболее высокую однородность и мелкозернистость аустенитного зерна. Затем включают охлаждающую жидкость: на гребень подают воду с температурой 20 С под давлением 120150 кПа. Это обеспечивает скорость охлаждения гребня 110 С/с, выкружки о
70 С/с, а полосы катания IO С/с.
Требуемая скорость охлаждения достигается путем раздельного применения охлаждающих сред. На гребень (чертеж, участок ав) бандажа подается из спрейера 2 вода, которая, 50 нагреваясь о гребень, частично превращается в пар и в таком состоянии попадает на выкружку (участок Ьс ), где происходит наиболее интенсивное испарение и образовавшаяся пароводя- у ная смесь через перфорацию экрана
3 попадает на полосу катания (участок c3 ) и далее на полосу с уклоном
1:7 (участок cia ). Температура термо, обработанной поверхности после охлаж. дения составляет 25 С ° Установленный на бандаже в точке начала нагрева магнитный датчик после полного оборота колеса воздействует через герконовое реле на исполнительную аппаратуру, которая отключает генератор ТВЧ и прекращает действие спрейера. После закалки производят отпуск с нагрева на индукционном горне до 200 С с выдержкой 30 мин, Затем колесную пару устанавливают на термоизоляционные подкладки для медленного остывания бандажей.
Цельнокатаные железнодорожные колеса термообрабатывают также по приведенной. технологии. В результате термообработки элементы рабочей поверхности бандажа приобретают следующие свойства: глубина закаленного слоя 4-5 мм1 твердость гребня
40 HRC, его структура — мелкоигольчатый мартенсит; твердость выкружки
35 НЕС; твердость полосы катания
32 ННС, структура — верхний бейнит; полоса с уклоном 1".7, не подвергавшаяся термообработке, имеет твердость 269 НВ, структура ферритоперлитная.
Приведенной технологией гребню придают свойства, обеспечивающие наибольшую износостойкость. Возрастает устойчивость против трения качения выкружки, упрочняется полоса катания, а ее износостойкость соответствует техническим возможностям головки рельса. Полоса с уклоном 1:7 практически сохраняет свои свойства, что особенно важно для сохранения конфигурации рабочей поверхности колеса.
Положительный эффект предлагаемого технического решения проявляется в повышении износостойкости элементов рабочей поверхности колеса. Это подтверждается сравненйем данных эксплуатационных испытаний колес, термообработанных по известному и предлагаемому способам (табл. 1).
Дефекты на гребне и полосе катания: выкрошены, трещины и другие нарушения сплошности термического характера, отсутствуют.
Пределы скоростей охлаждения при нимаются по термокинетическим диа1186662 граммам превращения аустенита для стали с нижним пределом содержания элементов (0,54Х С, 0,55Х Мп) и верхним пределом (0,67Х С,:0,85Х Мп). Результаты анализа кинетики фазовых превращений и значений твердости представлены в табл. 2.
Достижению необходимых значений твердости способствует низкотемпературный отпуск.
Т а блица 1
Известный Предлагаемый
0,4 0,45
0,65- 0,8
0,2 - 0,35
0,5 -0,58
Износ полосы катания, мм/мес, Оэ29 Оэ36
0,37 — 0,4
Таблица 2
Скорость охлаж- Твердость о
° ° дения, С/с . HRC
Структура
Элементы профиля
Мартенсит +
+ аустенит
Прямолинейная часть гребня
60- 40
120 -80
Бейнит +
+ мартенсит
Выкружка
Полоса катания
Бейнит
Составитель В. Китайский
Техред Л.Микеш Корректор В. Гирняк
Редактор Н. Яцола
Закай 6505/29
Тираж 552
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Результаты замеров элементов профиля колеса
Снижение толщины гребня со стороны преимущественного износа, мм/мес.
То же, с противоположной стороны колесной пары, мм/мес.
80 — 60
12 -10
40-35
37- 30