Подшипниковый узел
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ, содержащий корпус, вал, установленный между ними подшипник качения, закрепленный в корпусе крышками, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, он снабжен охватываюш,ей подшипник качения и установленной в корпусе с возможностью поворота обоймой, выполненной с наружным профильным торцом и с канавками серповидного сечения на ее наружной цилиндрической поверхности, и подпружиненными толкателями, смонтированными в одной из крышек с возможностью взаимодействия с профильным торцом обоймы, а корпус выполнен с каналом продувки газом в зоне канавок серповидного сечения обоймы. ko со
COOS СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
rSi)4 F 16 С 33/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
0 т! у !2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3717750/25-27 (22) 30.03.84 (46) 07.11.85. Бюл. № 41 (72) В. П. Дубровский, С. В. Герасименко, В. П. Котурга и О. В. Любимов (71) Кузбасский политехнический институт (53) 621.822.9 (088.8) (56) Бейзельман P. Д., Цыпкин В. В. и Перель Л. Я. Подшипники качения. Справочник. М., Машиностроение, 1967, с. 364, рис. 8.5. (54) (57) ПОДШИПНИКОВЫИ" УЗЕЛ, содержащий корпус, вал, установленный меж„„SU» 1190104 А ду ними подшипник качения, закрепленный в корпусе крышками, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, он снабжен охватывающей подшипник качения и установленной в корпусе с возможностью поворота обоймой, выполненной с наружным профильным торцом и с канавками серповидного сечения на ее наружной цилиндрической поверхности, и подпружиненными толкателями, смонтированными в одной из крышек с возможностью взаимодействия с профильным торцом обоймы, а корпус выполнен с каналом продувки газом в зоне канавок серповидного сечения обоймы.
1190104 авиа. 2
Составитель В. Баклыков
Редактор П. Коссей Техреж И. Верес Корректор М. Самборская
Заказ 6943/38 Тираж 811 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 f 3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в механизмах в качестве опор валов, работающих в среде с высоким уровнем запыленности.
Цель изобретения — повышение долговечности подшипника качения сухого трения.
На фиг. 1 представлено устройство подшипникового узла; на фиг. 2 — сечение
А — А на фиг. 1.
Подшипниковый узел содержит корпус 1, вал 2, установленный между ними подшипник 3 качения сухого трения, закрепленный в корпусе крышками 4 и 5.
Подшипниковый узел снабжен обоймой
6, охватывающей подшипник 3 качения и установленной в корпусе 1 с возможностью поворота. Обойма 6 выполнена с наружным профильным торцом 7 и с канавками 8 серповидного сечения на ее наружной цилиндрической поверхности.
С профильным торцом 7 обоймы 6 взаимодействуют подпружиненные толкатели 9, смонтированные в крышке 5.
В корпусе 1 выполнен канал 10 продувки газом. Толкатели 9 взаимодействуют с профильным торцом 7 через шарики 11, постоянный контакт которых обеспечивается пружинами 12. Усилие сжатия пружин регулируется винтами 13.
Подшипниковый узел работает следующим образом.
При нормальной эксплуатации подшипникового узла расположение канала 10 и канавки 8 обеспечивает подачу газа (преимущественно сжатого воздуха) в рабочую зону подшипника для создания небольшого избыточного давления. Увеличение количества продуктов износа в рабочей зоне приводит к возрастанию момента трения подшип10 ника качения. Наружное кольцо подшипника начинает вращаться. Обойма 6 поворачивается вместе с подшипником таким образом, что сечение дросселирующей канавки
8 увеличивается. Это приводит к увеличе15 нию расхода газа, поступающего из канала
10. Продукты износа при этом удаляются из рабочей зоны подшипника.
Продувка узла происходит до тех пор, пока момент трения подшипника не уменьшится до значения, определяемого усилием
20 сжатия пружин 12. После этого обойма 2 возвращается под действием толкателей 9 в исходное положение. Периодичность продувки за один оборот наружного кольца подшипника определяется числом дроссели ру ющих кана вок 8.
Возможность увеличения сечения канала позволяет обеспечить надежное удаление продуктов износа и повысить долговечность подшипника.