Рулевое устройство судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА, содержащее основной руль, состоящий из пера, установленного на баллере за гребным винтом судна, и дополнительный руль. состоящий из пера, установленного между гребным винтом и корпусом судна, отличающееся тем, что, с целью повыщения. эффективности управления судном на заднем ходу и в режиме экстренного торможения, перо дополнительного руля установлено неподвижно по отношению к корпусу судна в плоскости, параллельной оси гребного вала, и снабжено ротором, установленным с возможностью реверсивного вращения и закрепленным на свободной кромке пера со стороны корпуса судна, причем диаметр ротора не более 0,15 диаметра гребного винта , а расстояние от ротора до корпуса судна не менее 1,5 его диаметра. (Л со 00 о О5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5ц 4 В 63 Н 25/40

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3742272/27-11 (22) 1 8.05.84 (46) 23.11.85. Бюл. № 43 (71) Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт (72) В. С. Тарадонов, В. Ф. Ярочкин, А. И. Шумилов и А. Э. Семяшкин (53) 629.12.014.6 (088.8) (56) Патент США № 4307677, кл. 114 — 167, опублик. 1980. (54) (57) РУЛЕВОЕ УСТРОИСТВО СУДНА, содержащее основной руль, состоящий из пера, установленного на баллере за гребным винтом судна, и дополнительный руль, „„SU„„1193061 состоящий из пера, установленного между гребным винтом и корпусом судна, отличаюи ееся тем, что, с целью повышения эффективности управления судном на заднем ходу и в режиме экстренного торможения, перо дополнительного руля установлено неподвижно по отношению к корпусу судна в плоскости, параллельной оси гребного вала, и снабжено ротором, установленным с возможностью реверсивного вращения и закрепленным на свободной кромке пера со стороны корпуса судна, причем диаметр ротора не более 0,15 диаметра гребного винта, а расстояние от ротора до корпуса судна не менее 1,5 его диаметра.

1193061

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании рулевых устройств всех типов судов.

Цель изобретения — повышение эффективности управления судном на заднем ходу и в режиме экстренного торможения.

На фиг. 1 схематично изображено рулевое устройство судна, общий вид; на фиг. 2— сечение А — А на фиг. 1; на фиг, 3 — вариант рулевого устройства с дополнительным рулем, выполненным с опорой для гребного вала; на фиг. 4 — вид Б на фиг. 3.

Рулевое устройство судна содержит основной руль 1, состоящий из пера 2, установленного на баллере 3 за гребным винтом

4, и дополнительный руль 5, перо 6 которого расположено между гребным винтом 4 и корпусом 7 судна и установлено на нем неподвижно в плоскости, параллельной гребному валу 8. На кромке пера 6 дополнительного руля 5 со стороны. корпуса 7 судна в опорах 9 установлен ротор 10 диаметром не более 0,15 диаметра гребного винта и на расстоянии не менее 1,5 диаметра ротора от корпуса 7 судна. На входе в корпус 7 оси

1! ротора 10 установлено уплотнение 12. В корпусе 8 судна установлен привод 13 ротора 10. Перо 6 дополнительного руля 5 может содержать опору 14 для гребного вала 8, т.е. перо 6 дополнительного руля 5 может служить в качестве кронштейна гребного вала

8 судна. Наличие кронштейна характерно для судов с длинной наружной частью гребного вала 8. Так, опора 14 гребного вала 8 закреплена на корпусе 7 двухвального судна при помощи кронштейна 15 и пера 6 дополнительного руля 5.

Управляется судно на заднем ходу и в режиме экстренного торможения следующим образом.

При движении судна задним ходом и в режиме экстренного торможения перо 2 основного руля 1 расположено параллельно диаметральной плоскости судна, а ротор 10 пера 6 неподвижен, причем струя, отбрасываемая вращающимся на задний ход гребным винтом 4, обтекает перо 6 с ротором 10

5 и кормовую часть корпуса 7. Для управления судном на заднем ходу и в режиме экстренного торможения ротор 10 вращают в каком-либо направлении, например, как показано стрелкой 16 (фиг. 2). При вращении ротора 10 на его поверхности и поверхности пера 6 создается перепад давления и возникает боковая сила, под действием которой корма судна разворачивается в направлении этой силы. При этом, поскольку перо

2 основного руля 1 расположено параллельно потоку гребного винта 4, то поток не искривляется и на гребном винте 4 не возникает силы, направленной противоположно боковой силе. Кроме того, поскольку искривление потока при вращающемся роторе 10 незначительно, то и на корпусе 7 судна не

2О возникает силы, противоположной боковой силе на пере 6, что обеспечивает относительно высокую эффективность управления судном на заднем ходу и в режиме экстренного торможения.

Причем, если ротор имеет диаметр не более 0,15 диаметра гребного винта и удален на расстояние от корпуса судна ие менее чем на 1,5 его диаметра, то поток, набегающий на кормовую часть корпуса 7 судна, имеет направление, параллельное оси

3О гребного вала 8, что также способствует улучшению управления судном на заднем ходу и в режиме экстренного торможения.

Дополнительный руль 5, перо 6 которого имеет опору 14 для крепления гребного вала 8, функционирует аналогично описанному, за исключением того, что можно использовать как один, так и оба дополнительных руля 5 при управлении судном на заднем ходу и в режиме экстренного торможения.

1193061

Составитель A. Логачев

Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов

Тираж 434 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий

1 1 3035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор А. Сабо

Заказ 7220/21