Двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИЗМЕНЯЕМОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ, содержаш.ий головку с полостями охлаждения и подпружиненный регулировочный поршень, размещенный в углублении головки с возможностью осевого перемеш.ения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности запуска путем автоматического регулирования степени сжатия, на боковой поверхности углубления головки выполнены концентричные кольцевые канавки, а в боковой стенке регулировочного поршня - радиальные отверстия , внутри регулировочного поршня на шарнирах установлен фиксируюш,ий элемент в виде двуплечего рычага со стопорами на концах, дополнительно связанный с поршнем при помощи управляющей тяги, выполненной из материала с эффектом «памяти формы, причем стопоры рычага размещены в радиальных отверстиях стенки регулировочного поршня с возможностью взаимодействия с соответствующими кольцевыми канавками углубления головки. 2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, i что в качестве материала с эффектом «памяти формы использован никелид титана. (Л ;о со ГчЭ :о
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1193279 A
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3709881/25-06 (22) 11.03.84 (46) 23.11.85. Бюл. № 43 (71) Брянский ордена «Знак Почета» институт транспортного машиностроения (72) В. И. Воробьев, Ю. И. Фокин и А. Я. Шатов (53) 621.43.019.863-234 (088.8) (56) Демидов В. П. Двигатели с переменной степенью сжатия. М., Ма шиностроение, 1978, с. 35. (54) (57) 1. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ С ИЗМЕНЯЕМОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ, содержащий головку с полостями охлаждения и подпружиненный регулировочный поршень, размещенный в углублении головки с возможностью осевого перемещения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности запу(51) 4 Г 02 В 75/04, F 02 D 15/04 ска путем автоматического регулирования степени сжатия, на боковой поверхности углубления головки выполнены концентричные кольцевые канавки, а в боковой стенке регулировочного поршня — радиальные отверстия, внутри регулировочного поршня на шарнирах установлен фиксирующий элемент в виде двуплечего рычага со стопорами на концах, дополнительно связанный с поршнем при помощи управляющей тяги, выполненной из материала с эффектом «памяти формы», причем стопоры рычага размещены в радиальных отверстиях стенки регулировочного поршня с возможностью взаимодействия с соответствующими кольцевыми канавками углубления- головки.
2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что в качестве материала с эффектом «памя- ® ти формы» использован никелид титана.
1193279
Изобретение относится к машиностроению, а именно к области двигателестроения, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания.
Цель изобретения — повышение надежности запуска путем автоматического регули. рования степени сжатия.
На фиг. 1 показан предлагаемый двигатель, поперечный разрез; на фиг. 2 — головка двигателя в холодном состоянии, общий вид; на фиг. 3 — то же, в прогретом состоянии.
Двигатель содержит. остов 1, кривошипно-шатунный механизм 2, цилиндровую втулку 3, поршень 4 и головку 5. Головка 5 имеет огневое днище 6, полости 7 и 8 охлаждения и отверстие 9, в котором размещен подпружиненный со стороны юбки возвратной пружиной 10 регулировочный поршень 11, Внутри поршня 11 одним концом закреплены элементы 12 из материала, обладающего эффектом «памяти формы», например из никелида титана. Другим концом элементы
12 шарнирно связаны с двуплечими рычагами 13, установленными на шарнирах 14 внутри регулировочного поршня 11. На концах рычагов 13 закреплены верхние 15 и нижние 16 защелки, которые размещены в соответствующих радиальных отверстиях (не обозначены), выполненных в стенке регулировочного поршня 11.
На внутренней поверхности отверстия 9 головки 5 выполнены верхняя 17 и нижняя
18 проточки. Отверстие 9 сверху закрыто крышкой 19. Донышко регул ировочного поршня 11 покрыто материалом с низкой теплопроводностью, например керметом..
Двигатель работает следующим образом.
В непрогретом состоянии (фиг. 2) элементы 12 уменьшают свою кривизну, сближаясь шарнирно закрепленными концами и приближаясь к оси регулировочного поршня
11. Верхние защелки 15 выскакивают из верхней кольцевой проточки 17. Возвратная пружина 10 разжимается, перемещая регулировочный поршень 11 к огневому днищу 6. При движении поршня 11 нижние защелки 16 попадают в нижнюю кольцевую проточку 18, фиксируя регулировочный поршень 11 в этом положении. Это
10 обеспечивает увеличение степени сжатия, что улучшает условие запуска двигателя.
После запуска двигателя прогревается головка цилиндров, включая регулировочный поршень 11 (фиг, 3). В элементах
12, обладающих эффектом «памяти формы» при нагреве совершается мартенситное превращение, кривизна их увеличивается, они удаляются шарнирно закрепленными концами от оси регулировочного поршня 11.
При этом двуплечие рычаги 13 поворачиваются вокруг шарниров 14, нижние зашелки 16 выскакивают из нижней кольцевой проточки 18. Под действием сил давления газов в камере сгорания регулировочный поршень 11 перемешается от огневого днища 6 вверх, сжимая возвратную пружину
10. При этом движении верхние защелки
15 попадают в верхнюю кольцевую проточку 17 и фиксируют регулировочный поршень 11 в этом положении. Такое перемещение поршня 11 увеличивает объем сжатия
30 и уменьшает степень сжатия.
Защитное покрытие из материала с низкой теплопроводностью, например кермета, на донышке регулировочного поршня 11 уменьшает тепловой поток в головку ци35линдров,увеличиваяэтимнадежностьработы регулировочного поршня 11.
1!93279
Редактор А. Шишкина
Заказ 7242I32
Составитель В..г!обанов
Техред И. Верес Корректор Т. Колб
Тираж 537 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Рау шская наб., д. 4/5
Филиал ПГ!П «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4