Бесступенчатая гидромеханическая трансмиссия
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. БЕССТУПЕНЧАТАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ, содержащая входной и выходной валы, связанные между собой планетарным рядом, две гидравлически соединенные объемные гидромашины, каждая из которых связана с соответствзпо1ч;им звеном планетарного ряда, при этом одна из них выполнена реверсивной и регулируемой, гидронасос подпитки, подключенный к гидролиниям гидромашин и кинематически соединенньш с входным валом трансмиссии , две сблокированные между собой управляемые муфты включения зубчатых передач, отличающаяся тем, что, с целью повьппения КПД и эффективности работы путем увеличения диапазона регулирования скорости выходного вала и обеспечения возможности работы на прямой передаче,другая гидромашина выполнена реверсивной и регулируемой , причем последняя соединена с коронной шестерней, а первая гидромашина соединена с солнечной шестерней, при этом входной и выходной валы . установлены с возможностью соединений между собой одной из управляемых муфт включения зубччтых передач, причем водило планетарного ряда кинематически связано с входным валом, а. одно из других звеньев этого ряда кинематически связано с выходным валом посредством упомянутых муфт включения. 2. Трансмиссия по п.1, о тли чающаяся тем, что, с целью повышения эффективности работы на прямой передаче за счет отключения (Л планетарного ряда и объемных гидро .машин от входного и выходного валов, с устройство управления муфтами включения зубчатых передач выполнено гидв равлическим и снабжено золотниковым гидрораспределителем и гидроцилиндром , а блокировочное устройство муфт включает в себя рычаги, кинематически связанные с подпружиненным поршнем упомянутого гидроцилиндра, при этом ;О 4ib полость гидроцилиндра, противоположная пружине, гидролиниями соединена . через гидрораспределитель с источником давления рабочей жидкости с СП возможностью соединения со сливом, причем золотник гидрораспределителя кинематически связан с регулирующим органом одной из гидромашин.
Взамен ранее изданного
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИС(ИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) (51) 4 В 60 К 17 10 gpppp ялgë y q
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
:i3, И ! ИЫВО, 3.ã "
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3770154/30-11 (22) 20.07.84 (46) 07.02,87. Бюл, N - 5 (71) Производственное объединение
"Минский тракторный завод имени
В,И.Ленина" (72) В.И.Пилипенко, А.M.Ìàòþøêèí, В.А.Астахов, В.N.Aéçèêoâè÷, В.С.Шевченко и А.И.Назин (53) 629.113-585.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 691318, кл. В 60 К 17/10, 1977. (54)(57) 1. БЕССТУПЕНЧАТАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ, содержащая входной и выходной валы, связанные между собой планетарным рядом, две гидравлически соединенные объемные гидромашины, каждая из которых связана с соответствующим звеном планетарного ряда, при этом одна из них выполнена реверсивной и регулируемой, гидронасос подпитки, подключенный к гидролиниям гидромашин и кинематически соединенный с входным валом .трансмиссии, две сблокированные между собой управляемые муфты включения зубчатых передач„ о т л и ч а ю щ а я— с я тем, что, с целью повышения KITE и эффективности работы путем увеличения диапазона регулирования скорости выходного вала и обеспечения возможности работы на прямой передаче, другая гидромашина выполнена реверсивной и регулируемой, причем последняя соединена с коронной шестерней, а первая гицромашина соединена с солнечной шестерней, при этом входной и выходной валы . установлены с воэможностью соединений между собой одной из управляемых муфт включения зубчатых передач, причем водило планетарного ряда кинематически связано с входным валом, а одно из других звеньев этого ряда кинематически связано с выходным валом посредством упомянутых муфт включения..
2. Трансмиссия по п.1, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности работы на Q прямой передаче за счет отключения
Я планетарного ряда и объемных гидромашин от входного и выходного валов, устройство управления муфтами включения зубчатых передач выполнено гидравлическим и снабжено золотниковым гидрораспределителем и гидроцилиндром, а блокировочное устройство муфт включает в себя рычаги, кинематически связанные с подпружиненным поршнем упомянутого гидроцилиндра, при этом полость гидроцилиндра, противоположная пружине, гидролиниями соединена . через гидрораспределитель с источником давления рабочей жидкости с возможностью соединения со сливом, причем золотник гидрораспределителя кинематически связан с регулирующим органом одной из гицромашин.
55
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности, к трансмиссиям с объемными и дифференциальными передачами.
Цель изобретения — повышение КПД и эффективности работы путем увеличения диапазона регулирования скорости выходного вала и обеспечения возможности работы на прямой передаче.
На чертеже показана кинематическая схема трансмиссии.
Трансмиссия состоит из планетарного. механизма, содержащего коронную шестерню 1„ солнечную шестерню 2, сателлиты 3, водило 4. Коронная шестерня 1 валом 5 кинематически связана с одной гидромашиной 6, например гидронасосом регулируемого объема, а солнечная шестерня 2 валом 7 кинематически связана с второй гидромашиной 8, например гидромотором регулируемого объема. С валом 7 жестко связано зубчатое колесо 9, которое входит в зацепление с зубчатым колесом
10, установленным подвижно на выходном валу 11. Водило 4 приводится во вращение. двигатслем 12 через шестерню 13, установленную подвижно на входном валу 14. Гидронасос 15 подпитки посредством вала 16, зубчатых колес 17 и 18„ кинематически связан с валом 14 двигателя 12, Механизм
19 регулирования подачи гидромотора
8 кинематическн связан с штоком ?О золотника 21. Золотник 21 распределительного устройства 22 поджат к седлу пружиной 23. Распределительное устройство 22 имеет две гидравлические камеры (полости) 24 и 25, одна из которых гидролинией 26 сообщена с напорной гидролинией (магистралью)
27 насоса 15 подпитки„ а вторая гидролиния 28 сообщена с свободной по-, лостью гидроцилиндра 29. Гидролинией 30 распределительное гидроустройство 22 сообщено со сливом. Внутри гидроцилиндра 29 расположен поршень
31, связанный кинематически посредством двунлечего рычага 32 с блокирующей муфтой 33 и подвижным зубчатым колесом 10. С противоположной стороны поршень 31 посредством двуплечего рычага 34 связан с подвижной шестерней 13. Поршень 3 1 поджат пружиной. Гидронасос 6 и гидромотор 8 связаны между собой гидролиниями 35
:и 36. Гидронасос 15 подпитки всасы94715 2 вающей гидролинией связан с баком 37, а гидролинией 27 через обратные клапаны 38 и 39 - с гидролиниями 35 и
36 гидромашин 6 и 8.
Избыток рабочей жидкости от гидронасоса 15 подпитки по гидролинии.40 через йереливной клапан 41 и гидролинию 42 сливается в бак 37. Предохранение. гидромашин 6 и 8 от перегрузки осуществляется предохранительным клапаном 43, подключенным к гидролиниям
35 и 36 через. клапан ИЛИ 44.
Бесступенчатая трансмиссия работает следующим образом.
Перед. началом вращения гидронасос
6 находится в положении нулевой подачи, а гидромотор 8 имеет максимальный рабочий объем. Вращение от приводного двигателя 12 посредством вала 14 и шестерни 13 передается водилу 4, сателлитами 3 и коронной шестерне 1.
Солнечная шестерня 2 при этом не вращается, так как связана валом 7, зубчатыми колесами 9 и 10 и неподвижным выходным валом 11. Так как гидронасос
6 имеет нулевую подачу, то не вращается так же и гидромотор 8.
Вращение солнечной шестерни 2, ва- ла 7, зубчатых колес 9 и 10, выходно го вала 11 обеспечивается плавным увеличением подачи гидронасоса 6.
Увеличение подачи гидронасоса 6 приводит к увеличению давления в одной
35 из гидролиний 35 и 36, обеспечивающего вращение гидромотора 8. При этом на валу 5 гидронасоса 6 возникает реактивный момент и коронная шестерня
1 начинает замедлять вращение, а сол 0 нечная шестерня 2, вал 7, зубчатые колеса 9, 10 и -выходной вал 11 получают вращение.
Следовательно, силовой поток, поступающий на выходной вал 11, переда45 ется механической и гидравлической ветвями, что способствует расширению зоны высокого КПЛ, снижению нагрузки на гидравлическую и механическую вет- ви трансмиссии и повышению ее долго50 вечности.
Чем больше подача гидронасоса 6, тем быстрее вращается гидромотор 8 и связанная с ним солнечная шестерня 2 и медленнее «оронная шестерня 1. После достижения гидронасосом 6 максимальной подачи дальнейшее увеличение скорости осуществляется путем уменьшения рабочего объема гидромотора 8.
1194715
Давление в напорной подпиточной магистрали 27 насоса 15 подпитки всеб
20 гда постоянно и поддерживается переливным клапаном 41.
Реверсированием насоса по потоку обеспечивается обратное направление вращения. выходного вала 11, необхо25 днмое для дв,ения транспортйого средства задним ходом.
ВНИИПИ Заказ 7828/2 620
Подписное
Тираж
Произв.-полигр. пр-тие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Скорость вращения от солнечной шестерни 2 через вал 7, зубчатые колеса
9 и 10 передается выходному валу 11, который увеличивает скорость вращения и достигает той же скорости вращения, что и приводной вал 14. В этот момент механизм регулирования подачи гидромотора 8 воздействует на шток 20 золотника 21 ° Золотник 21, преодолевая сопротивление пружины 23, перемещаясь, закрывает сливной канал и сообщает полость 24 с полостью 25.
При этом, рабочая жидкость от гидронасоса 15 подпитки по гидролиниям 27, 26, камерам 24 и 25, гидролинии 28 поступает в свободную полость гидроцилиндра 29, сжимая пружину и заставляя перемещаться поршень 31, н кинематическн связанные с ним двуплечие рычаги 34 и 32, шестерню 13 и зубчатое колесо 10 с блокирующей муФтой
33. МуФта 33-, выполненная за одно целое с зубчатым:колесом 10, перемещаясь по выходному валу 11, входит в зацепление с приводным валом 14.
Подвижная шестерня 13 на валу 14 вы- ходит из зацепления с водилом 4, а зубчатое колесо 1С выходит из зацепления с зубчатым колесом 9. При этом, силовой поток от двигателя 12 пере5 дается приводным валом 14 и выходным валом 11, а планетарный ряд и гидромашины 6 и-8 отключаются, что позво.ляет повысить КПД трансмиссии, В этом случае работает только гидронасос 15
10 подпитки посредством которого обесЭ
l печивается постоянная подпитка гидромашин 6 и 8 через обратные клапаны
38 и 39 и гидролинии 35 и 36, чем обеспечивается необходимое усилие на поршне 31 для удержания муФты 33 блокировки во включенном состоянии.