Воздухораспределитель для тормозной системы транспортного средства с прицепом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABT0PGH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО.ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2 1) 3769813/27-11 (22) 10. 07. 84 (46) .1 5.01.86. Бюл.N - 2 (71) Белорусский ордена Трудового
Красного Знамени политехнический институт (72) А,З.Павлович, Н.В.Богдан, Е.А.Романчик, И.M.Êîçà÷à, И.И.Бергер и lO.À.Âåòëóãèí (53) 629.113-59(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР к- 965846, кл. В 60 Т 15/36, 1982. (54) (5 7 ) 1 . ВО ЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ
Д3И ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА С ПРИЦЕПОМ, содержащий корпус с крышкой, в котором размещен следящий механизм, ограничивающий с корпусом и крышкой полости, подключаемые к соединительной магистрали тягача, Тормозным камерам, ресиверам и магистрали управления, и перепускной клапан, при этом следящая система включает в себя поршень, разделяющий полости, соединяемые с тормозными камерами и ресиверами, выполненный ступенчатым с центральным отверстием и седлом, взаимодействующим с перепускным клапаном, причем на одной из ступе„„SU„„1204435 ней упомянутого поршня выполнен кольцеобразный выступ, разделяющий полости, подключаемые к соединительной и управляющей магистралям, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения чувствительности и эффективности, рабочие площади кольцеобразного выступа поршня выполнены меньше рабочей площади ступени поршня, ограничивающей полость, подключаемую к ресиверам, и больше рабочей площади ступени поршня, ограничивающей полость, подключаемую к тормозным камерам.
2. Воэдухораспределитель по п.1, отличающийся тем, что величины рабочих площадей поршня выбраны иэ соотношений F4 /F< =
1,08...,, 1,2 и Fg /F3 = 1 ° 02,...,1,07» где Р4 — рабочая площадь ступени поршня, ограничивающей полость, подключаемую к ресиверам
F — одна из рабочих площадей кольцеобраэного выступа поршня;
F - рабочая площадь ступени
3 поршня, ограничиващей полость, подключаемую к тормозным камерам
120443
Изобретение относится к транспортному машиностроению„ в частности к пневматическим тормозным системам,. и может быть использовано на прицепных транспортных средствах в аднапро- 5 водных тормозных системах, Цель изобретения - повышение чувствительности и эффективности воздухораспределителя.
На фиг.1 показан воздухараспреде1О литель для тормозной системы транспортного средства с прицепом; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1.
Воэдухораспределитель cooòoèò иэ корпуса 1 с крышкой 2, следящего механизма, выполненного в виде ступенчатого поршня 3, одна из ступеней которого представляет собой кальцеобразный выступ 4, и перепускнога клапана 5, расположенного внутри поршня 3.
Поршень 3 имеет три ступени с соответствующими уплотнениями; два уплотнения 6 и 7 внутри корпуса и одно уплотнение 8 в крышке. Рабочие
25 плошади (верх и низ) кольцеобраэнога выступа 4 выполнены меньше рабочей площади ступени с уплотнением, 8 и больше рабочей площади ступени с уплотнением 7. Причем величины укаэанных площадей выбраны из соотла ве1й 89 у192 и . 2 7"3
1,02,...,1,07; где: Гу — рабочая площадь ступени поршня с уплотнением 8; !. - рабачая площадь любой иэ сторон (верх или ниэ} кольцеобраэного выступа 4;;
Fg — рабочая площадь ступени поршня с уплотнением 7,, Л.Q
Ступенчатый поршень Э вместе с корпусом 1 и крышкой 2 образует рабочие полости воэдухораспределителя, Полость 9, образованная внутренней поверхностью поршня 3 и крышкой 2-,. сообщается с ресивером прицепа. Полость 10, образованная дном ступни== чатого IlopIDHR 3 H корпусом 1 связв»" на с тормозными камерами, Концентрична полости 9 располо=иены полости 1 1 и 12, разделенные кольцевым выступом 4 поршня 3. По- лость 11 каналом 13 связана с. саед = нительной магистралью при применении воэдухараспределителя в однопровод- 5 иой схеме или с питающей магистралью при применении устройства. в двух водной схеме привода тормозов прицепа„
Полость 12 связана с атмосферой при применении воэдухараспределителя
B однопроводной схеме или с магистралью управления при применении устройства в,,двухпроводной схеме.
В поршне 3 выполнено центральное отверстие с кольцевым седлом 14, а в дне корпуса — отверстие с седлом 15 ссабщающее полость 10 с атмосферой.
Перепускной клапан 5, поджатый пружиной 16, поочередно взаимодействует, с седлом 14 и с седлом 15 Концентрично седлу 15 установлена пружина
17, под действием которой поршень 3 находится в крайнем верхнем положении.
В корпусе 1 имеется бобышка 18 (см.фиг.2) для подключения соеди нительной или питающей магистрали. Бобышка 18 каналам 19 связана с бо;Ьышкой 20 для подключения ресиверов прицепа.
За каналом 19 в полости бобышки
20 расположен подпружиненный обратн::и клапан 21. В крышке 2 выполнены бобышка 22 для подключения магистрали управления и бобышка 23 для подключения ресиверов прицепа.
В дне корпуса предусмотрена бабышка 24 для подключения тормозных камер.
Полости 9 и 11 связаны между собой дроссельным каналом 25, обеспечивающим выравнивание давления между полостями при незначительной утечке воздуха иэ соединительной (питающей) магистрали, что позволяет исключить подтормаживание прицепа при работе воэдухораспределителя в одно- и двухпроводной схемах привода тормозов.
При использовании в однопроводной схеме привода тормозов прицепа воэдухораспределитель работает следующим образом.
Сжатый воздух иэ соединительной магистрали поступает в отверстие бабышки 18 и далее по каналу 13 в полость 11
Одновременно сжатый воздух поступает через обратный клапан 21 в полость бобышки 20, соединенную с ресивером прицепа, и затем в пало< ть 9 ноэдухораспределителя.
При торможении падает давление в соединительной магистрали и, сле,цавательно, в полости 11. За счет образовавшегося перепада давления
1204435 обратный клапан 21 перекрывает канал 25 и канал 19. Поршень 3 под действием избыточного давления в полости 9 перемещается вниз. Перемещаясь вместе с поршнем 3, перепускной клапан 5 садится на седло 15, раэобщая полость 10 с атмосферой.
При увеличении разности давления в полостях 11 и 9 перепускной клапан 5 отрывается от седла 14 поршня 3. Через образовавшийся зазор между седом 14 и перепускным клапаном 5 сжатый воздух из.полости 9 поступает в полость 10 и далее через отверстие бобьппки 24 в тормозные камеры прицепа,, По мере роста давления в полости
10 Растет и сила, противодействующая . перемещению поршня 3 вниз. После достижения давления, соответствующего. падению давления в полос- . ти 11 поршень 3 с учетом усилия сжатой пружины 17 начинает перемещаться вверх. Зазор между перепускным клапаном 5 и седлом 14 в поршне
3 уменьшается. Далее перепускной клапан 5 садится на седло 14, не отрываясь при этом от седла 15. Таким образом, следящее действие воздухораспределителя обесиечивает строго определенное соотношение между величиной падения давления в полости
11 и давлением в полости 1О.
При оттормаживании давление в соединительной магистрали и соответственно в полости 10 повышается, и поршень перемещается вверх, отрывая перепускной клапан 5 от седла 15, При этом полость 10 сообщается с атмосферой.
Работа воздухораспре1 елителя при использовании его в двухпроводной схеме привода тормозов прицепа отличается только тему что сжатый воздух при торможении продолжает поступать из питающей магистрали в ресиверы прицепа.
5 При оттормаживании давление в магистрали управления и полости 12 падает.
Принцип работы воздухораспределйтеля при этом аналогичен работе его в однопроводной схеме привода тормозов прицепа °
Выполнение рабочей площади кольцеобразного выступа со стороны соединительной или управляющей магистрали
ti (полости 11 и 12)меньше в 1,08,... °
1,2 раза рабочей площади выступа поршня, ограничивающего полость 9, соединенную с ресиверами, позволяет повысить чувствительность воздухорас20 пределителя за счет быстрейшего трогания поршня 3 при создании перепада давления между этими полостями.
Поскольку рабочая площадь ступени поршня с уплотнением 7, ограничи25 вающего полость 10, подключенную к тормозным камерам, меньше в 1, 02,...,.
1,07 площади любой стороны ступенчатого выступа 4, и, следовательно, меньше в 1,1,...,1,285 рабочей площади ступени поршня с уплотнением 8, ограничивающего полость 9, подклю» ченную к ресиверам, то обеспечивается подача полного давления в тормозные камеры прицепа, так как упомя"
35 н утой Ра з нице и площадей компе нсир уе тся действие большого усипия пружины
16 и 17 при обратном ходе поршня 3 при его посадке на клапан 14.
Воздухораспределитель позволяет обеспечить повьппенное быстродействие и более эффективное торможение автопоезда и тем самым повысить безопасность движения, 1204435
Составитель О.Алексеев
Редактор А.долинин Техред С.Мигунова Корректор.А.Обручар
Заказ 8469/ 15 Тираж 649 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
11303S, Москва, Ж-35„ Раушская наб,, д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная, 4