Устройство автоматической локомотивной сигнализации

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„1204448 A

В 61 1 3/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

Н АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 37682 35/27- 1 1 (22) 24.06.84 (46) 15.01 86. Бюл. № 2 (71) Всесоюзный ордена Трудового Красного

Знамени научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (72) В. И. Скороходов, Н. В. Куксов и Л. Д. Кабельский (56) 656.212.05.517 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1031831, кл. В 61 1 3/20, 1983. (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ, содержащее размещенные на пути и подключенные к рельсовым линиям на выходном конце генераторы кодовых сигналов и путевые приемники, выходы которых соединены с входами блоков определения допустимых скоростей, имеющих реле минимальной допустимой скорости и соединенных выходами с входами генераторов кодовых сигналов, и генератор дополнительного сигнала, а на поезде — индуктивно связанный с рельсовой линией приемно-дешифрируюший блок, выходы которого соединены с соответствующими входами исполнительного блока, и приемник дополнительного сигнала, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено установленным на пути блоком кодирования в хвост поезда, включающего реле фиксации последнего вагона поезда для каждой рельсовой линии, одни входы которого соединены с выходами путевых приемников, другие входы — с выходами генераторов кодовых сигналов, выходы — с выходным концом каждой рельсовой линии через замыкающий контакт путевого приемника предыдущей рельсовой линии, причем выход генератора дополнительного сигнала подключен к входным концам рельсовых линий через размыкающие контакты реле фиксации последнего вагона поезда своей рельсовой линии и путевого приемника предыдущей по ходу движения рельсовой линии, последовательно соединенные замыкающие контакты реле минимальной допустимой скорости блока определения допустимой скорости своей рельсовой линии, реле фиксации последнего вагона поезда следующей по ходу движения рельсовой линии и через подключенные параллельно им соединенные последовательно замыкающие контакты реле фиксации последнего вагона поезда данной и всех предыдущих по ходу движения рельсовых линий, а на последнем вагоне поезда устройство снабжено индуктивно связаннымии с рельсовой линией допол шп ельны м приемно-дешифрирующим блоком с приемниками сигнала остановки, сигнала минимальной скорости и сигнала промежуточных и максимальной скоростей, элементом задержки, элементом И, двумя элементами Я

ИЛИ, входы первого из которых соединены с выходами приемника минимальной скорости и приемника промежуточных и мак. симальной скорости, соединенного с первым ( входом исполнительного блока с вторым Входом которого соединен выход первого эле- Я мента ИЛИ, соединенный с входом элемента задержки, выходом соединенного с первым входом второго элемента ИЛИ, подклю- ь ченного выходом к первому входу элемен- ) та И, второй вход которого соединен с выходом приемника дополнительного сигнала, а выход — с вторым входом исполнительного блока и с вторым входом второго в элемента ИЛИ, причем выход приемника >ф сигнала остановки соединен с третьим вхо- у ,дом исполнительного блока.

2. Устройство по и. 1, orëè÷àþè oåoÿ тем. что реле фиксации последнего вагона поезда каждой рельсовой линии подключено к источнику питания через второй замыка- .Ф ющий контакт путевого приемника своей рельсовой линии, параллельно которому включены последовательно соединенные собственный замыкающий контакт и размыкающий контакт путевого приемника предыдущей по ходу движения рельсовой линии.

1204448

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики, обеспечивающим интервальное регулирование и безопасность движения поездов, в частности, на метрополитене.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема устройства; на фиг. 2 — схема включения реле фиксации последнего вагона поезда.

На участке пути, показанном на фиг. 1, размещены последовательно друг за другом в направлении движения поездов рельсовые линии 1 — 5, предназначенные для обнаружения поездов. К выходу каждой рельсовой линии l — 5 подключены путевые приемники соответственно 6 с контактами 6.1, 62, 63; 7 с контактами 71, 72, 73; 8 с контактами 8.1; 8 2; 9 с контактами

9.1, 9.2; приемник 10, состояние которых характеризует свободность или занятость flo<эдом своих рельсовых линий. Выходы пу -,ÿûõ приемников связаны с входами блокîв 11 14 определения допустимых ско-! о.-.х и п1цдыдущих (по направлению движе ня поезда) рельсовых линий. Причем каждь и из блоков связан с расчетным числом

1 .. ьсоных»<íèé, определяемым тормозными шк зда. Блоки определения донус,чмых скоростей включают в себя элементы контроля ступени допустимой скорости .,оказаны), в том числе реле минимальдонустимой скорости, функции которогь в част ом случае может выполнять

i îâTîpè Tåëü путевого приемника следук>. : и рельсовои линии. Выходы блоков 11-— ! 4 подключены к управляющим входам генераторов !5 -!8 кодовых сигналов соответственно. Выход каждого генератора соединен с выходным концом (по направлению движения поезда) своей рельсовой линии — 4 соответственно, а также с сигнальными входами блока 19 кодирования в хвост поезда. Блок 19 представляет собой звестный управляемый распределитель, включающий в себя реле фиксации послед" го вагона поезда по числу рельсовых н;й. Каждое реле фиксации, например

20 с коипгак ами 20.1, 20.2, 20.3 рельсовой линии 2 (фиг. 2), подключено к источникл питания через фронтовой контакт 7.3 левого приемника своей рельсовой линии и параллельно через последовательно соедин>нные тыловой контакт 6.3 путевого приемника предыдущей рельсовой линии и свой контакт 20.3. Блок 19 своими управляющими входами связан с выходами путевых приемников. Выходы блока !9 соединены с входными концами (по направлению движения поезда) каждой рельсовой линии 2 — 5 через контакты соответственно 6.1, 7.1, 8.1, 9. путевого приемника предыду щей рельсовой линии. Кроме того, входной конец каждой рельсовой линии 2 — 5 подключен к выходу генератора 21 дополнительного сигнала через последовательно соединенные контакт соответственно 6.2, 7.2, 8.2, 9.2

13 определения допустимых скоростей фор55 мирует сигнал управления генератором 17 кодовых сигналов и настраивает его на пере. дачу кодового сигнала максимальной допустимой скорости, так как l10 начальному условию в пределах тормозного пути поезда

45 путевого приемника предыдущей рельсовой линии, контакт соответственно 20.2, 22, 23, 24 реле фиксации последнего вагона поезда своей рельсовой линии и параллельные цепи. В переднем вагоне 25 поезда 26 размещен индуктивно связанный с рельсовой линией приемно-дешифрирующий блок 27, составными частями которого являются приемник 28 сигнала остановки, приемник 29 сигнала минимальной скорости и приемник 30 сигнала промежуточных и максимальной скорости. Выходы указанных приемников соединены с соответствующими одноименными входами исполнительного блока 31. В последнем вагоне 32 поезда размещен аналогичный приемно-дешифрирующий блок 33, а также приемник 34 дополнительного сигнала. Блоки 33 и 34 индуктивно связаны с рельсовой линией. Выход приемника 35 сигнала остановки соединен с вторым одноименным входом 31.2 исполнительного блока 31. Выходы приемника 36 сигнала минимальной скорости и выход приемника 37 сигнала промежуточных и максимальной скорости подключены к входам первого элемента ИЛИ 38. Выход приемника 37 подключен также к соответствующему второму входу 31.6 исполнительного блока 31. Выход первого элемента ИЛИ

38 подключен к входу 31.4 сигнала минимальной скорости исполнительного блока 31, а также на вход элемента 39 задержки, выход которого соединен с первым входом второго элемента ИЛИ 40. Выход элемента ИЛИ 40 соединен с первым входом элемента И 41, второй вход которого соединен с выходом приемника 34 дополнительного сигнала. Выход элемента И 4! соединен с вторым входом второго элемента ИЛИ 40, а также с вторым входом 31.4 сигнала минимальной скорости исполнительного блока 31. Соединение элементов задней части поезда с исполнительным блоком

31 выполнено через линию 42 внутрипоездной связи, а в выходную цепь генератора

И включены контакты 43 — 46 реле минимальной допустимой скорости.

Устройство работает следующим образом.

В представленном на фиг. 1 положении на участке находится один поезд, занимающий рельсовые линии 2 и 3. Состояние всех элементов, показанных на фиг. 1 и 2, соответствует этому исходному положению поезда. Все путевые приемники (фиг. 1) за исключением 7 и 8 занятых рельсовых линий 2 и 3 выдают сигналы свободности. Путевые приемники 7 и 8 выдают сигналы занятости. По сигналам путевого приемника 9 и других путевых приемников следующих свободных рельсовых линий блок

1204448

26 нет других поездов. Сигнальный ток от генератора 17 поступает в рельсовую линию

3 с ее выходного конца. Приемно-дешифрирующий блок 27 поезда 26 посредством индуктивной связи воспринимает этот сигнальный ток, распространяющийся по рельсовой линии 3. В соответствии с принимаемым сигналом в приемно-дешифрирующем блоке возбуждается приемник 30 сигнала промежуточных и максимальной скоростей и с его выхода на вход 31.5 исполнительного блока 31, например на светофор, поступает сигнал управления, разрешающией максимальную скорость движения. С ыхода генератора !7 кодовых сигналов сигнальный ток, несущий информацию о максимальной допустимой скорости, поступает также на сигнальный вход блока 19. Блок 9 по сигналам, поступающим на его управляющие входы от путевых приемников, осуществляет слежение за продвижением поезда, подключая выход генератора кодовых сигналов рельсовой линии, в пределах которой в текущий момент находится голова поезда (т. е. выход генератора 17), к входному концу рельсовой линии, в пределах которой в тот же момент находится последний вагон поезда (т. е. к входному концу рельсовой линии 2) через замыкающий контакт путевого приемника предыдущсй рельсовой линии (через контакт 61 путевого приемника рельсовой линии 1). Таким образом, сигнальный ток с выхода генератора 17 кодовых сигналов поступает через блок 19 на входной конец рельсовой линии 2.

Реле 20 фиксации последнего вагона поезда (фиг. 2) при отсутствии поезда находится под током, так как является прямым повторителем путевого приемника своей рельсовой линии. В момент занятия поездом рельсовой линии 2 отключается цепь питания реле 20 контактом 7.3 путевого приемника своей рельсовой линии, но сохраняется цепь самоблокировки через контакт 6.3 путевого приемника предыдущей рельсовой линии 1. Эта цепь самоблокировки сохраняется до тех пор, пока путевой приемник 6, сработавший при освобождении поездом рельсовой линии 1, своим контактом 6.3 не отключит ее. Реле 20 обесточивается и в этом состоянии будет находиться до момента освобождения своей рельсовой линии 2, когда сработавший путевой приемник 7 этой рельсовой линии не замкнет контакта 7 3 в цепи питания реле 20. Таким образом, реле фиксации находится под током во всех поездных ситуациях, кроме той, когда в пределах его рельсовой линии находится последний вагон поезда.

Сигнальный ток, переданный от генератора 17 в рельсовую линию 2 (фиг. 1), распространяется вдоль этой рельсовой линии от входного ее конца в сторону последнего вагона поезда 36. Этот сигнальный ток воспринимает посредством индуктивной

30 ком поступит на приемно-дешифрирующис блоки 27 и ЗЗ. При этом в блоке 30 будст возбужден приемник 29 сигнала минимальной допустимой скорости, и с его выхода на вход 31.3 исполнительного блока 31 поступит сигнал минимальной скорости. В блоке 33 также будет возбужден приемник

36 сигнала той же допустимой скорости, с его входа через первый элемент ИЛИ на второй вход 31.4 минимальной скоро40 сти исполнительного блока 31 также поступит сигнал минимальной скорости. В случае еще большего сближения поезда 26 с препятствием в блоке 13 определения допустимых скоростей будет обесточено релс минимальной допустимой скорости и по45 этому блок 13 перестроит генератор !7 кодовых сигналов на передачу кодового сигнала остановки. После приема этого сигнала на поезде с выходов приемно-дсшифрирующих блоков соответствующие команды будут переданы на первый 31.1 и второй 31.2

50 входы исполнительного блока 31. Исполнительный блок реализует поступающие на его входы сигналы в виде сигнализации машинисту и путем воздействий на тормозные средства поезда.

Если (фи г. 1) поезду 26 передастся к )довый сигнал максимальной промежуточной или минимальной допустимой скорости, как указано выше, и первому и послсднсму B

20 связи приемно-дешифрирующий блок 33, который аналогичен блоку 30. В блоке 33 возбужден приемник 37 сигнала промежуточных и максимальной скоростей.

С выхода приемника 37 на второй вход

31.6 исполнительного блока поступает сигнал разрешения максимальной скорости.

Следовательно, исполнительный блок 31 получает дублированный сигнал и при отказе элемента того или другого тракта передачи работоспособность исполнительного блока сохраняется. так как он будет получать сигнал от исправного тракта передачи.

Если поезд 26 будет находиться в ноложении сближения с препятствием (например с другим поездом), то блок 13 определения допустимых скоростей получит на своем входе сигналы свободности от меньшего числа путевых приемников и соответственно вырабатывает команду другой допустимой скорости, например, промежуточной. Прием на поезде 26 кодового сигнала промсжуточнои допустимои скорости ничем нс отличается от описанного приема сигнала максимальндй допустимой скорости. В случае. когда поезду по условию сближения с препятствием может быть допущена только минимальная скорость,в блоке 13 остается возбужденным реле минимальной допустимой скорости, замыкающий контакт которого (на фиг. 1 не показано) настроит генератор 17 кодовых сигналов на передачу сигнала минимальHoé допустимой скорости. Этот сигнал указанным выше поряд1204448 но 3 и 2 и при этом произойдет нарушение изоляции стыка между рельсовыми линиями

1 и 2, то сигнальный ток, передаваемый в рельсовую линию 2, распространится и по рельсовой линии 1. Если при указанной неисправности в пределы рельсовой линии

1 вступит второй поезд, то он не должен получить вместо сигнала остановки от генератора 15 кодовых сигналов ложного сигнала из рельсовой линии 1. Поэтому при вступлении второго поезда в пределы рельсовой линии 1 передача указанных выше кодовых сигналов в рельсовую линию 2 iipeкращается сразу после размыкания фронтового контакта 6.1 путевого приемника рельсовой линии 1, занятой головой второго поезда. Тем самым искгпочается опасное положение, когда, несмотря на возможные меры защиты, второй поезд своим приемнодсшфирируюгцим блоком может принять ложный сигнал, разрешающий движение вплоть до максимальной скорости. Б то же время в хвост поезда 26 обеспечивается передача кодового сигнала от генератора

2l дополнительного кодового сигнала через замкнувшийся контакт 6.2, занятой вторым поездом рельсовой линии 1. Цепь передачи дополните Iblfol о кодового сигнала следующая; выход генератора 2! дополнительного сигнала, контакт 45 реле минимальной допустимой скорости блока 13 определения

HH устимых скоростей рельсовой линии 3, в Iipeделах которой находится голова поезда

26. замыкающие контакты 23 и 22 реле фиксации последнего вагона поезда рельсовых линий 4 и 3 соответствеHIIO, контакт 20.! реле 20. Если в пределах рельсовой линии

5 пет впередиидушего поезда, т. е. реле фиксапии хвоста поезда этой рельсовой линии находится под током и его замыкаюший контакт 24 замкнут, то имеется дополнительная параллельная цепь подключений генератора 21 дополнительного сигнала через контакт 46 реле минимальной допустимой скорости блока 14 определения допустимых скоростей рельсовой линии 4 и замыкаюгций конпгакт 24 реле фиксации последнего вагона поезда рельсовой линии 5. Если свободны рельсовые линии, следующие за рельсовой линией 5 (на фиг. 1 не показаны) то образуются аналогичные указанной дополнительные параллельные цепи через замыкаюгцис контакты реле минимальной допустимой скорости определения допустимых скоростей рельсовой линии 5 и последующих.

При отсутствии впереди поезда 26 других поездов таких параллельных цепей будет образовано множество. При сближении поезда 26 с занятой впередиидугцим поездом рельсовой линией этих параллельных цепей будет оставаться меньше, пока не остается замкнутой только одна (через контакт 45), что бузет соответствова гь такой степени сближения поезда 26 с препятствием, KQI33 может быть разрешено движение с минимальной скоростью. Если поезд!

26 егце больше сблизится с препятствием. то передача дополнительного сигнала в рельсовую линию 2 прекратится, так как контакт 45 реле минимальной допустимой скорости будет разомкнут.

Следовательно, передача дополнительного сигнала в хвост поезда производится одновременно с передачей в голову поезда всех сигналов, за исключением сигнала остановки, что определяется состоянием реле минимальной допустимой скорости блока определения допустимых скоростей рельсовой линии, в пределах которой находится поезд.

При появлении в рельсовой линии 2 вместо передаваемого сигнальногo тока дополнительного кодового сигнала переходят в пассивное состояние ранее возбужденные приемники 36 или 37 приемно-дешифрируюШего блока 33. Однако память î IlpHHHIлавшемся сигнале сохраняется на выходе элемента 39 задержки, так как на его входе до этого моменга поступал сигнал с выходов приемника 36 или 37 через первый элемент 38 ИЛИ. Сигнальный ток дополнительного сигнала воспринимается из рельсовой линии 2 посредством индуктивной связи приемником 34 дополни.ге l>llol о сигнала. С его выхода поступит сигнал на второй вход элеменга 41 И, на первый вход которого через второй элемент 40 или уже подан сигнал с выхода элемента 39 задержки.

При наличии сигналов на обоих входах элемента 41 И на его выходе появится сигнал, который поступит через вход второго э1CMpllта 40 И ЛИ и его выход на первый вход элемента 41 И. Поэтому сигнал «а выходе элемента 41 И сохранится и после того, как истечет время задержки, определяемое элементом 39 задержки, до тех пор, пока приемник 34 дополнительного сигнала находится в возбужденном состоянии, —.. е. производится передача и прием дополнительного кодового сигнала. С выхода элемента

41 И в течение всего указанного времени на вход 3!.4 минимальной скорости исполнительного блока 31 будет поступать сигнал.

По этому сигналу поезд имеет возможность продолжать движение с минимальной допустимой cKopocTbro при полном собл юдении условий обеспечения безопасности движения поездов, если даже с в)>подов приемнодешифрируюгцего блока на первые входы

31.3 или 31.5 не поступает коман ц разрешающих движение. Движение указанным порядком будет разрешено 10 тех пор, пока поезду будет передаваться дополнительный сигнал. Если в пр"цессе движения при переходе поезда на границу рельсовой линии за последним вагоном поезда 26 скажется свободная рельсовая линия, то вместо дополнительного возобновится передача основных кодовых сигналов с выходов блока !

9 кодирования. Приемник 34 дополнительного сигнала перейдет в пассивное состояние

1204448

Составитель С. Шурыгин

Техред И. Верес Корректор Л. 11плипенко

Тираж 474 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор А. Долинич

Заказ 8471/1б и прекратит выдачу сигнала на вход элемента 41 И. С выхода последнего прекратится поступление сигнала на вход второго элемента 40 ИЛИ и второй вход 31.4 исполнительного блока, т. е. поездное устройство перейдет в исходное состояние, описанное выше. В случае, если вследствие сближения с препятствием прекратится передача дополнительного кодового сигнала при сохраняющейся занятости рельсовой линии за пос!едним Вагоном поезда, то переход приемника 34 дополнительного сигнала приведет к прекращению выдачи сигнала с выхода элемента 41 И. При этом ни на один из вторых входов 31.6; 31.4, 31.2 исполнительного блока не будет поступать сигналов, т. е. не будет выдано разрешения на продолжение движения. Тем самым будет обеспечена своевременная остановка поезда перед препятствием.