Рельсовая цепь
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 В 61 L 23 16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /"
Н АBTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3772247/27-11 (22) 16.07.84 (46) 15.0!.86. Бюл. № 2 (71) Куйбышевски и институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Е. П. Пиманов и Е. М. Тарасов (53) 656.259.621.3.025 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР №№ 1 11 19 19, кл. В 61 1 23/ 1 6, 24.05.83. (54) (57) РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ, содержащая подключенные к рельсовой линии на одном конце питающий трансформатор, а на другом — изолирующий трансформатор, два последовательных резонансных контура, путевое реле и генератор опорного сигнала, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена усилителем с переменным коэффициентом усиления, элементом И, пороговым элементом, фазовым
„„SU„„1204450 A компаратором, управляемым источником питания и контрольным трансформатором, одна обмотка которого соединена с выходом генератора опорного сигнала, другая — с одними входами фазового компаратора, а третья через дополнительную обмотку изолирующего трансформатора и один из резонансных контуров — с входом управляемого источника питания, выход которого соединен с одним входом усилителя с переменным коэффициентом усиления, входом порогового элемента и вторым входом фазового компаратора, выходы последних из которых подключены к входам элемента И, выход которого соединен со вторым входом усилителя с переменным коэффициентом усиления, третий вход которого через другой резонансный контур подключен ко вторичной Ж обмотке ааоларуюшето трансформатора, М а выход — к путевому реле.
1204450
Изобретение относится к устройствам автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте, а именно к электрическим рельсовым цепям переменного тока.
Целью изобретения является повышение надежности.
На чертеже представлена схема рельСовой цепи.
Рельсовая цепь содержит контрольный трансформатор i, первичная обмотка 2 которого подключена к выходу генератора 3 опорного сигнала, а вторая обмотка 4 к одному из входов фазового ком аратора 5, третья обмотка 6 через дополнительную обмотку 7 изолирующего трансформатора 8 и резонансный контур 9 — к входу управляемого источника 10 питания; усилитель 11 с р гулируемым коэффициентом усиления, пороговый элемент 12, входы которых под,;. :.о I вы K Bhlxo источника 10; 3vi M HT 13
И, входы которого подсоединены к выходам элемента 12 и фазового компаратора 5, а выход — ко второму входу усилителя 1! с регулируемым коэффициентом усиления; в горичную обмотку изолирующего трансформатора !4, которая через другой резонансн.!й контур 15 подключена к третьему входу у.илителя 11 с регулируемым коэффициентом усиления, к выходу которого подсоединсно путевое реле 16; обмотка 17 трансфор1;,ра 8 подсоединена к рельсовой линии 18.
Устроиство содержит также трансформагор 19 с обмоткой 20 и 21, который к сети подключается через пассивный двухполюсник 22.
Устройство работает следующим образом.
Рассмотрим случай, когда на рельсовой
- и огсут(твует подвижной состав (нормальный ре?Khi ) .
Входное сопротивление рельсовой линии
1(м меньше, чем меньше сопротивл HHc балласта, поэтому ток на входе и напряжение на выходе источника 10 тем больше, чем меньше сопротивление балласта. Напряжение с выхода источника 10 поступает на ,, ;ый вход усилителя 11, коэффициент усиления которого прямо пропорционален напряжению на его входе, т. е. прямо пропорционален выходному напряжению источника !О и, следовательно, обратно пропорционален модулю выходного сопротивления рельсовой линии.
Так как с уменьшением сопротивления балласта уменьшается коэффициент передачи по напряжению рельсовой линии 18 и повышается коэффициент передачи по напряжению усилителя 11, то в нормальном режиме общий коэффициент передачи при изменении сопротивления балласта в широком диапазоне изменяется незначительно.
Без усилителя коэффициент передачи при изменении сопротивления балласта от 0,05 до 20 Ом.км изменяется в 17 раз, а с усилителем — менее чем в 4 раза. При этом фаза входного сопротивления находится в преде5
10 !
55 лах от 30 до 40, а его модуль больше или равен модулю входного сопротивления рельсовой линии при минимальном сопротивлении балласта.
Элемент 12 и компаратор 5 на выходах имеют логические единицы, поступающие на элемент 13 И, который разрешает работу в режиме усиления усилителю 11 с регулируемым коэффициентом усиления.
Таким образом, адаптивная рельсовая цепь при отсутствии подвижного состава и целостности рельсовых нитей 8 без регулировок обеспечивает надежное срабатывание путевого реле.
При наличии подвижного состава (шунтовой режим) рельсовая цепь работает следующим образом.
Аргумент входного сопротивления в шунтовом режиме изменяется в зависимости от местонахождения шунта и сопротивления балласта от 0 до 70, а его модуль — îT
0,05 до 3 Ом.
Следовательно, если аргумент входного сопротивления меньше 30" или больше 40, то имеет место шунтовой режим. 1(,роме того, если модуль входного сопротивления меньше модуля входного сопротивления рельсовой линии при минимальном сопротивлении балласта в нормальном режиме, то это также является признаком шунтового режима.
Эти явные признаки шунтового режима фиксируются элементом 12 и компаратором 5, воздействующим через элемент 13 И на усилитель 11 с регулируемым коэффициентом усиления, существенно уменьшая его коэффициент передачи.
Однако в шунтовом режиме при различных комбинациях сопротивления балласта и координаты шунта модуль и аргумент входного сопротивления совпадают со значениями модулей и аргументом в нормальном режиме. В этих случаях рельсовая цепь работает точно так же, как и в нормальном режиме, однако при этом коэффициент передачи рельсовой цепи остается сугцественно меньшим, чем коэффициент передачи по напряжению в нормальном режиме.
Максимальный коэффициент передачи при длине рельсовой линии 1 км имеет место при сопротивлении балласта 0,29 Ом км и нахождении шунта на расстоянии 0,7 и более километра от релейного конца, который равен
0,015, что существенно меньше (0,025) коэффициента передачи при минимальном сопротивлении балласта в нормальном режиме, 0а который реагирует приемное реле.
Из работы адаптивной рельсовой цепи в нормально» и шунтовом режимах следует, что и контрольный режим будет обеспечен, так как при обрывае рельсовой нити снижается ее коэффициент передачи, причем тем сильнее, чем выше сопротивление балласта, увеличивается модуль входного сопротивления, что приводит к уменьшению коэффициент передачи усилителя с регули1204450
Составитель С. Шурыгин
Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко
Тираж 474 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор А. Долинич
Заказ 8471/16 руемым коэффициентом усиления 11, а следовательно, существенно снижается коэффициент передачи всей рельсовой цепи. Кроме того, аргумент входного сопротивления в отдельных случаях (при большом сопротивлении балласта) превышает 40, что фиксируется фазовым компаратором 5.
Отказ элементов адаптивной рельсовой цепи не приводит к опасным явлениям, так как рельсовая цепь переходит в состояние занятости. Так, обрыв любого из соединительных тросов или нарушение его контакта с рельсовой нитью приводит к увеличению входного сопротивления рельсовой цепи, вследствие чего автоматически уменьшается коэффициент передачи усилителя с регулируемым коэффициентом усиления, что обеспечивает отпадание якоря путевого реле.