Патент 1204451

Устройство для считывания номера транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК .т

С, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3776687/27-11 (22) 01.08.84 (46) 15.01.86. Бюл. № 2 (71) Украинский государственный проектный институт «Тяжпромавтоматика» 2) Л. С. Коган, А. П. Пономаренко

i: П. Я. Придубков . 3) 656.259.1 (088.8)

1м ) Авторское свидетельство СССР

¹ 1050950, кл. B 61 1 25/02, 30.06.82. (54) (57) УСТРОЙГТВО ДЛЯ СЧИТЫВАНИЯ НОМЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержаь|ее расположенный на транспортном средстве решетчатый носитель информации и установленные на контрольном пункте излучатели и приемники излучения, выходами связанные с информационнь ми входами коммутатора и ключевых элементов, ден«ифратор, первым входом подклк«ченный к выходу элемента совпадения, вторым входом — к выходу счетчика разрядов, первым входом соединенного с выходом элемента

ИЛИ, первым выходом дешифратор подключен к первому входу блока сброса, вторым выходом — к одному входу выходного регистра, а третьим — к первому входу блока контроля кода, первый и второй выход которого подключены соответственно к первому и второму входам блока выходных ключей, третьим ai(u<). подключенного к выходу

„„SU„„1204451 А (50 4 В 61 1 25/02 выходного регистра, триггеры коммутации, первые выходы первого и второго из которых подключены к входам запрета соответственно первого и второго ключевых элементов, а первые и вторые входы элемента совпадения и элемента ИЛИ подключены соответственно к первому и второму выходам коммутатора, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено установленными на контрольном пункте двухуровневыми амплитудными детекторами, включенными между приемниками и информационными входами коммутатора, триггером включения, дополнительным элементом совпадения, первым и вторым входами подключенным соответственно к первым выходам первого и второго двухуровневых амплитудных детекторов, третьим входом — к выходу Я блока контроля кода, а выходом — к первому входу триггера включения, второй вход которого подключен к выходу блока сброса. соединенного со вторыми входами счетчика ( разрядов, выходного регистра, блока контроля кода, и с установочными входами пер- ф вого и второго ключевых элементов, причем вторые выходы первого и второго триггеров коммутации подключены соответственно к

Фш первому и второму входам блока выходных Я ключей и первому и второму входам комму- () татора. 4ь

1204451

Изобретение относится к транспортной автоматике и может быть использовано для опознавания номеров транспортных единиц и определения направления их движения.

Цель изобретения — повышение надежности.

На чертеже приведена структурная схема устройства.

Устройство содержит установленный на транспортном средстве 1 решетчатый носитель 2 информации и установленные на контрольном пункте излучатели 3 и приемники 4 излучения, выходами подключенные к входам двухуровневых амплитудных детекторов 5, выходами подключенные к информационным входам первого и второго ключевых элементов 6, выход второго ключевого элемента 6 подключен к первому входу первого триггера 7 коммутации, а выход первого ключевого элемента 6 подключен к первому входу второго триггера 7 коммутации. Первые выходы двухуровневых амплитудных детекторов 5 подключены соответственно к первому и второму входам дополнительного элемента 8 совпадения и информационным входам коммутатора 9, первый и второй выход которого подключен через элемент ИЛИ 10 к первому входу счетчика 11 разрядов и через элемент 2 совпадения к первому входу дешифратора 13, первый выход которого подключен к первому входу блока 14 сброса, вторым ьыхо toM — — к первому входу выходного ре. гистра 15, а третьим выходом — к первому входу блока 16 контроля кода, первый и второй выход которого подключены соответственно к первому и второму входу блока 17 выходных ключей, а третий выход к входу триггера 18 включения.

Устройство работает следующим образом.

На контролируемом транспортном средстве 1 установлен однородный решетчатый носитель 2, содержащий кодовые элементы двух типов, широкие и узкие. Ширина кодовых элементов носителя информации такова, что ни узкий, ни широкий кодовый элемент

Iк.лItостью не перекрывает световой поток датчика. 1-!апример, широкий кодовый элемент перекрывает световой поток излучателя 3 на 80О, а узкий на 40Я. Чувствительным элементом является, например. фотодиод, ток которого пропорционален освещенности. Та чм образом, перекрытию светового потока t . тучателя широким и узким кодовым элемента; соответствуют сигналы двух уровней, амплитуда которых не зависит от скорости перекрытия кодовыми элементами светового потока, а определяется только степенью перекрытия светового потока излучателя. Порядковый номер кодового элемента определяет номер разряда считываемого кода, причем наличие широкого элемента соответствует единице в данном разряде, а узкого — нулю.

Структура кодовой комбинации, считываемой с решетчатого носителя 2, следующая: включающий кодовый элемент, код

10 !

25 зо

«Начало посылки», код дополнения контрольной суммы двоично-десятичный код номера транспортного средства, код «Конец посылки» и включающий элемент.

Включающие элементы приводят схему в состояние приема считываемой информации. Коды «Начало и конец посылки» обеспечивают определение направления неремещения решетчатого носителя 2, а следовательно, возможность считывания информации как в прямом, так и в обратном направлениях. Код дополнения контрольной суммы позволяет контролировать достоверность считывания номера транспортного средства.

Приемники 4 и соответственно излучатели 3 установлены на контрольном пункте на одинаковом уровне, соответствующем уровню середины решетчатого носителя 2, закрепленного на транспортном средстве на расстоянии, равном расстоянию между серединами включающих элементов решетчатого носителя 2.

Устройство работает следующим образом.

При включении питания элементы памяти устройства устанавливаются в исходнос состояние.

Триггер 18 своим вь;ходом закрывает первый и второй ключевые элементы 6, а первый и второй триггеры 7 запирают коммутатор 9. Амплитуда сигналов на выходах приемников 4 пропорциональна степени перекрытия светового потока излучателей 3. Двух. уровневые амплитудные детекторы 5 настроены на выделение сигналов двух уровней, соответствующих степени перекрытия светового потока излучателей 3 широкими (единичными) и узкими (нулевыми) кодовыми элементами решетчатого носителя 2. При перекрытии светового потока излучателей 3 единичным кодовым элементом решетчатого носителя 2 сигналы появляются на обоих выходах соответствующего двухуровневого амплитудного детектора 5. При перекрытии светового потока излучателей 3 нулевым кодовым элементом решетчатого носителя 2 сигнал появляется только на одном выходе двухуровневого амплитудного детектора 5, соответствующем амплитуде формируемого при этом датчиками 4.

Когда при движении транспортного средства 1 закрепленный на нем решетчатый носитель информации 2 своими крайними (включающими) кодовыми элементами перекрывает оба излучателя 3, на выходах обоих приемников 4 появляк>тся сигнаlhl, воспринимаемые двухуровневыми амплитудными детекторами 5, выходные сигналы которых открывают дополнительный элемент 8 и на его выходе появляется единичный сигнал.

Этот сигнал с выхода дополнительного элемента 8 поступает на второй вход блока 14 сброса, формирующего сигнал установки устройства в исходное состояние.

При одновременном открытии перекрытых ранее датчиков 3 по сигналам приемников 4 двухуровневые амплитудные детек1204451

Составитель Ю. Барышев

Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов

Тираж 474 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная. 4

Редактор Д. Долинич

Заказ 8471/16 торы закрывают дополнительный элемент 8 и на его выходе единичный сигнал переходит в нулевой. При этом триггер 18 устанавливается в единичное состояние и открывает первый и второй ключевые элементы 6. После установки триггера 18 в единичное состояние первое перекрытие приемника 4 определяет направление движения транспортного средства 1, а также сигналами какого приемника 4 будет считываться информации с решетчатого носителя информаций.

Если световой поток излучателя 3 перекрывается нулевым кодовым элементом решетчатого носителя информации 2, то единичный сигнал появляется на первом выходе коммутатора 9. При этом единичный сигнал появляется на выходе элемента 10 в обоих случаях, а на выходе элемента 12 — только при перекрытии светового потока излучателя 3 единичным кодовым элементом решетчатого носителя информации 2. Таким образом, каждый кодовый элемент (единичный и нулевой) решетчатого носителя информации 2 формирует на выходе элемента 10 импульс. Эти импульсы поступают на первый вход счетчика 11. Двоичный код числа считанных импульсов с выхода счетчика 11 преобразуется дешифратором 13 в единичный позиционный код. Блок 16 формирует код контрольной суммы кодовой комбинации и сравнивает его с заданным. Если эти коды совпали, то сигналом в блок 17 информация о номере транспортного средства и направлении его движения поступает из выходного регистра 15 первого и второго триггеров 7

10 на выход устройства. Причем в зависимости от состояния разрядов принятой кодовой комбинации, несущих информацию «Начала и конец посылки» и определяющих направление перемещения решетчатого носителя 2, по сигналу блока 16 с помощью блока 17 на выход устройства разряды кода номера выдаются в прямом или обратном порядке.

Сигналом окончания считывания информации с решетчатого носителя инфорации 2 является сигнал с дешифратора 13, соответствующий подсчету счетчиком 11 заданного числа разрядов считываемого кода. Этот сигнал поступает в блок 14, который возвращает устройство в исходное состояние.