Устройство для выключения муфты сцепления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ ию - ««(Il) ДОДД (Д (д 4 Г 16 D 23/14 (21) 3585580/25-27 (22) 29.04.83 (46) 30.01.86.Вюл. Р 4 (72) О.Т.Снегарь, В.К.Замчевский и С.В.Ракша (53) 621.825.5 (088,8) (56) Патент фра««ции N -2452635, кл. F 16 D 23/14, 1980.
Патент Великобритании
N- 1495775, кл. Г 2 L, 1977. (54) (57) 1 . УСТРОЙСТВО ДЛЯ. В1>1КЛ10ЧЕНИЯ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ, содержащее направляющую втулку с фланцем для взаимодействия с вилкой выключения сцепления, подпру",«а«ненньп« в осевом направлении подшипник качения, одно из колец которого имеет поверхность для взаимодействия с нажимным элементом, промежуточный узел., выполненный в виде охватывающего нап равляющую втулку с зазором корпуса с размещен««ь«ми в его отверстиях и контактирующими с их кромками телами качения и установленный между фланцем направляющей втулки и торцом второго кольца подшипника с возможностью взаимодействия с «п«ми, о т— л и ч а «о щ е е с я тем, что, с целью повь«шения надежности, корпус выполнен с ь1 -образным поперечным сечением,, отверстия для тел качения расположены в торцовых стенках корпуса двумя рядами, один из которых расположен па одной стенке напротив второго кольца подшипника, а второй на другой стенке напротив фланца со смещением его отверстий ro окружности относительно отверстий первого ряда по крайней мере на величину их радиуса, при этом тела качения размещены в отверстиях первого ряда с контактом по торцу второго кольца подшипника и второй стенке корпуса и в отверстиях второго ряда с контактом по фланцу направляющей втулки и первой сте«гке корпуса.
2. Устройсt««o по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что поверхность фланца направляющей втулки, ко-ITp«<ò«tðóþùà«t с телами качения, выполнена в в««де усече««ного конуса, меньшее основание которого расположено со стороны промежуточного узла.
3. Устройство по п.l, о т л ич а ю щ е е с я тем, что поверх" ность фланца направляющей втулки, контактирующая с телами качения, выполнена в виде усеченной сферы с двумя основаниями различной площади с центром на oc«t направляющей. втулки и с радиусом, равным длине перпендикуляра к касательной, проведенной к сфере в точке касания ее с телами качения между указанной
У точкой и точкой его пересечения с осью направля«сщей втулки.
4.Устройство по пп.l и 3, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что основание усеченной сферы меньшей площади расположе«го со стороны промежуточного узла.
5, Устройство по пп.l и 3, о тл и ч а ю щ е с с я те««, что основание усеченной сферы большей площади расположено со стороны промежуточного узла.
6. Устройство но п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что кромки корпуса обращены к аси промежуточного узла.
7. Устройство по п.1, о т л и— ч а и щ е е с л тем, что кромки корпуса обращены к его наружной боковой поверхности.
8. Устройство по п.1, о т л ич а ю щ е е с я тем, чта ано снабжена упругим кольцом, корпус выполнен составным в виде двух расположенных соасно стаканов с фланцами; в боковых стенках и фланцах которых выполнены осевые прорези с образованием выступов, при этом выступы одного стакана расположены в прорезях другого, а упругое кольцо размещена между фланцами стаханов.
3 а страйс гво па п ° 1 р а т Jl Il ч а ю щ е е с я тем, что диаметр тел качения, размещенных в отверстиях одного пэ рядов, больше диаметра тел качения,раэмещенпых в отверстиях другого ряда.
10. Устройство по п.1, о т Л и— ч а ю щ е е с я тем, что в каждом ряду расположено по крайней мере три тела ка !ения.
11, Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ с е с л тем, чта центры тел качения смещены относительно наружной поверхности торцовой стенки корпуса, в которой они размеще1208357 ны, в сторону ее внутренней поверхности
12. Устройство по п.1, о т л и» ч а ю щ е е с я тем, что отверстия для тел качения выполнены с.переменным диаметром, увеличивающимся от наружной поверхности торцовой стенки корпуса к ее внутренней поверхности.
13. Устройство по п.1, а т л ич а ю щ е е с я тем, что вторая торцовая стенка корпуса выполнена с изгибам вдоль аси в сторону первой торцовой стенки.
14. Устройство по пп. 2 и 13, о т л и ч а ю щ е е с л тем, что угол изгиба второй торцовой стенки равен углу наклона образующей усеченнога конуса поверхности . фланца, контактирующей с телами качения.
15, Устройство па пп. 3 и 13, а т л и ч а ю щ е е с я тем, чта угол изгиба второй торцовой стенки корпуса ранен углу наклона к оси втулки касательной к паверх— ,ности усеченпай сферы фланца, проведенной в точке касания с нею тел качения.
16, Устройство по п.1, а т л ич а ю щ е е с я тем, что промежуточный узел подпружинен относительно фланца.
Пзабретепие относится к машиностроении, в частности, к .Устройствам длл выключения муфт сцепления различных транспортных средств.
Цель изобретения — повышение 5 надежности работы путем компенсации лине шай и угловой несоосностн муфты сцепленил и выключающего устройI ства, путем обеспечения независимого перекатывания тел качения, размещен- 10 ных в промежуточном узле, отнасительпо фланца направляющей втулки и подшипника качения. °
Па фиг.! изображено устройство . длл выкл1очения муфты сцепления, 15 поперечный разрез; на фиг.2 — то же, вариант, исполнения с составным корпусои промежуточного узла; на фпг.3 — вид Л на фиг.2; на фиг.4— разрез Б-Б на фиг.3 (вариант выполнения); па фиг.5 — прамежутачньй узел, поперечный разрез; на фиг,6— устройство для выключения муфты сцепления (вариант выполнения}, Устройство для вьп<люченил муфты сцепления содержит нажимнай элемент
1, направллющую втулку 2 с фланцем 3 для соединения.с вилкой выклю-., чения сцепления ;не изображена), соеднпе с флаицем 3 кожух 4, в котором размещен радиальный подшипник качения, внутреннее кольцо 5 которого выполнено за одна целое с пажимным элементом i и установ3 лено концентрично на втулке ? с зазором, а наружное кольцо 6 контактирует своим торцом с промежуточным узлом 7.Промежуточный узел 7 установлен между наружным кольцом б подшипника и фланцем 3 втулки
2 и находится во взаимодействии с ними. На наружном кольце б подшипника закреплен кожух 8 с торцовой поверхностью, которая взаимодействует с промежуточным узлом 7. Подшипник качения установлен в кожухе 4 с воэможностью радиального перемещения .относительно промежуточного узла 7 и вместе с промежуточным узлом 7 может перемещаться относительно поверхцости фланца .3 втулки 2. При этом изменяется угловое положение оси подшипника. В 1сожухе 4 установлен упругий элемент 9, поджимающий в осевом направлении наружное кольцо 6 подшипника вместе с про11ежуточным узлом 7 к флапцу 3.
По варианту исполнен-я промежуточный узел 7 дополнительно подпружинен относительно фланца 3 упругим элементом 10, например—
1<ольцевой пр 5жиной, Промежуточный узел 7 представляет собой 0 -образньп1,корпус !1, состоящий иэ дву:с расположенных параллельно. с зазором плоских торцовых стенок 12 II 13, скреаэс-.нных между собой по периферийной поверхности, например, сварко1":, упругим кольцом и другими спосооами
По варианту исполнения корпус 11 промежуточного узла 7 выполнен в виде цельного пустотелого торовоIо кольца с плоскими торцовыми стенками 12 и 13, замкнутого по наружной боковой поверхности 14, т.е, с кромками 15, обращенными к оси промежуточного узла.
Торовое кольцо может быть замкнуто и по внутренней боковой поверхности; в этом случае eI о кром1<и обращены к его наружной боковой поверхности (не показано1 .
Корпус ll имеет центральное отверстие 16, охватывающее втулку 2 с зазором.
Каждая стенка 12 и 13 имеет равномерно расположенные по окружности отверстия 17 и 18.
Отверстия 17 одной стенки 12
:смещены по отношению к отверстиям
18 другой стенки по крайней мере на величину их радиуса, а в каждой .
1 208357 4 стенке 12 и !3 выполнено не менее трех. равномерно расположенных отверстий. соответственно 17 и 18.
Отверстия 17 стенки 12 корпуса
il распопоже11м против торца наружного 1 Fl фзlаFI11P 3 °
0cepF .IIe»Fl»1e между собой торцовые стенки 12 и 13 корпуса 11 образуют пс: ость 19, которая может быть закрыта ьо внутренней боковой
-. о1з ерх но с т11.
11ежцу стен1<ами 1? и 13 корпуса ! 1 в по. oстц 16 размещены тела ка лия, например, шарики 20 и 21, которые устано1зле ы в каждом отверс»IlI 17 и 18. Диамет!1 отверст1гй 17 и 1Я ме11ьше диаметра шариков 20
1I 21, поэтому I. остью торпс них стенок
12 и 1 3 корпуса 11. !
:,,чдьй 1. 11сс 20 и 21 свободно у т ..1овлен в отнерсзия.с 17 и 18 сте.к к 2 и 13 и мсжет взакмоде11ство30 зать прилегающими. к шарикам по- . верхностями и перекатываться по ним. !
Яа 11кп 20 и 2!, помещенные в кор.:ус — 11, о<разуют JJ=a ряда тел каспия, выс1упзющ1 х по разные còîðî1 ы корпуса 11 и расположенных с перекр»ткем 1з11у",ри него. TeJIA каче11пя одного ряда 1г1еют одинаковый типоразмер, ". Iñà;:FII.III ряд может иметь
Количество шариков 20 и 21, разме"
40 генных в отверстиях 17 и 18 в каждой . стенке 1? и 13 корпуса 11, должно быть не менее трех. Шарики должны быть равномерно. расположены. по окружности стенок 12 и 13. Такое их
45 количество и положение обеспечивает устойчивость промежуточного узла 7 между торцом кольца подшипника 6 и поверхностью фланца 3.
Каждое отверстие 17 и 18 в стен ках корпуса 11 выполнено переменного сечения увеличивающегося от наружной поверхности торцовых. стенок 12 и 3 к 1п< в поверхности, расположенной внутри полости 19 корпуса ll, а центр каждого шартп<а 20
1I 21 смещен относительно наружной
IIoIIepxIIoc II стенок 12 и 13.в сторону их внутрепней поверхности. Это
1208357
10 обеспечивает уменьшение поверхности контакта. шариков 20 и 21. со стенками 12 и 13 корпуса 11.
Размещение шариков 20 и 21 между стенками 12 и 13 в отверстиях 17 5 и 18 предотвращает их от выпадения из отверстий,в то же время стенки
12 и 13 служат опорными поверхностями для шарикон 20 и 21. Полость
19 может быт| заполнена смазывающим веществом °
1. азмещен|п|е н полости 19 между стенка>ли 12 и 13 шарики 20 и 21 нэа>лмодейст|зуют с прилегающими к JJHJJ элементамн устройства. Шарики 20 нэанмодейстнуют одной стороной с торцом наружного ког|ьца 6> надшип-, ка 3|ли торцом зак1>епленно| о IJQ. кольце подшипника кожуха 8, а нторой стороной †.с внутренней поверхностью стенки 13. Шарики 21 нзанмодействуют одно|л стороной с поверхностью фг|анца 3, а другой стороной— с внутренней поверхностью стенки 12. корпуса !!. Такое положение тел ка" чення в корпусе 11 промежуточного узла обеспечивает их независимое перекатывание по двум поверхностям сопрягающихся с ними деталей °
Контактирующая с шариками 21 З0 поверхность фланца 3 направляющей втулки 2 может быть ныполнена в ниде усече||ного конуса 22, меньшее оснонанне которого направлено н сторону промежуточного узла 7; 35
Угол наклона образующей конуса
22 к оси втулки 2 p., равный 45о
60, обеспечивает надежную работу устрайст|3 <1.
Па варианту исполнения поверх- 40 пасть фланца 3 может быть выполнена в I3IJge усеченной сферы 24 с двумя основаниями 25 н 26 различной площади. Основание 25,меньшей площади может быть расположено са стороны 45 промежуточного узла 7, Кривизна с<1>еры выполнена такой, что касательная 27,. проведенная к поверхности сферы 24 н средней части кольценого участка н тачке касания с ней шари- 5О ка 21, образует с осью нтулки 2
JJ угол Р, равный 55-65 . Радиусом сферы !| является .перпендикуляр к касательной из точки касания до пересечения с осью втулки 2-. По вариан- 55 ту выполнения устройства оснона.— ние 26 большей площади усеченной сферы 24 фланца 3 может быть распо-<. ложено со стороны промежуточного узла 7.
Стенка 13 корпуса ll,расположенная со стороны,поверхности фланца 3 по периметру центрального отверстия, выполнена изогнутой в сторону стенки l2. Угол g изгиба стенки 13 выполнен равным углу К или углу Р .
По варианту выполнения корпус промежуточного узла 7 может состоять из днух стаканон 28 и 29, соединенных между собой разрезным упругим кольцом 30. Каждый стакан 28 (29) имеет дно с центральным отверстием и перпендикулярный его оси сланец 31 (32), Боковая стенка и фланец 3! (32) каждого. стакана 28 (29) разделены осевыми прорезями с образованием выступов (не обозпачены). Выступы одного стакана
28 (29) взаимодействуют с прорезями второго стакана 29 (28), а между фланцами 31 и 32 установлено разрезное упругое кольцо 30, Дно
ЗЗ, (34) одного стакана 28, (29) расположено параллельно, другому с зазором,. а отверстия 17 и 18 выполнены |О, окружности на дне ЗЗ, (34) каждого стакана 28,(29) . Шарики
20 и 21 размещены в отверстиях 17 и 18.
Наружное кольцо 6 подшипника может быть сопряжено с нажнмным элементам 1. для взаимодействия с муфтой сцепления (не показано), а внутреннее кольцо 5 подшипника своим торцом взаимодействует с промежуточным узлом 7.
Устройство работает следующим образом..
Под действием приложенных усиг|ий к вилке выключения сцепления
{не показано) последняя, действуя па фланец 3 нтулки 2, перемещает устройство и осевом направлении до саприкоснонения нажимного элемента
1 с элементами муфты сцепления, например лепестками дисковой пружины (не показано).
Бследствие несоосности осей втулки 2 и муфты сцепления и имеющегося углового смещения осей от приложенных сил и реакций возникают моменты,. которые смещают.наружное кольцо 6 подшипника и весь подшипник в радиальном направлении относительно промежуточного узла 7, Прн этом наружное кольцо 6 под7
1шипника своим торцом или торец кожуха 8, закрепленного на кольце 6 подшипника., перекатывается по шарикам 20, Последние перекатываются па боковой стенке 13 корпуса 11. Под действием этих же сил и моментов промежуточный узел 7 вместе с подшипником качения перемещается относительно поверхности 22 или 24
;фланца З.При этом шарики 21 перекатываются по поверхности конуса 22
208357 8 нли сферы 24 фланца 3 направляющей втулки 2, из .еняя угловое положение подшипника вместе с промежуточным узлом 7 относительно муфты сцепления.
Происходит совмещение осей подшш1ника качения и муфты сцепления.
Муфта сцепления и вйутреннее кольцо
5 подшипника вращаются в соосном
10 положении как линейном, так и угловом, пп
1208357
1208357 ф/
Составитель И.Лукина
Редактор Л.Пчелинская Текред G.Âàöèíííä
Корректор В.Синицкая
Подписное
Филиал ППП "Патент" > г.ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 1074 Тираж 880
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открьггий
113035, Москва, 3(-35, Раушская наб,, д.4/5