Способ определения технического состояния топливной аппаратуры дизеля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 F 02 М65 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ линдрам.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРетений и ОткРь1тий (2 1 ) 359714 1/25-06 (22) 26.05.83 (46 ) 07. О 3. 86. Бюл. У 9 (71) Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (72) В.К. Иванов, Жорж Чиквенду Ихеначо (NG) Е.Г. Пономарев и А.И. Шатохин (53) 621.43.038(088.8) (56 ) Авторское свидетельство СССР

N9 842210, кл. F 02 М 65/00, 1981. (54)(57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ

ДИЗЕЛЯ, заключающийся в том, что при

„„SU„„1216409 А работе дизеля на заданном режиме подают в нагнетательную магистраль топливо от построннего источника через невозвратный клапан, измеряют расход топлива и определяют неравномерность подач топлива по цилиндрам, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью снижения трудоемкости, в качестве измеряемого расхода принимают расход топлива, подаваемый в нагнетатель.— ную магистраль от постороннего источника, и определяют неравномерность этого расхода, по которой судят о неравномерности подач топлива по ци1216409 2

40 15

Изобретение относится к способам контроля технического состояния топливоподающей аппаратуры дизелей и мо. жет быть использовано при диагности,ке состояния топливоподающей аппаратуры в условиях эксплуатации.

Цель изобретения — снижение трудоемкости.

На фиг. 1 приведена схема измерения количества топлива, подаваемого в нагнетательную магистраль; на фиг. 2 — осциллограммы давления в нагнетательной магистрали без подключения обратного клапана и с его подключением; на фиг. 3 — характеристики, связывающие подачи через невозвратный клапан q с подачами по цилиндрам 1 (Ь), неравномерность подач по цилиндрам Я и неравномерность подач топлива Ъ кчерез невозвратный клапан в нагнетательную магистраль в функции от положения рейки hp(8), еля взаимная корреляция в функции частоты (2, $ ).

Система топливоподачи (фиг. 1) содержит плунжерный насос 1, нагнетательную магистраль 2, форсунку 3 закрытого типа, невозвратный клапан 4, дополнительный канал 5 и являющийся посторонним источником измеритель 6 расхода топлива, подаваемого в нагнетательную магистраль 2. Насос 1 содержит нагнетательный клапан 7 и канал 8 всасывания топлива.

Система работает следующим образом.

Насос 1 подает топливо в магистраль 2 и к форсунке Э. При отсечке подачи и разгрузке нагнетательной магистрали 2 отсасывающим пояском клапана 7 в магистрали 2 происходит движение волн давления-разрежения.

Кривая 9 давления (фиг. 2а) в штуцере нагнетательного клапана 7 насоса 1 после отсечки имеет вид интенсивного волнового изменейия, причем иа участках 10 имеет место разрежения, показанное условно пунктирной линией.

При определении технического состояния насоса на штуцер насоса 1 устанавливается измеритель б, связаинъ и каналом 5 с невозвратным клапаном 4, подключенным к магистрали 2. В моменты времени, соответствующие прохождению мимо клапана 4 волны разрежения, клапан 4 открывается и топливо иэ измерителя 6 поступает в нагнетательную магистраль 2. При этом кривая 11 давления (фиг. 2б) в штуцере нагнетательного клапана 7 насоса 1 меняет свой вид. Для нее характерным становится исчезновение периодов 10 наличия разрежения в нагнетательной магистрали, В течение заданного времени измеряется расход топлива из измерителя 6 на подпитку магистрали 2. После измерения в одной секции измеритель 6 с каналом 5 и клапаном 4 подключается к следующей секции насоса !. Проводятся измерения расхода топлива из измерителя 6 на подпитку

15 магистрали 2. Затем измерения проводятся по остальным секциям.

Экспериментальные исследования показали, что между цикловой подачей топлива в цилиндры двигателя и подачей топлива из измерителя 6 в нагнетательную магистраль 2 существует закономерная связь (фиг. За). Испытания проводятся как при постоянной частоте, так и при постоянном положении рейки топливного насоса. Неравномерность цикловых подач определяется по соотношению

8 „= — 100X, Я %cp

1 1 »ч, 1 »ч макс Й кма чср (ь, макс

+g „„„) . Неравномерность подач иэ измерителя б о- . определяют по соотЧ ношению

Б = — - — 1007., Ъ

1.макс Мин» сР с макс С1.м@н)

На основании эксперимента построены зависимости фиг. 3, связывающие неравномерность цикловых подач штатным насосом 3 и неравномерности подач 8 1, иэ измерителя 6 в магистраль 2 от положения рейки h . На осР новании указанной зависимости построена корреляционная зависимость между неравномерностью подач топлива штатным насосом 8g и неравномерностью подач топлива иэ измерителя 6 (фиг. 3 g) .

Таким образом, определив на штатном двигателе величину 8, можно по графику фиг. ЗЬ определить значение неравномерности подач топлива штатным насосом 8 по цилиндрам.

На фиг. Э и с1 показано построе- . ние зависимости между &а, и о для случая поддержания постоянства положения рейки и переменности частоты вращения. Определив при и р эначе1216409

10 М ния 8 по графику фиг. Зо, получаем значения Р,, Кривые на фиг. Зо и а получены на топливном насосе типа УТН-6 при испытаниях его на безмоторном стенде, а затем апробированы при испытаниях на стенде с дизелем. Зависимости типа приведенных на фиг. ЗЬ и могут быть получены при испытаниях любых двигателей или их топливных аппаратур.

В процессе эксплуатации происходит изменение остаточного давления топлива за счет того, что имеет место износ нагнетательного клапана (его посадочного конуса, поверхности разгрузочного пояска), износ пары игла — корпус форсунки. В этих условиях износ пояска клапана при сохранении гидроплотности его приводит к росту остаточного давления, а следовательно, увеличению цикловой подачи. Повышенное остаточное давление снижает величины подач q топлива от измерителя в магистраль 2. При превалирующем износе поверхностей, обеспечивающих гидроплотность системы, остаточное давление снижается, степень разгрузки магистрали 2 .увеличивается, степень подпитки магистрали от измерителя 6 возрастает, а цикловая подача в штатном насосе при снижении остаточного давления снижается. Таким образом, в ходе эксплуатации отмеченные связи между q u g не нарушаются, и при росте Р, проис" ходит рост 8 .

12164О9 файф,*й771 ф, À щ%

Ic gg dp иифаФ

025 D5 0,75

,. 1д =Вил

085 05 g 75 1, dy, II1 = 00/7Ю1 ф g

Ю 20

Ф 15

Ю, Ю

Составитель В. Павлюков

Редактор О. Бугир Тех е р д О.Неце Корректор Е. Сирохман

Заказ 976/39 Тираж 524

ВНИИПИ Государственного комитета СССР. по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал 1ШП "Патент", г. Уж=ород, ул. Проектная, 4