Способ получения образца для коррозионно-усталостных испытаний сварных точечных соединений
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСН0МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ между пластинами подают коррозионноактивную среду, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения, достоверности полученньгх результатов путем приближения условий испытаний к эксплуатационным, перед подачей коррозионно-активной среды пластины деформируют до получения между ними зазора, равного толщине слоя продуктов коррозии при заданном сроке эксплуатации.
2. Способ по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что деформацию пластин выполняют путем введения между ними клиновой вставки °
3. Способ по п.2, о т л и ч а юшийся тем, что клиновую вставку выполняют из материала, идентичного материалу одного из элементов сварного соединения.
Фиг,1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2 1 ) 3826949 /25-2 7 (22) 24.12,84 (46) 23.03.86, Бюл. ¹ 11 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-технологический инстигут вагоностроения и Отраслевой отдел по грузовым специализированным вагонам в г. Кременчуге Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения (72) В,С.Татаринов, Е,Т.Иорш и В.И.Терещенко (53) 621.791.763.011(088.8) (56) Физико-химическая механика материалов, 1970, № 5. (54)(57) 1. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗЦА
ДЛЯ КОРРОЗИОННО-УСТАЛОСТНЫХ ИСПЫТАНИЙ СВАРНЫХ ТОЧЕЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ, при котором производят точечную сварку внахлестку двух пластин и в зазор (50 4 В 23 К 28/00, С 01 И 3/18
1219299
Изобретение относится к области испытаний сварных соединений, а именно к способам коррозионно-усталостных испытаний нахлесточных точечных соединений, и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для исследования долговечности сварных соединений °
Цель изобретения — повышение достоверности полученных результатов за счет приближения условий испытаний к эксплуатационным.
На фиг.1 представлен образец, подготовленный к испытаниям, общий вид; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1.
В процессе эксплуатации вагонов и других конструкций в условиях воздействия атмосферной щелевой коррозии и циклических нагрузок на элементы сварного нахлесточного соединения с точечным швом в зазоре соединения возникают продукты коррозии, имеющие больший объем, чем прокорродировавшая сталь. В процессе эксплуатации укаэанное приводит к деформациям элементов соединения (например, при двадцатилетнем сроке эксплуатации в среднем до 9-9,5 мм) и возникновению дополнительных коррозионных напряжений в сварных точках.!
При испытаниях по предлагаемому способу между элементами 1 и 2 co\ единения вводят клиновую вставку 3 до получения между ними зазора, соответствующего толщине слоя продуктов коррозии при заданном сроке эксплуатации. Для исключения влияния материала вставки 3 на результаты испытаний последняя выполняется из того же материала, что и один иэ элементов соединения.
Пример. Испытаниям подвергают образец сварного соединения, верхний лист которого выполняют из стали 10ХНДП толщиной 3,8 мм, нижний — из стали 09Г2Д то пциной 8,0 мм, Соединение нахлесточное с точечными шв ами.
Клиновую вставку выполняют из стали 10ХЕДП с размером рабочего се5 чения 3,5х20. Деформатор вводят в щелевой зазор в рабочей зоне сварного образца до образования зазора между элементами соединения, соответствующего толщине слоя продуктов коррозии при восьмилетнем сроке службы полувагона (соединение нижней обвязки с обшивкой боковой стены), т.е. до получения усредненной коррозионной деформации за восьмилетний срок эксплуатации.
Образец с вставкой устанавливают в стенд для коррозионно-усталостных испъ|таний, где обеспечивается нагружение его циклическими изгибающими нагрузками и подачи в щелевой зазор коррозионного раствора, например
ЗЕ-ного раствора NaC1. Нагружение проводят до образования кольцевой усталостной трещины на центральной точке со стороны более тонкого элемента в рабочей зоне образца.
Исследование разрушенных в резуль тате испытаний сварных точек показало, что характер их разрушения такой
ЗО же, как и при длительной эксплуатации соединения в сварной конструкции в условиях совместного воздействия циклических изгибающих нагрузок и щелевой коррозии.
Применение предлагаемого способа коррозионно-усталостных испытаний нахлесточных сварных соединений с точечными швами позволяет повысить точность испытаний, т,е, получить
4р более достоверные данные о долговечности соединений в условиях, приближенных к эксплуатационным при атмосферно-щелевой коррозии, позволяет выбрать наиболее оптимальный вид конструкции соединения и технологию его выполнения и тем самым увеличить срок службы иэделия °
В Н ИИПИ Заказ 1194/19
Тираж 1001 Подписное
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4