Способ получения образца для коррозионно-усталостных испытаний сварных точечных соединений

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСН0МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ между пластинами подают коррозионноактивную среду, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения, достоверности полученньгх результатов путем приближения условий испытаний к эксплуатационным, перед подачей коррозионно-активной среды пластины деформируют до получения между ними зазора, равного толщине слоя продуктов коррозии при заданном сроке эксплуатации.

2. Способ по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что деформацию пластин выполняют путем введения между ними клиновой вставки °

3. Способ по п.2, о т л и ч а юшийся тем, что клиновую вставку выполняют из материала, идентичного материалу одного из элементов сварного соединения.

Фиг,1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2 1 ) 3826949 /25-2 7 (22) 24.12,84 (46) 23.03.86, Бюл. ¹ 11 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-технологический инстигут вагоностроения и Отраслевой отдел по грузовым специализированным вагонам в г. Кременчуге Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения (72) В,С.Татаринов, Е,Т.Иорш и В.И.Терещенко (53) 621.791.763.011(088.8) (56) Физико-химическая механика материалов, 1970, № 5. (54)(57) 1. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗЦА

ДЛЯ КОРРОЗИОННО-УСТАЛОСТНЫХ ИСПЫТАНИЙ СВАРНЫХ ТОЧЕЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ, при котором производят точечную сварку внахлестку двух пластин и в зазор (50 4 В 23 К 28/00, С 01 И 3/18

1219299

Изобретение относится к области испытаний сварных соединений, а именно к способам коррозионно-усталостных испытаний нахлесточных точечных соединений, и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для исследования долговечности сварных соединений °

Цель изобретения — повышение достоверности полученных результатов за счет приближения условий испытаний к эксплуатационным.

На фиг.1 представлен образец, подготовленный к испытаниям, общий вид; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1.

В процессе эксплуатации вагонов и других конструкций в условиях воздействия атмосферной щелевой коррозии и циклических нагрузок на элементы сварного нахлесточного соединения с точечным швом в зазоре соединения возникают продукты коррозии, имеющие больший объем, чем прокорродировавшая сталь. В процессе эксплуатации укаэанное приводит к деформациям элементов соединения (например, при двадцатилетнем сроке эксплуатации в среднем до 9-9,5 мм) и возникновению дополнительных коррозионных напряжений в сварных точках.!

При испытаниях по предлагаемому способу между элементами 1 и 2 co\ единения вводят клиновую вставку 3 до получения между ними зазора, соответствующего толщине слоя продуктов коррозии при заданном сроке эксплуатации. Для исключения влияния материала вставки 3 на результаты испытаний последняя выполняется из того же материала, что и один иэ элементов соединения.

Пример. Испытаниям подвергают образец сварного соединения, верхний лист которого выполняют из стали 10ХНДП толщиной 3,8 мм, нижний — из стали 09Г2Д то пциной 8,0 мм, Соединение нахлесточное с точечными шв ами.

Клиновую вставку выполняют из стали 10ХЕДП с размером рабочего се5 чения 3,5х20. Деформатор вводят в щелевой зазор в рабочей зоне сварного образца до образования зазора между элементами соединения, соответствующего толщине слоя продуктов коррозии при восьмилетнем сроке службы полувагона (соединение нижней обвязки с обшивкой боковой стены), т.е. до получения усредненной коррозионной деформации за восьмилетний срок эксплуатации.

Образец с вставкой устанавливают в стенд для коррозионно-усталостных испъ|таний, где обеспечивается нагружение его циклическими изгибающими нагрузками и подачи в щелевой зазор коррозионного раствора, например

ЗЕ-ного раствора NaC1. Нагружение проводят до образования кольцевой усталостной трещины на центральной точке со стороны более тонкого элемента в рабочей зоне образца.

Исследование разрушенных в резуль тате испытаний сварных точек показало, что характер их разрушения такой

ЗО же, как и при длительной эксплуатации соединения в сварной конструкции в условиях совместного воздействия циклических изгибающих нагрузок и щелевой коррозии.

Применение предлагаемого способа коррозионно-усталостных испытаний нахлесточных сварных соединений с точечными швами позволяет повысить точность испытаний, т,е, получить

4р более достоверные данные о долговечности соединений в условиях, приближенных к эксплуатационным при атмосферно-щелевой коррозии, позволяет выбрать наиболее оптимальный вид конструкции соединения и технологию его выполнения и тем самым увеличить срок службы иэделия °

В Н ИИПИ Заказ 1194/19

Тираж 1001 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4