Устройство для измерения жесткости зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к устрой-, ствам для эксперименталь ого определения жесткости косозубых колес и их зубьев и позволяет повысить точность измерения за счет исключения влияния радиальных и осевых усилий, возникающих в зацеплении. Испытуемые колеса вводятся в зацепление с центральным колесом, которое через тела качения, обойму и стакан связано с механизмом рычажного нагружения и динамометром. После установки и нагрузки колес выворачиваются регулировочные винты, освобождающие обойму, в результате чего последняя и вместе с ней центральное колесо получают возможность самоустановки на телах качения. Измерение деформаций осуществляется через рычаг , связанный с колесом, индикато- pdM. 4 ил. i W
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (Я) 4 G 01 М 13/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТНЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3807235/25-28 (22) 28.)0.84 (46) 23.04.86. Бюл. М - 15 (71) Ленинградский ордена Ленина и ордена Красного Знамени механический институт (72) Н.С.Кузьмин, Г.Д.Малышев и В.И.Смирнов (53) 620.178:621.833(088.8). (56) Орлов П.И. Основы конструиро- вания. М.: Машиностроение, 1977, т. 2; с. 458-459.
Там же, с. 503-506.
Авторское свидетельство СССР
У 188090, кл. G 01 М 13/02, 1965. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к устрой-. ствам для экспериментального опоеделения жесткости косозубых колес и их зубьев и позволяет повысить точность измерения за счет исключения влияния радиальных и осевых усилий, возникающих в зацеплении.
Испытуемые колеса вводятся в зацепление с центральным колесом, которое через тела качения, обойму и стакан связано с механизмом рычажного нагружения и динамометром. После установки и нагрузки колес выворачиваются регулировочные винты, освобождающие обойму, в результате чего последняя и вместе с ней центральное колесо получают возможность самоус— тановки на телах качения. Измерение деформаций осуществляется через рычаг, связанный с колесом, индикато ром. 4 ил.
1226108
Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для экспериментального определения жесткости косозубых колес, в том числе и их зубьев.
Цель изобретения йовышение точности измерения жесткости косозубых колес путем исключения влияния радиальных и осевых усилий, возникающих в зацеплении косозубых и шевронных . колес.
На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-A на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез В-В на фиг. 2.
Устройство содержит основание 1 с опорами 2 и 3 для жесткого крепления косозубых испытуемых колес и 5, входящее в зацепление с ними центральное зубчатое колесо 6, установленное на валу 7, связанном с механизмом 8 рычажного нагружения и динамоментром 9.С центральным ко» лесом 6 жестко соединен рычаг 10 угла поворота, величина перемещения которого определяется с помощью индикатора 11.
На основании l закреплен перпендикулярно оси вала 7 стакан 12, в котором размещена кольцевая обойма
13, с по крайней мере двумя сферическими телами 14 и 15 качения, установленными симметрично оси вала 7 и контактирующими с торцом стакана
12 и упорным диском 16, закрепленным на торце центрального колеса 6.
Центры сферических тел 14 и 15 качения расположены в плоскости, парал- лельной торцу стакана 12 и перпендикулярной осям центрального колеса
6 и опор 2 и 3. На стакане 12 установлены регулировочные винты 17, взаимодействующие с кольцевой обоймой 13.
Устройство работает следующим образом.
Перед началом испытаний регулировочными винтами 17 фиксируется положение кольцевой обоймы 13. После предварительного нагружения испытуемых колес 4 и 5 регулировочные винты 17 выворачиваются до появления зазора между ними и кольцевой обой10
l$ лесами, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерения жесткости косозубых
4 колес, оно снабжено закрепленным на основании перпендикулярно валу стаканом, размещенной в последнем обоймой, контактирующими со стаканом и торцом центрального колеса по крайней мере двумя сферическими телами качения, установленными симметрично оси вала и лежащими в плоскости, перпендикулярной осям опор, и регулировочными винтами, связывающими стакан с обоймой.
30 мой 13.усилие через динамоментр . 9, механизм 8 рычажного нагружения, вал 7 передается на центральное зубчатое колесо 6, которое нагружает зубья находящихся с ним в зацеплении испытуемых косозубых колес 4 и 5.
Контактирующие зубья под действием нагрузки деформируются. Величина деформации передается для регистрации через рычаг 10 угла поворота на индикатор )l. Осевое усилие, возникающее на центральном зубчатом колесе 6 во время испытаний, воспринимается стаканом 12 через упорный диск 16 и сферические тела )4 и 15 качения. При этом обеспечивается,свобода перемещений центрального колеса. 6 как в плоскости торца стакана
12„ так и вокруг оси, проходящей через центры сферических тел 14 и 15 качения, необходимых для самоуравновешивания сил, возникающих при зацеплении его зубьев с зубьямииспытуемых колес 4 и 5, что обеспечивает возможность испытания колес с косыми зубьями и зубьями Новиковских, а также определение и оценку неравномерности распределения нагрузок в зацеплении и величину напряжений, действующих в опасном сечении зубьев.
Формула изобретения
Устройство для измерения жесткости зубчатых колес, содержащее основание с опорами для крепления испытуемых колес, механизм рычажного нагружения, связанный с последним вал и размещенное на нем центральное зубчатое колесо, предназначенное для взаимодействия с испытуемыми ко!
226)08
73 76
Фиг. Г
1226108
12
ФигЗ
Составитель Ю.Красненко.:
Редактор А.Коэориз Техред Л.Олейник Корректор А.феРенц
Заказ 2113/31
Тираж 778 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4 д