Фрикционный демпфер транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ. СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51) 4 В 61 F 512 F 16 I 708!
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
КП,, В,,;!С 1 К1«И Д 1 у
1 !
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3720409/27-11 (22) 04.04.84 (46) 07.05.86. Бюл. № 17 (71) Институт технической механики
АН УССР (72) В. Ф. Грачев, В. С. Иккол, В. Ф. Ушкалов и О. B. Ушкалов (53) 629.4.027.35 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 846353, кл. В 61 F 5/12, 12.10.78.
„„SU„„1229106 А i (541 i 57 с!а1-::11хЦ11011НЫЙ ДЕМПФЕР
ТРАНС) .ОРТ1-1ОГС! (РГДСТВА, содержаIkkH:- I !,1ри lkHAEHIHié вкладыш, установленный мс.-к т !1 HH„;ой планкой, закрепленEIo!l:::: .;, .иой части транспортного средства,::;;,:!",!гом. связанным с другой частьк1 тр"..с: t ò:þl.H средства. от.1ича1ои ийг.ч
1 сс . ч с., c lk . ью новы!пени и H. !явности ходя транспортного средства, контактирующис !!;!ясрхности фрик1!ионного вкладыша
И К. .:;!;. " !l!! „ . НСИЬ, С ХгГЛХОГ1ЕНИ51Х1И, В КОтОП ..: ;! .;!! t!!II - : 1! C 1» KH "IÑHli51. Х ГЛХОлеии5. н-.. ол!!с !1;! с я.наивной, возрястя1оHtt. :i t tc;i !tt ..I -nC -(о li! 1иЕНИй! РЯВН1,1Х
1229106
Составители М. Марков
Техред И. Верес Корректор Л. Ференн
Тираж 473 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., и. 4/5
Филиал ППП хПатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор С. Патрушева
Заказ 2218/16
Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям фрикционных демпферов рессорного подвешивания тележек железнодорожных транспортных средств.
Цель изобретения — повышение плавности хода транспортного средства.
На фиг. 1 изображен фрикционный демпфер, разрез; на фиг. 2 — — разрез А — А на фиг. 1 (вариант тел качения сферической формы); на фиг. 3 — демпфер, вариант тел качения цилиндрической формы; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 3.
Фрикционный демпфер транспортного средства содержит фрикционный вкладыш 1, который установлен между фрикционной планкой 2, закрепленной на одной части 3 транспортного средства, и клином 4, связанным с другой частью 5 транспортного средства.
Контактирующие поверхности фрикционного вкладыша и клина 4 выполнены с углублениями 6 и 7, в которых расположены либо тела 8 качения сферической формы, либо тела 9 качения цилиндрической формы, в зависимости от варианта исполнения устройства.
При этом углубления 6 и 7 выполнены с кривизной, возрастающей от нуля в центре до значений, равных кривизне тел качения.
Для повышения долговечности фрикционный вкладыш 1 снабжен сменной накладкой 10, охватывающей вкладыш по периметру.
Устройство работает следующим образом.
В процессе движения транспортного средства одна его часть 5 под воздействи5 ем вертикальных неровностей п -тн начиивет совершать колебания относительно другой его части 3. Если силы, вызывающие колебания части 5 транспортного средства, не превышают сил трения покоя Fp на фрикционных поверхностях накладки 10
1О вкладыша 1 и фрикционной планки 2, то последние остаются неподвижными, а колебания с м алыми амплитудами осуществляются благодаря взаимному поперечному смещению клина 4 и фрикционного вкладыша 1 на перекатывающихся телах 8 и 9 качения. Процесс перекатывания сопровождается некоторым отделением клича 4 от вкладыша 1 (за счет его смещения QTHoсительно части 5 транспортного средства по ее наклонной поверхности).
20 Прогрессирующая степень нарастания сопротивления перекатыванию тел качения 8 и 9 приводит к тому, что при некотором уровне амплитуд колебаний части 5 транспортного средства включается в ра25 боту трение F, между сменной накладкой 10 фрикционного вкладыша 1 и фрикционной планкой 2 части 3 транспортного средства и происходит гашение колебаний.
Таким образом, предлагаемый фрикционHh1H демпфер обеспечи вает безударное пе3() реключение подвижных элементов системы (клина 4, фрикцигшного вкладыша 1) с реколеоапий kl8 ppiKII Ihl ко,1c оании с оольшими амплитудами.