Планетарная коробка передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„1232513 А 1 (ц 4 В 60 K 17/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3839896/27-11 (22) 03.01.85 (46) 23.05.86. Бюл. У 19 (7 1) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) В.Б.Альгин, В.В, Грицкевич, В.В.Забиронин и И.С.Цитович (53) 629 ° 113-585.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1025943, кл. F 16 Н 3/44, 1981. (54)(57) 1. ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая корпус, управляемые муфты и тормоза, расположенные по разные стороны водила, входное звено, кинематически связанное с дви гателем, ведомое водило с. сателлитами и взаимодействующие с ними два центральных колеса с валами, каждый иэ которых связан с тормозом и че- рез управляемую муфту с выходным звеном, выполненным в виде центрального вала, коаксиального с валами центральных колес, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью расширения кинематических воэможностей путем увеличения числа передач, выходное звено установлено свободно, а коробка передач снабжена дополнительными двумя управляемыми муфтами для связи выходного звена соответственно с одним иэ центральных колес и водилом и тормозом, связанным с. водилом.
2. Коробка передач по п. 1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена дополнительной управляемой муфтой связи водила с входным звеном.
1232513
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях тяговых и транспортных средств.
Цель изобретения — расширение ки- 5 нематических возможностей путем увеличения числа передач.
На фиг. 1 приведена принципиальная схема коробки передач, по первому варианту, на фиг. 2 — принципиальная схема коробки передач, по второму варианту, на фиг. 3 — кинематическая схема коробки передач, выполненной по первому варианту на фиг. 4 — то же, вариант выполнения; на фиг. 5 †. кинематическая схема коробки передач, выполненной по второму варианту.
Планетарная коробка передач содержит корпус 1, входное звено в виде центрального вала 2, ведомое водило 3 с сателлитами 4, взаимодействующие с ними два центральных колеса 5 и 6 с валами 7и 8соответствен25 но и выходное звено 9. Кроме того, коробка передач содержит тормоза
10 — 12 и управляемые муфты 13 — 17 (управляемую муфту 17 содержит только коробка передач по второму варианту).
Планетарная коробка передач по первому варианту (фиг,. 1), имеющая три передачи переднего хода и одну заднего, работает следующим образом.
Для получения первой передачи необходимо включить тормоз 12, при этом эпицикл 5 планетарного ряда жестко соединен с корпусом 1, управляемую муфту 13, при этом солнечное колесо 6 оказывается подсоединенным к входу коробки передач и на него воздействует входной крутящий момент, и управляемую муфту 14, подсоединяющую водило 3 к выходному звену 9, посредством чего преобразованный кру- 45 тящий момент выводится из коробки передач. Такое включение обеспечивает передаточное отношение U = К + 1, где К вЂ” параметр планетарного ряда, Вторая передача образуется вклю. чением тормоза 10 и управляемых муф
14 и 16. При этом солнечное колесо
6 жестко соединено с корпусом 1 и, следовательно, неподвижно, входной крутящий момент подается на эпицикл
5 и, преобразованный планетарным рядом, передается посредством водила
3 на выходное звено 9. Такое включение обеспечивает передаточное отношеK + 1 ние U
Третья передача переднего хода имеет передаточное отношение U = 1 и образуется блокированием планетарного ряда с помощью управляемых муфт
10 и 16 и подсоединением его к выходному звену 9. При этом планетарный ряд вращается как одно целое.
Передача заднего хода получается включением тормоза 11, жестко соединяющего водило с корпусом 1, управляемой муфты 13, соединяющей солнечное колесо 6 с входом коробки передач, и управляемой муфты 15. соединяющей эпицикл 5 и выходное звено 9. Такое включение тормозов и муфт обеспечивает реверсирование направления движения и передаточное отношение U = -К.
Порядок включения элементов управления и передаточные отношения коробки передач выполненной согласно фиг. 1, приведены в табл. 1.
Планетарная коробка передач по второму варианту (фиг. 2), имеющая четыре передачи переднего хода и одну заднего, работает следующим образом.
Получение первой, второй и третьей передач и передачи заднего хода производится аналогично получению этих передач в коробке передач по первому варианту (фиг. 1).
Четвертая передача переднего хода образуется включением тормоза 10,соединяющего солнечное колесо 6 с корпусом 1, управляемой муфты 15, соединяющей эпицикл 5 с выходным звеном
9, и управляемой муфты 17, подсоединяющей водило 3 ко входу коробки передач. При этом крутящий момент поступает на водило 3 и, преобразуясь в планетарном ряде, снимается с эпицикла 5 и передается на выходное звено 9. Такое включение муфт и тормозов позволяет получить передаточное отношение
К
К+ 1
Порядок включения элементов управления и передаточные отношения коробки передач, выполненной согласно фиг. 2, приведены в табл. 2.
На фиг. 3 — 5 приведены примеры выполнения коробок передач. Тормоза и муфты выполнены в виде зубчатых
3 1232513 4 механизмов. Представленные комбина- позволяют сокрзтить общее число элеции элементов зубчатых механизмов ментов управления.
Таблица .1
Передача Передаточное Включены элементы
К+ 1
Таблица 2
Передача
Включены элементы
К+ 1
+ + +
+ +
7 6
".г
Задний ход
Задний ход
К+ 1
Передаточное отношение
К+ 1
К
К+ 1 i 2"
1232513
3 8
Фи@ 9
Фиг.5
Составитель С.Панкратов
Редактор В.Петраш Техред И.Попович Корректор М.Максимишинец
Заказ 2734/19 Тираж 647 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
1роизводственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4