Зубчатое колесло
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ИИИИИ 1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1 g 4 F 16 Н 55/14
О
6 7 6 7 11
Диг. 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПОД M (21) 3863389/25-28 (22) 11.01.85 (46) 30.06.86. Бюл. № 24 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О. В. Берестнев, В. Л. Басинюк, И. В. Жук, А. М. Гоман и А. А. Якимович (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 238957, кл. F 16 Н 55/14, 1967. (54) (57) 1. ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, содержащее ступицу, зубчатый венец в виде цилиндрической спирали, размещенный между витками спирали демпфирующий элемент и равномерно расположенные по окружности,„ЯЦ„„1240989 разъема венца и ступицы параллельные оси колеса упругие блоки, отличающееся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, демпфирующий элемент выполнен в виде ленты из фрикционного материала, обращенные друг к другу поверхности витков спирали и ленты имеют в осевом сечении колеса трапециевидную форму, каждый упругий блок выполнен в виде чередующихся в осевом направлении упругих и жестких охваченных витками ленты колец.
2. Колесо по п. 1, отличающееся тем, что крайние витки спирали венца скреплены с соседними витками посредством замкового соединения в виде шипа и паза, размещенных на обращенных друг к другу торцовых поверхностях витков.
1240989
3 5
Составитель В. Сергеев
Редактор Н. Слободяник Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко
Заказ 3471/31 Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рву шская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым тяжелонагруженным колесам с крупным модулем.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности колеса. Положительный эффект достигается за счет применения в качестве устройства для демпфирования колебаний элементов колеса — пары трения, обладающей большей нагрузочной способностью - нежели применяемый ранее для этого упругоподатливый материал. Кроме того, положительный эффект достигается за счет конструктивного увеличения жесткости нагружаемого элемента.
На фиг. 1 изображено зубчатое колесо в положении самоустановки венца под нагрузкой, осевое сечение; на фиг. 2 — спиралевидная цилиндрическая заготовка зубчатого венца.
Зубчатое колесо состоит из зубчатого венца 1, выполненного в виде цилиндрической 20 спирали, на концах которой имеются шипы 2 и 3, установленные в соответствующие пазы 4 и 5, соседних витков спирали (фиг. 2), упругих блоков, состоящих из упругих 6 и жестких 7 колец, крепежных валиков 8, шайб 9, гаек 10, ступицы 11 и размещенного между витками спирали зубчатого венца 1 демпфирующего элемента в виде ленты 12 из материала с повышенными фрикционными и демпфирующими свойствами.
Обращенные друг к другу поверхности витков спирали и ленты имеют в осевом сечении колеса трапециевидную форму. Боковые стороны трапеций ленты 12 взаимодействуют с боковыми сторонами трапеций спирали зубчатого венца 1, трапециедальный профиль витков которого выполнен до поверхности впадин зубьев, Упругие 6 и жесткие 7 кольца блоков установлены поочередно в осевом направлении так, что упругие 6 кольца охвачены витками спирали зубчатого венца, а жесткие 7 кольца — витками ленты 12.
При работе в зубчатом зацеплении вследствие перекосов осей, деформаций опор и т.п. возникает неравномерное распределение нагрузки по длине контактной линии (на фиг. 1 показано пунктиром).
При этом витки спирали зубчатого венца 1 подаются в радиальном направлении, взаимодействуя с упругими 6 кольцами, и распределение нагрузки по длине контактной линии выравнивается (на фиг. 1 показано сплошной линией) .
При смещениях витков спирали венца они взаимодействуют также с трапецеидальной поверхностью ленты 12, имеющей повышенные фрикционные свойства, и остаются неподвижными в радиальном направлении, так как она опирается на жесткие 7 кольца. Возникающее при этом трение способствует значительному снижению виброактивности зубчатого колеса. Шипы 2 и 3 в сочетании с крепежными шайбами 9 замыкают ленту и увеличивают ее жесткость в окружном направлении, не ограничивая радиальной подвижности.