Способ дорнования и инструмент для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. Способ дорнования, включающий поверхностное плас тическое деформирование детали с приложением осевого усилия и ,.крутящего момента со стороны переднего хвостовика инструмента для его одновременного перемещения и вращения, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности труд а при обработке мелкоразмерных отверстий с внутренним диаметром 4-10 мм, к инструменту прикладывают дополнительное усилие со стороны заднего хвостовика, при этом отношение скорости вращения инструмента к скорости его осевого перемещения не превышает 10-12, а усилия, прикладываемые к переднему и заднему хвостовикам инструмента, определяют из вьфажения i p,43(iSjL4, где Р - усилие, приложенное к переднему хвостовику; Р - усилие, приложенное к заднему хвостовику; МНР - приложенный крутящий момент; d - диаметр хвостовика. i (Л - to СП 4; ю 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н авторском свидктяльствм ((Я

1 Я

z где Р„

М„р о

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3807319/25-27 (22) 13.08.84 .(46) 23.07.86. Бюл. ¹ 27 (72) Н. П. Корабликов, В. В. Тарасов и Е. С, Махнев (53) 621,919.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 724284, кл. В 23 . D 43/00, 1949, Ашихмин В.Н. Протягивание. M.:

Машиностроение, 1981, с. 62, рис.38. (54) СПОСОБ ДОРНОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТ

ДПЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) 1. Способ дорнования, включающий поверхностное пластическое деформирование детали с приложением осевого усилия и,.крутящего момента со стороны переднего хвостовика инструмента для его одновременного перемещения и вращения, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения производительности труда

„„SU„„1245423 А1 (дц 4 В 24 В 39/02, В 23 D 43/00 при обработке мелкоразмерных отверстий с внутренним диаметром 4-10 мм, к инструменту прикладывают дополнительное усилие со стороны заднего хвостовика, при этом отношение скорости вращения инструмента к скорости его осевого перемещения не превышает 10-12, а усилия, прикладываемые к переднему и заднему хвостовикам инструмента, определяют из выражения — усилие, приложенное к переднему хвостовику;

- усилие, приложенное к заднему хвостовику; — приложенный крутящий момент; — диаметр хвостовика.

1245423 румента с торца ным элементом и ностью вращения

ro .хвостовика ти, P з

2. Инструмент для осуществления способа по и. 1, содержащий передний хвостовик, деформирующую часть и зад". ний хвостовик, о т л и чающийс я тем, что задний хвостовик инстИзобретение относится к металлообработке, в частности к способам поверхностно-пластического деформиро" вания, и может быть использовано при дорновании преимущественно мелкораз- 5 мерных отверстий диаметром 4-10 мм в деталях типа. втулок, корпусов, гильз °

Цель изобретения - повышение производительности при обработке 10 мелкоразмерных отверстий диаметром

4-10 мм.

Сущность способа в том, что осевое перемещение инструмента осуществ. ляют тянущим усилием, приложенным к 15 переднему хвостовику дорна, и дополнительным усилием, которым действуют на задний хвостовик в том же направлении, а для вращения инструмента крутящий момент прикладывают к перед- 20 ! нему хвостовику. Для получения оптимальных результатов дорнования скорость вращения инструмента и,скоРость его осевого перемещения задают в соотношении, не превышающем 25

10-12.

При осуществлении способа размыкают кинематическую связь между зад" ним хвостовиком, нагруженным только в осевом направлении, и рабочим инструментом с передним хвостовиком, которые нагружены в тангенциальном и осевом направлениях. Поэтому для нормальной работы ВсВх элементов дорна тянущее усилие Р,, приложен" ное к переднему хвостовику, и дополнительное усилие Р, действующее на задний хвостовик, находят из соотношения

Р где М„ - момент кручения инструмента;

d — - диаметры хвостовиков. снабжен упругим опорустановлен с возможотносительно передне и деформирующей час"

По предлагаемому способу на инструмент с обеих сторон действуют одновременно два усилия в одном направлении,, суммарный эффект которых почти в два раза превышает предельные усилия. в известных способах.

Так gак тянущее и дополнительное усилие. в предлагаемом способе приложены к разным элементам дорна (к переднему и заднему хвостовикам), порознь они меньше пределов текучес- . ти этих элементов, поэтому суммар-ное усилие не вызывает разрушение дорна.

Для процесса дорнования отверстий соблюдают условие равнонагруженности переднего и заднего хвостовиков дорна, Напряжение в переднем хвостовике, созданное тянущим уснлием и враще" нием, не должно превышать предела текучести 6 материала хвостовика во избежание его обрыва. Сжимающие напряжения„ действующие в заднем хвостовике„ так же не должны превышать его предела текучести 6, так как задний хвостовик при протягивании отверстий считают стержнем малой гибкости, который теряет устойчивость при сжатии по достижению предела текучести.

Условие равнонагруженности хвостовикбв при разорванной кинематической связи между ними может быть представлено в следующем виде:

Данная зависимость определяет то оптимальное соотношение между параметрами Р, P и И„р процесса дорноваиия, которое следует поддерживать для обеспечения равнонагруженной работы хвостовиков дорна.

Зависимость может быть использовано в частном случае, когда дорнование производят без вращения. Составитель В. Кузнецов

Редактор А, Сабо Техред В.Кадар Корректор М, Пожо

Заказ 3945/8 Тираж 740 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4.

3 )2 действием тянущего и дополнительного усилий. B этом случае M„р =0 и зависимость принимает вид P =Р

2> т.е. дополнительное усилие должно быть одинаково с тянущим усилием.

Предлагаемый способ предусматривает осевое перемещение инструмента и его вращательное движение, при этом скорости вращения и осевого перемещения задают в соотношении

10-12. При таких значениях скорос-. тей происходит практически полный поворот вектора сил трения в окружном направлении. Увеличение этого соотношения скоростей не дает дальнейшего снижения осевого усилия.

На чертеже показан инструмент для дорнования по предлагаемому способу.

Инструмент содержит деформирующие рабочие элементы 1, жестко посаженные на оправке 2, которая оканчивается передним хвостовиком 3. Задний хвостовик 4 выполнен с возможностью вращения относительно остальной части инструмента и на торце снабжен упругим элементом 5.

Для обработки мелкоразмерных отверстий диаметром 4-10 мм в оправке инструмента за дорнирующим кольцом завальцован шарик диаметром 3-4 мм, в который упирается задний хвостовик коническим центровым отверстием

Для диаметров оправки 10-15 мм на

45423 4 торце тянущей передней оправки эа= вальцовывают два-три шарика, а для справок с диаметрами более 15-20 мм используют упорные шарикоподшипники.

В последнем случае задний хвостовик выполняют нераэъемным с передним хвостовиком.

При реализации предлагаемого способа, когда суммарное усилие протягивания значительно меньше предельно допустимого, дополнительный привод служит резервной системой и выполнения условия равнонагруженности не требуется, так как достаточно запаса прочности одной оправки. Применение способа по этому варианту может быть оправдано при обработке уникальных, ответственных или дорогостоящих деталей как средство повыше2п ния надежности системы и снижения брака.

Когда суммарное усилие протягивания соизмеримо с предельно допустимым, требуется строгое выполнение

25 укаэанного соотношения, потому что несоблюдение принципа равнопрочности ведет к преждевременному разрушению одной из оправок. Предлагаемый способ дорнования мелкораэмерных отверстий и инструмент для его реализации позволяют увеличить производительность обработ" ки °