Зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) (1) 4 F 16 H 55/14, 55/18
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA
ВСЕ1:()(((Ч 1Н
OIlHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ 13," ц
К А BTOPCHOMY С8ИДЕТЕЛЬСТВУ
t)
1б (21) 3838391/25-28 (22) 03.01.85 (46) 23.08.86. Бюл. У 31 (71) Институт проблем нацежности и долговечности машин ЛН I>CCP (72) O.В.Берестенев, F.Л.Басинюк, Н.Н.Ишин и А.Л.Якимович (53) 621.833(088.8) (56) Патент 1цвец»ц 1(- 225415, кл. 47 h 6, 1969. (54) (57) ЗУБЧЛТЛЯ Г1ЕРЕДЛЧЛ, содержащая корпус, по крайней мере, два вала с установленными на них зацепляющимися зубчатыми колесами и две эксцентриковые втулки, связанные с одним из колес, размеп.енные со стороны его торцов и неподвижно установг ленные в корпусе с возможностью opueIITBI(»Ef экецентриситета относительно линии зацепле»ия, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что с целью повьш)ения надежности и долговечности, передача снабжена дцскамц, установленными
»а ксцентрцко»1(х втулках с возмож»остью вращения, колесо, связанное е втулкам», в(1»олнено составным из ступицы, ве»ца, установленного на етуllllll, с зазором, и I(EIJIEfttppff tpcKI x у»ругцх элементов, связываюп(их вене((со cry(It t»ett ц параллел(.ных оси колеса, вал, »есушцй составное колесо р Iзмеt11е II » lк сt(elITр»ковых втулках, а ц»лцндр»ческие упругие
Э11ЕМЕНтк1 ОПЕРтЫ КОНЦаМИ На ЦИЛИНДРИческ»е поверхности дисков.
52586 где F F
1 г допуски «а колебание измерительного межосеного расстояния зубчатых колес, максимально допустимое изменение измерительного межосевого расстояния в результате износа; начальный натяг в пе10 е = Р +Г +ЛР. +4Н, Составитель В.Сергеев
Техред О.Гортвай Корректор В.Синицкая
Редактор А.Шандор
Заказ 4609/39 Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, ул. Проектная, 4
1 12
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, Пелью изобретения является повышение надежности и долговечности зубчатой передачи, Положительный эффект достигается за счет снижения виброактивности передачи с выборкой зазоров в зацеплении, На чертеже изображена зубчатая передача °
Зуб"атая передача содержит корпус 1, по крайней мере, два вала
2 и 3 с установленными на них зацепляющимися зубчатыми колесами, две эксцентриковые втулки 4 и 5, связанные с одним из колес, размещенные со стороны его торцов и неподвижно установленные в корпусе l с возможностью ориентации эксцентриситета относительно линии зацепления. На эксцентричных поверхностях и втулок 4 и 5 с возможностью вращения установлены диски 6 и 7.
Колесо, связанное с втулками 4 и 5, выполнено составным,из ступицы
8, венца 9, установленного на ступице 8 с зазпрпм, и цилиндрических упругих элементов 10„ связывающих венец 9 со ступицей 8 и параллельных оси колеса.
Вал 3, несущий составное колесо, размещен во втулках 4 и 5, а цилиндрические упругие элементы 10 опираются своими концами на наружные поверхности дисков 6 и 7. Вал 3 установлен во втулках 4 и 5 на подшипниках 11 и 12, диски 6 и 7 установлены на этих же втулках на подшипниках 13 и 14, а сами втулки 4 и 5 в корпусе 1 на подшипниках 15 и 16 с. одновременным стопорением путем поджатия крьшками 17.
Величина эксцентриситета поверхностей А втулок 4 и 5 может быть определена следующим образом. редаче.
При работе передачи крутящий момент передается к зубчатому венцу 9 и через упругие элементы 10 на сту15 пицу 8 и вал 3. При этом упругие элементы 10 обеспечивают радиальную и окружнук податливость сопряжения венца 9 и ступицы 8. Одновременно с этим венец 9 составного зубчатого
20 колеса через упругие элементы 10, взаимодействующие с наружной поверхностью дисков 6 и 7, поджимается ими K другому колесу, создавая в сопряжении натяг. Величина натяга
25 регулируется положением эксцентриситета относительно линии зацепления.
При вращении составного зубчатого колеса диски 6 и 7 также вращаются на подшипниках 13 и 14 под воз30 действием упругих элементов 10. Это обеспечивает трение качения между сопрягаемыми поверхностями дисков
6 и 7 и упругих элементов 10, По мере износа контактирующих поверхностей оптимальный натяг в зубчатом зацеплении восстанавливается изменением направления эксцентриситета.
40 Это осуществляется вращением эксцентричной поверхности г втулок 4 и
5 вокруг их осей. При этом втулки поворачиваются в подшипниках 15 и 16 до создания натяга в зацеплении, а
45 затем стопорятся относительно корпуса 1. Стопорение осуществляется взаимодействием конусных кольцевых выступов на втулках 4 и 5 и крышек 17.