Зубчатая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (1) 4 F 16 H 55/14, 55/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA

ВСЕ1:()(((Ч 1Н

OIlHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ 13," ц

К А BTOPCHOMY С8ИДЕТЕЛЬСТВУ

t)

1б (21) 3838391/25-28 (22) 03.01.85 (46) 23.08.86. Бюл. У 31 (71) Институт проблем нацежности и долговечности машин ЛН I>CCP (72) O.В.Берестенев, F.Л.Басинюк, Н.Н.Ишин и А.Л.Якимович (53) 621.833(088.8) (56) Патент 1цвец»ц 1(- 225415, кл. 47 h 6, 1969. (54) (57) ЗУБЧЛТЛЯ Г1ЕРЕДЛЧЛ, содержащая корпус, по крайней мере, два вала с установленными на них зацепляющимися зубчатыми колесами и две эксцентриковые втулки, связанные с одним из колес, размеп.енные со стороны его торцов и неподвижно установг ленные в корпусе с возможностью opueIITBI(»Ef экецентриситета относительно линии зацепле»ия, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что с целью повьш)ения надежности и долговечности, передача снабжена дцскамц, установленными

»а ксцентрцко»1(х втулках с возмож»остью вращения, колесо, связанное е втулкам», в(1»олнено составным из ступицы, ве»ца, установленного на етуllllll, с зазором, и I(EIJIEfttppff tpcKI x у»ругцх элементов, связываюп(их вене((со cry(It t»ett ц параллел(.ных оси колеса, вал, »есушцй составное колесо р Iзмеt11е II » lк сt(elITр»ковых втулках, а ц»лцндр»ческие упругие

Э11ЕМЕНтк1 ОПЕРтЫ КОНЦаМИ На ЦИЛИНДРИческ»е поверхности дисков.

52586 где F F

1 г допуски «а колебание измерительного межосеного расстояния зубчатых колес, максимально допустимое изменение измерительного межосевого расстояния в результате износа; начальный натяг в пе10 е = Р +Г +ЛР. +4Н, Составитель В.Сергеев

Техред О.Гортвай Корректор В.Синицкая

Редактор А.Шандор

Заказ 4609/39 Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, ул. Проектная, 4

1 12

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, Пелью изобретения является повышение надежности и долговечности зубчатой передачи, Положительный эффект достигается за счет снижения виброактивности передачи с выборкой зазоров в зацеплении, На чертеже изображена зубчатая передача °

Зуб"атая передача содержит корпус 1, по крайней мере, два вала

2 и 3 с установленными на них зацепляющимися зубчатыми колесами, две эксцентриковые втулки 4 и 5, связанные с одним из колес, размещенные со стороны его торцов и неподвижно установленные в корпусе l с возможностью ориентации эксцентриситета относительно линии зацепления. На эксцентричных поверхностях и втулок 4 и 5 с возможностью вращения установлены диски 6 и 7.

Колесо, связанное с втулками 4 и 5, выполнено составным,из ступицы

8, венца 9, установленного на ступице 8 с зазпрпм, и цилиндрических упругих элементов 10„ связывающих венец 9 со ступицей 8 и параллельных оси колеса.

Вал 3, несущий составное колесо, размещен во втулках 4 и 5, а цилиндрические упругие элементы 10 опираются своими концами на наружные поверхности дисков 6 и 7. Вал 3 установлен во втулках 4 и 5 на подшипниках 11 и 12, диски 6 и 7 установлены на этих же втулках на подшипниках 13 и 14, а сами втулки 4 и 5 в корпусе 1 на подшипниках 15 и 16 с. одновременным стопорением путем поджатия крьшками 17.

Величина эксцентриситета поверхностей А втулок 4 и 5 может быть определена следующим образом. редаче.

При работе передачи крутящий момент передается к зубчатому венцу 9 и через упругие элементы 10 на сту15 пицу 8 и вал 3. При этом упругие элементы 10 обеспечивают радиальную и окружнук податливость сопряжения венца 9 и ступицы 8. Одновременно с этим венец 9 составного зубчатого

20 колеса через упругие элементы 10, взаимодействующие с наружной поверхностью дисков 6 и 7, поджимается ими K другому колесу, создавая в сопряжении натяг. Величина натяга

25 регулируется положением эксцентриситета относительно линии зацепления.

При вращении составного зубчатого колеса диски 6 и 7 также вращаются на подшипниках 13 и 14 под воз30 действием упругих элементов 10. Это обеспечивает трение качения между сопрягаемыми поверхностями дисков

6 и 7 и упругих элементов 10, По мере износа контактирующих поверхностей оптимальный натяг в зубчатом зацеплении восстанавливается изменением направления эксцентриситета.

40 Это осуществляется вращением эксцентричной поверхности г втулок 4 и

5 вокруг их осей. При этом втулки поворачиваются в подшипниках 15 и 16 до создания натяга в зацеплении, а

45 затем стопорятся относительно корпуса 1. Стопорение осуществляется взаимодействием конусных кольцевых выступов на втулках 4 и 5 и крышек 17.