Способ определения коэффициента трения в цепных шарнирах
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (59 4 G 01 N 19/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К A STOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
Г}О ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3863182/25-28 (22) 04.03 ° 85 (46) 30.11.86. Бюл. В 44 (71) Харьковский ордена Ленина политехнический институт им. В.И.Ленина (72) В.П.Аврамов, В.В.Епифанов и и Г.Г.Чомуклиев ,(53) 620.178 .16(088 .8) (56) Воробьев A.Н. Механические пере дачи. Вып. 2, Ижевск,, 1977, с.115117. .(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА
ТРЕНИЯ В ЦЕПНИХ ШАРНИРАХ (57) Изобретение относится к методам оценки трибологических свойств, а именно коэффициента трения в подшип„.Я0„„1273777 А1 никовых узлах цепей. Целью изобретения является повышение достоверности результатов испытаний. Это достигается тем, что расчетную модель цепи приближают к реальной модели тем, что учитывают число звеньев цепи. Реализация способа состоит в том, что цепь закрепляют неподвижно одним концом, а за другой ее конец растягивают и измеряют стрелу ее прогиба и расстояние между точками концов цепи, а величину коэффициента трения в шарнирах цепи определяют по измеренным значениям прогиба и указанного расстояния с учетом числа звеньев и величины растягивающего усилия. 1 ил.
1273777 где j
Тк
h где
Т
45 ( о
Изобретение относится к методам оценки трибологических характеристик подшипниковых узлов в машиностроении и может быть использовано для оценки коэффициента трения в шарнирах цеп- 5 ных передач.
Цель изобретения — повьппение достоверности определения коэффициента трения.
На чертеже схематически изображе- 10 но устройство для реализации предлагаемого способа.
Устройство содержит основание 1, неподвижный 2 и подвижный 3 ширниры и динамометр 4. 15 предлагаемый способ осуществляют следующим образом. (Исследуемый участок цепи 5 закрепляют концами в шарнирах 2 и 3. Прикладывают к цепи 5 через шарнир 3 a pp динамометр 4 растягивающее усилие Т, при котором в шарнирах цепи коэффициент трения .будет минимальным. Величину усилия при этом выбирают по известной методике, исходя из условия, что стрела прогиба цепи (Ь=Ь.) будет
О
1 минимальной при максимальном расстоя нии (7=I ) между концами закреплен0 ной в шарнирах 2 и 3 цепи 5.
Затем уменьшают величину растяги- З0 вающего усилия Т и снова измеряют наибольшую стрелу прогиба. Измерения при различных Т повторяют j раз, подсчитывают число п звеньев иссле дуемой цепи 5 и вычисляют по получен.ным данным коэффициент трения в шарнирах по формуле
3 число измерений; расгягивающее усилие; максимальная стрела прогиба цепи,. соответствующая Т„; максимальное расстояние между крайними звеньями цепи; вес звена цепи; число звеньев используемого участка цепи; радиус поверхности трения в шарнирах;
Расчетная формула для f получена из рассмотрения баланса работ тех сил, которые действуют на участок цепи 5 при перемещении подвижного его конца, т.е. шарнира 3, в сторону неподвижного шарнира 2 при уменьшении усилия Т,растягивающегоиспытуемую цепь.
Достоверность оценки коэффициента трения по предлагаемому способу повьппается sa счет того, что учитываются конструктивные особенности цепей, т.е. то, что они состоят иэ отдельных звеньев, а известные методы оценки трения основаны на использовании модели цепи в виде непрерывной нити.
Формула иэ обретения
Способ определения коэффициента трения в цепных шарнирах, заключающийся в том, что один конец цепи закрепляют неподвижно, а другой — с возможностью перемещения в горизонтальном направлении так, чтобы цепь имела стрелу прогиба по вертикали, прикладывают к подвижному концу цепи растягивающее усилие, величину которого выбирают иэ условия обеспечения минимальной стрелы прогиба цепи и максимального расстояния между ее концами, измеряют стрелу прогиба и
L ,это расстояние, уменьшают ступенчато растягивающее усилие, измеряя каждый раэ стрелу прогиба цепи, и учитывают их при определении коэффициента трения, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности путем приближения расчетной модели цепи к реальной, подсчитывают число звеньев цепи, а коэффициент трения определяют по формуле
ЗспХ 4с T h
j число измерений; расстягивающее усилие; максимальная стрела прогиба; максимальное расстояние между крайними звеньями цепи; число звеньев цепи; радиус поверхности трения в шарнирах; вес звена цепи;
2 и
Š—— ((1 — ) (-0, 5))
<=1
55 и-1
Е и и-1
c. = п
1273777
Составитель Н. Кудрявцев
Редактор Л. Веселовская Техред Л.Сердюкова КорректорВ. Бутята
Тираж 7-78 Подписное
ВНИИПИ Государственного. комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35,. Раушская наб., д. 4/5
Заказ 6468/39, Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4