Устройство для контроля бдительности водителя транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к устройствам обеспечения безопасности движения транснортных средств для контроля бдительности водителя транснортного средства, может быть иснользовано на метрополитене и обеспечивает повышение надежности. Устройство содержит блок 1 выделения фазы составляющей электрического сопротивления кожи, соединенный с блоком 4 анализа состояния машиниста посредством амплитудно-временного селектора 2 и блока 3 формирования порога, блок 5 предупредительной сигнализации, блок 6 отработки команд, блок 7 управления исполнительными тормозными элементами, счетчик событий 8, блок 9 формирования сообщений. 3 ил. i (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСН ИХ

РЕСПУбЛИК (1) 4 В 61 1 3/08, В 60 Т 7/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Диг. 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОбРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3920226/27-11 (22) 28.06.85 (46) 15.01.87. Бюл. № 2 (71) Ленинградский метрополитен им. В. И. Ленина (72) Л. Л. Гладштейн, M. Г. Пекелис, В. И. Барский и Э. Л. Мороз (53) 625.259.2:625.42 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 757367, кл. В 61 1 3/08, 1977.

„„Я0„„1283139 (54) УСТРОЛСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ

БДИТЕЛЬНОСТИ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к устройствам обеспечения безопасности движения транспортных средств для контроля бдительности водителя транспортного средства, может быть использовано на метрополигене и обеспечивает повышение надежности. Устройство содержит блок 1 выделения фазы составляющей электрического сопротивления кожи. соединенный с блоком 4 анализа состояния м аш и ни ста посредством ам плитудно-временного селектора 2 и блока 3 формирования порога, блок 5 предупредительной сигнализации, блок 6 отработки команд, блок 7 управления исполнительными тормозными элементами, счетчик событий 8, блок 9 формирования сообщений. 3 ил.

1283!39

Изобретение относится к устройствам обеспечения безопасности движения транспортных средств и может быть использовано на метрополитене.

Цель изобретения — повышение надежности.

На фиг. представлена структурная схема ripeдлагаемого устройства; на фиг.

2 и 3 — функциональные схемы выполнения блока формирования порога и блока BHBлиза состояния машиниста.

Устройство для контроля бдительности машиниста (фиг. 1) содержит блок 1 выделения фазы составляющей электрического сопротивления кожи (ЭСК), амплитудновременной селектор 2, блок 3 формирования порога, блок 4 анализа состояния машиниста, блок 5 предупредительной сигнализации, блок 6 отработки команд, блок 7 управления исполнительными тормозными элементами, счетчик событий 8, блок 9 форчирования сообщений.

Блок 3 формирования порога содержит пиковый детектор !О, емкость С, делитель 11, чультивибратор 12, ключ разряда 13.

Блок 4 анализа состояния машинисга содержит триггеры 14 — -16, элемент 17 ИЛИ, мультивибраторы 18 и 19, генератор 20, элементы 21 — -24 И и элемент 25 НЕ.

Устройство работает следующим обризоч

Ман)инист закрепляет на руке электроды блока 1 выделения фазы составляющей

ЭСК, включает устройство. При этом на выходе блока 1 выделяется физическая составляющая ЭСК, характеризующая уровень одительности машиниста и поступающая одновременно на амплитудно-временной селектор 2 и блок 3 формирования порога, который устанавливает порог срабатывания амплитудно-временного селектора 2 в

Зависимости от индивидуальных Особенностей организма машиниста.

Одновременно блок 4 анализа состояния машиниста формирует на двух выходах сигналы вклк)чения лампы и звонка блока 5 предупредительной сигнализации. Если ма(с1инист за время 0,2 с, равное времени простой сенсомоторной реакции, успевает нажать педаль (кнопку) блока 6 обработки команд, лампа и звонок блока 5 предупредительной сигнализации отключается, а на выходе блока 4 анализа состояния машинисга формируется сигнал «Разрешение управления», поступающий на блок 7 управления исполнительными элементами.

Если машинист в первый раз не yciieвает за время 0,2 с нажать педаль (кнопку) с)лока 6 отработки команд, т.е. реакция машиниста не в норме, лампа блока 6 пре„,упредительной сигнализации не отключается и сигнализирует о предстоящей повторной проверке сенсомоторной реакции, а звонок блока 5 предупредительной реакции по истечении 2 с отключается на 2 с, а затем повторно включается.

Если машинист во второй раз успевает за 0,2 с нажать педаль {кнопку) блока 6 отработки команд, лампа и звсгнок отклю5 чаются, управление ра.)ре)пается. Если машинист вторично не успевает за 0,2 с нажать педаль (кнопку) блока 6 отработки команд, на выходе б.нтка 4 анализа состояния машиниста формируется сигнал «Тормоз», поступающий на блок 7 управления исполнительными элементами.

В случае повышения фазической составляк)шей ЭСК, свидетельствующей о повышении активности (бдительности) ма;пиниста, сигнал с выхода блок- 3 формирования пороги повышает порог срибатi>IBBHHH амплитудно-временного селекг()ра 2.

В случае понижения фазическ()й состав,. я101цей ЭСК в рейсе, т,с. вероятного понижеHHH бдительности машиниста, о чем сви20 детельствует сигнал на выходе имплигуд)повременного селектора 2, п01)горяется Bcch цикл описанной работы: проверяется время

cciIc0vo)0prI0H реакции и. Осли реакция в номер, блок 4 анализа реакции машиниста

25 разрешает продолжение .шижения, а также по»101llhlo ОлОка ) фОр. .1ировиния порога понижает порог срабатывания ичнлитмднозременного селектора 2. (:.ели реакция iipH

Br) хкратной проверке:10 и норме. -- BK.IIoгнется торможение.

Ин(!)Орм а(I HH 0 каж цОм с." 1 и с вероятного понижения бдитсл).нос) и,;.c . 0 каждом случае понижения физическ ) I составля)ошей ЭСК ниже порогов:,"О. (н)ступа i r и счетчик событий 8. !4IIC():)p»a (ия о срикте

Il-кратного понижения физнчес.-..ой состав35 IHIoiii(.й ЭСК 1гиже 1.0001.Оного го счетчика ооытий 8, а гакже 0 ф<1 . 1(. i Op."iioH c IHH c блока 7 управления HcliO.II.HòåëBI:.ûìI элечецтачи поступает в олок ".. форчирования сообщений, наприм p, Iг)иечонере.(атчик

«поезд-диспегчер» для переда(и сообшения дисi(ет !(pм.

Блок 3 форчирования iopui и p!I,,)0rBeò

; ледующим Образом.

Сигнал с выхода блок» 1:)ы (е,1ения физической составляк)гней ЭСК пос гупает ни

45 illiNOBBIH детектор 0 с .1иль1(«ременеч заряда и Оольшим временем риз!)я J d емкости С и через делитель 1! на )ход амплитудно-временного селектора 2.

Таким образом, увели -.ение уров)(я фазической составля ошей ЭСК л(сличивает порог срабатывания BIM пли..- д)го-временногÎ селектора 2. При уменьшении, ровня фазической составляюцсей Э(К сигнал об этом через амплитудно-()ременной селектор 2

1шступает в блок 4 анализа реакции ма55 1ииниста. При нормал(п)ом времени сенсомоторной реакции машиниста c)IãBBë с выхода блока 4 анализа состояния х)ап)и)(ис) а за1г) екает мультивибратор 2;.1юч разряда 13

1283139 разряжает емкость С на время длительности импульсов мультивибратора и уменьшается порог срабатывания амплитудно-временного селектора 2.

Таким образом, отслеживаются инди5 видуальные особенности организма машиниста, связанные с изменением фазической соста вл яю щей ЭС К.

Блок 4 анализа состояния машиниста работает следующим образом.

При включении устройства взводится триггер 4 и через элемент 17 ИЛИ, запу с кается мульт и вибратор 18, который в свою очередь запускает генератор 20 импульсов длительностью 2 с, скважностью 2 и взводит триггер 15, сигнал с выхода которого включает лампу блока 5 предупредительных сигналов и поступает на один вход элемента 21, на другой вход которого поступает сигнал с выхода генератора 20.

Сигнал с выхода элемента 21 включает звонок блока 9 предупредительных сигналов и одновременно запускает мультивибратор

19, который вырабатывает импульс длительностью 0.2 с, что соответствует времени простой сенсомоторной реакции, и разрешает на это время прохождение через элемент 22 сигнала с блока 6 отработки команz.

Если машинист успевает за время 0,2 с нажать кнопку (педаль) блока 6 отработки команд, то сигнал с выхода элемента 22 сбрасывает триггер 15, после чего отключаются звонок и лампа блока 5 предупредительных сигналов; сигнал с инверсного выхода триггера 15 через элемент 23 выдает сигнал на блок 3 формирования порога о том, что реакция машиниста в норме, кроме того, сбрасывает триггер 14, сигнал с инверсного выхода которого поступает на вход «Разрешение управления» блока 7 управления исполнительными элементами.

Если машинист не успевает нажать кнопку (педаль) блока 6 отработки команд за

0,2 с триггер 15 остается взведенным и сигнал на включение лампы продолжает поступать на вход блока 5 предупредительной сигнализации. Так как длительность импульса, поступающего с генератора 20 на вход элемента 21, 2 с, скважность 2, то сигнал с выхода элемента 21 в течение 2 с включает звонок блока 5 предупредительной сигнализации, а затем на 2 с звонок отключается, через 2 с мультивибратор 19 вновь запускается импульсом с генератора 20 и вновь сигнал с выхода элемента 21 включает звонок блока 5 предупредительной сигнализации.

Если машинист вторично не нажмет педаль (кнопку) блока 6 отработки команд за 0,2 с, то на выходе элемента 24 формируется сигнал включения тормоза блока 7 управления исполнительными элементами, так как на входы элемента 24 поступают в дан20

55 ном случае инвертированный элементом 25 нулевой сигнал с мультивибратора 19, сигнал с взведенного триггера 15, сигнал с инверсного выхода сброшенного триггера 16 и сигнал с генератора 20.

В случае понижения фазической составляющей ЭСК, свидетельствующем о вероятном понижении бдительности, сигнал с амплитудно-временного селектора 2 через элемент 17 запускает мультивибратор 6, импульс с выхода которого записывается в счетчик событий 8, а, кроме того, запускает генератор 20 и взводит триггер 15 на повторение описанного рабочего цикла.

Формула изобретения

Устройство для контроля бдительности водителя транспортного средства, содержащее блок выделения фазы составляющей электрического сопротивления кожи, соединенный выходом с входом ам плитудновременного селектора, блок отработки команд, блок предупредительной сигнализации и блок управления исполнител „ыми тормозными элементами, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено блоком формирования порога, подключенным входом к упомянутому выходу блока выделения фаз составляющей эле ктрического сопротивления кожи, а выходом — к второму входу амплитудно-временного селектора, счетчиком событий, блоком формирования сообщений, подключенным входом к выходу блока управления исполнительными тормозными элементами, триггерами, один из которых выходом подключен к входу блока управления исполнительными тормозными элементами, второй к входу блока преду предительной сигнализации, элементом ИЛИ, соединенным входом с выходом амплитудно-временного селектора, четырьмя элементами И, один из которых соединен входом с упомянутым выходом первого триггера, второй — с выходом блока отработки команд, третий — выходом с вторым входом блока предупредительной сигнализации, а входом — с упомянутым выходом второго триггера, соединенным с входом четвертого элемента И, подключенного выходом к второму входу блока управления исполнительным и тормозными элементами, мультивибраторами, один из которых соединен выходом с входом счетчика событий, второй подключен входом к упомянутому выходу третьего элемента И, генератором импульсов и элементов НЕ, связанным входом с выходом второго мультивибратора, соединенным с вторым входом второго элемента И, подключенного выходом к входу второго триггера, причем выход элемента HE соединен с вторым входом четвертого элемента И, соединенного третьим входом с выходом третьего триггера, вход

1283139

Составитель Э. Кондратенко

Редактор Н. Горват Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Заказ 735!/16 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рау шская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 которого подключен к соединенному с вторым входом третьего элемента И и с четвертым входом четвертого элемента И, выходу генератора, соединенного входом с упомянутым выходом первого мультивибратора, подключенным к второму входу второго триггера, второй выход которого подключен к второму входу первого элемента И, соединенного выходом с вторым входом блока формирования порога и с входом первого триггера, второй выход которого соединен с вторым входом элемента ИЛИ, подключенного выходом к входу первого мультивибратора, а выход счетчика событий связан с вторым входом блока формирования сообщения.