Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

1яу 4 В 60 К 41/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21)- 3828554/27-11 (22) 24.12.84 (46) 23 ° 01.87. Бюл. Р 3 (71) Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева (72) В.И. Соколовский, А.M. Сарибан, В.М. Стародубцев и 10.С. Шурлапов (53) 629. 113-585.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 887284, кл. В 60 К 41/06, 1979. (54)(57) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА содержащая трехколесную гидромуфту, фрикционную муфту ее блокировки, двухступенчатый редуктор-делитель с фрикционными муфтами управления, ступенчатую коробку передач с ручным управлением и систему управления, включающую в себя источник давления рабочей жидкости, соединенный гидролиниями через клапан автоматического переключения передачи делителя с фрикционными муфтами управления, -SU» 1 84 5 А1 клапан блокировки гидромуфты с управляющей камерой, вход которого связан с источником давления рабочей жидкости, клапан задержки блокировки гидромуфты, датчик скорости транспортного средства и редукционный клапан питания гндромуфты, посредством которого источник давления сообщен с входной полостью гидромуфты, а выходная полость последней сообщена с гидробаком через радиатор, отличающаяся тем, что, с целью улучшения топливной зкономичности, третье колесо гидромуфты установлено на ступице насосного колеса с возможностью свободного вращения и зафиксировано на ней в осевом направлении, при этом вход клапана блокировки гид1 омуфты сообщен с выходом клапана задержки блокировки гидромуфты, а управляющая камера блокировки гидромуфты сообщена с датчиком скорости транспортного средства.

1 1284856 2

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к гидромеханическим трансмиссиям транспортных средств, в частности автомобилей, тракторов и строительно-дорожных ма- .> шин.

Цель изобретения — улучшение топливной экономичности.

На фиг. 1 изображена гидромеха- fg ническая трансмиссия с элементами управления; на фиг. 2 — гидромуАта; на фиг. 3 — разрез А-А на Аиг. 2; на фиг. 4 — графики зависимости крутящего момента двигателя от частоты вращения ведущего вала гидромуфты, Гидромеханическая трансмиссия (фиг. 1) состоит из гидромуфты 1, имеющий насосное колесо 2, соединенное с коленчатым валом 3 двига- 20 теля, турбинное колесо 4, соединенное с валом трансмиссии, фрикционной муфты 5 блокировки гидромуАты

1, двухступенчатого редуктора-делителя 6 с фрикционными муфтами 7 и 8 переключения передач и ступенчатой коробки 9 передачи с ручным управлением. Гидромуфта 1 содержит третье лопастное колесо 10, установленное на ступице насосного колеса с возможностью свободного вращения и зафиксированное на ней в осевом направлении.

Система управления гидромеханической трансмиссией содержит источник давления рабочей жидкости — насос 11, клапан 12 ручного управле- ( ния, клапан 13 автоматического переключения передач делителя, клапан 14 блокировки гидромуАты, клапан 15 за- 40 держки блокировки гидромуфты, датчик

16 скорости транспортного средства, датчик t7 нагрузки двигателя, редукционный клапан 18 питания гидромуфты и радиатор 19. 45

Гидромуфта 1 сообщается с насосом 11 через клапан 18 питания гидромуфты и с баком через радиатор 19.

Фрикционная мутфа 5 блокировки сообщается с насосом 11 через клапан 50

15 задержки блокировки и клапан 14 блокировки гидромуфты.

Вход 20 клапана 14 блокировки сообщен с выходом 21 клапана 15 задержки блокировки. Управляющая каме-.55 ра 22 клапана 14 блокировки сообщается с задатчиком 16 скорости..Управляющие камеры 23 и ?4 клапана 15 задержки блокировки сообщаются с полостями реле 25 времени, а с Арикционными муфтами 7 и 8 переключения передач делителя через дроссели 26 и обратные клапаны 27.

Фрикционные муАты 7 и 8 автоматического переключения передачи делителя 6 сообщаются с насосом 11 через клапан 12 ручного управления и клапан 13 автоматического переключения передач. Управляющие камеры 28 и 29 клапана 13 сообщаются соответственно с датчиком 17 нагрузки и с датчиком

16 скорости.

Трансмиссия работает следующим образом.

При трогании с места водитель, выжимая педаль сцепления, воздействует на связанный с ней клапан 12 ! ручного управления. Клапан 12 перекрывает гидролинию, связывающую насос 11 с клапаном 13 автоматического переключения, соединяет с гидробаком датчик 16 скоростии гидролинию, связывающую датчик 16 с клапаном 13. Золотник клапана 12 автоматического переключения под воздействием давления датчика 17 нагрузки перемещается и соединяет полость фрикпионной муфты 7 с баком. Полость фрикционной муфты 8 соединяется с баком через клапаны 13 и 12. Таким образом, происходит разобщение двигателя и трансмиссии. Связанные с фрикционными муфтами 7 и 8 управляющие камеры 23 и 24 клапан 15 задержки блокировки также соединяются с баком.

Клапан 15 занимает среднее положение и отключает клапан 14 блокйровки гидромуфты от насоса 11. Под действием пружины 30, преодолевающей небольшое в данный момент усилие в камере 22, создаваемое давлением датчика 16 скорости, клапан 14 блокировки гидромуфты занимает одно из крайних положений, соединяя фрикционную муфту 5 блокировки с баком, т .е. происходит разблокировки гидромуфты 1. Крутящий момент от двигателя к корпусу фрикционнчх муфт 7 и

8 передается через гидромуфту 1.

После включения в коробке 9 передач низшей ступени водитель отпускает педаль сцепления и связанный с :eA клапан 12 ",ó÷íîão управле" . ния занимает исходное положение. Пр этом полость фрикцлонкой муфты 5 блокировки остается соединенной с

12848 баком. Транспортное средство начинает движение на низших ступенях в трансмиссии при неблокированнай гидромуфте.

На фиг. 4 показаны нагрузочные характеристики — зависимости крутящего момента на насосном колесе гидромуфты ат частоты вращения ведущего нала гидромуфты с дополнительными лопаточным колесом (кривая 1) и без f0 него (кривая 2), а также зависимости крутящего момента двигателя от частоты вращения его вала при полной нагрузке (кривая 3) и без него (кривая 4). f5

Гидромуфта содержит насосное колесо 31 со ступицей 32, жестко связанное с ведущим валом 33, турбинное колесо 34, жестко связанное с ведомым валом 35, и дополнительное ло- 20 паточное колесо Зб, установленное на втулке 37 с возможностью свободного вращения на ступице 32. Лопаточное колесо 35 зафиксировано в осевом направлении с помощью стопорного кольца 38. Лопатки 39 дополнительно. го колеса Зб,повернуты в направлении вращения насосного колеса 31.

Гидромуфта работает следующим образом. 30 !

Крутящий момент от двигателя (не показан) передается на ведуний вал 33 и далее на связанное с ним насосное колесо 3 1 гидрамуфты. При 35 определенном значении частоты вращения насосного колеса 31 рабочая.жидкость, проходя через круг циркуляции, образованный колесами 3 1, 34 и

36, и воздействуя на ведомый вал 35, 40 начинает его вращать. Конкретно режим трогания ведомого вала существенно зависит от наличия в гидромуфте дополнительного лопаточнага колеса 36 и геометрии его лопаток. . 45

Введение в гидромуфту (фиг. 3) свободно установленного на втулке .

37 дополнительного лопаточнага колеса 36, лопатки которого повернуты в сторону вращения насосного .сслеса, 50 значительна снижает коэффициент пе,регрузки гидромуфты.

Блокировка гидромуфты 1 происходит через некоторое время, определяемое реле 25 времени, после оконча- 55 ния процесса переключения передач, 56 4 когда клапан 15 задержки блокировки занимает одна иэ крайних лолсжений и соединяет клапан 14 блокировки с насосом 11 и когда транспортное средство достигает определенной скорости, при которой усилие в управляющей камере 22, создаваемое давлением датчика 16 скорости, преодолевает усилие пружины 30 и переключает клапан 14 блокировки гидромуфты в другое крайнее положение, соединив фрикционную муфту 5 блокировки через клапан l5 с насосам 11.

Движение транспортного средства продолжается на блокированной гидромуфте.

Аналогичным образом работает система управления при переключении передач в ступенчатой коробке 9, Разблокировка гидромуфты с последующей блокировкой ее после окончания процесса переключения происходит при автоматическом переключении передач делителя 6.

Применение гидромуфты с третьим свободно вращающимся лопаточным колесом установленным на ступице насосного колеса, уменьшает величину коэффициента перегрузки при полном скольжении гидрамуфты, что исключает остановку двигателя при большом коэффициенте сопротивления движению автомобиля, или введение колес при малом коэффициенте сопротивления, а также позволяет улучшить охлаждение гидромуфты. Кроме того при трогании автомобиля с места работа буксирования сцепления в большей мере поглощается гидромуфтой с меньшим коэффициентом перегрузки. Это повышает надежность и долговечность установленной за ней механической части трансмиссии.

Гидромуфта предложенной конструкции улучшает динамические и экономические показатели автомобиля при трогании с места. Разгон транспортного средства при трогании с места и после переключения передач на разблакированной гидромуфте с последующей ее блокировкой по окончании процесса переключения приводит к снижению динамических нагрузок и уменьшает работу буксирования фрикционных муфт, т.е. повышает долговечность трансмиссии.

1284856

1 lh iiC. 56

1284856

Яа=- Жамм; i -0

Jlft frrpf

П7 рщр

15й7

Составитель 10. Уткин

Редактор Г. Волкова Техред М.Ходаиич Корректор Е. Сирохман

Заказ 7523/20 Тираж 598 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4